Наталья Артемьева
Конспект занятия «Детские страхи» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
• Показать детям причины страха;
• Помочь детям изменить к нему отношение;
• Научить способам преодоления страха;
• Закрепить выражение эмоциональных состояний в мимике (страх, радость).
Оборудование: бумажный фонарик с нарисованным веселым лицом; рассказ «Страх и смелость»; картинки: «Дед и внук», «Темнота», «Баба-Яга», «Один дома», «Дикий зверь», «Пешеходный переход», «Горящий электроприбор», «Лес», «Водоем», «Мальчик», «Чебурашка», «Доктор Айболит», «Три поросенка» ; схемы эмоций: «Страх», «Радость», «Гнев», «Удивление»; зеркала на каждого ребенка; фотография «Испуганное лицо».
Публикация «Конспект занятия „Детские страхи“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Страх и детская тревожность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Предварительная работа:
• опрос детей «Чего ты боишься?»;
• рисование детьми своих страхов;
• чтение литературных произведений (С. Я. Маршак «Чего боялся Петя?», р. н. с. «У страха глаза велики», С. Черный «Когда никого нет дома», Н. Носов «Тук-тук-тук»).
Ход занятия:
I. Игра «Фонарик». (Проводится для создания положительного эмоционального настроя у детей).
Педагог: «Ребята, к нам в гости пришел фонарик. Давайте посмотрим на него, и расскажем какой он».
Варианты ответов детей: «Красивый, яркий, светлый, добрый, веселый, смелый …»
Педагог: «Возьмите себе от фонарика немного тепла, добра и, передавая его друг другу, скажите своему соседу хорошие, добрые слова»
II Постановка проблемы
Педагог: «Рядом с фонариком я нашла рассказ «Страх и смелость». Давайте его прочтем».
Читает рассказ «Страх и смелость»
Внук спрашивал:
- Дедушка, большой ли страх?
- Большой.
- Больше быка?
- Больше.
- Больше скирды?
- Больше.
- Больше леса?
- Больше.
- А что сильнее – страх или смелость?
- Смелость сильнее.
- А большая она?
- С тебя ростом, внучок.
Обсуждение проблемной ситуации:
• Почему дедушка ответил внуку, что страх большой? (ответы детей)
Обобщая ответы детей, педагог делает вывод: «Каждый человек боится. Боится он тогда, когда чего-то не знает. Поэтому для человека его страх кажется большим».
III. Доверительная беседа на тему «Страхи»
• Чего вы боитесь? (ответы детей)
Педагог обобщает ответы детей: «Страхи бывают разные».
• Что вы чувствуете, когда вам страшно? (ответы детей)
Педагог: «Сердце стучит, дыхание перехватывает, ладони становятся влажными. Чувствуешь себя таким маленьким и беспомощным. Ощущения неприятные».
• Есть ли польза от страха? (ответы детей)
Педагог: «Страх бывает полезный. Полезный страх указывает, что рядом опасность и нужно быть очень внимательным, осторожным. Полезный страх защищает жизнь.
• От каких опасностей может защитить полезный страх? (ответы детей)
Полезный страх помогает соблюдать правила дорожного движения.
Полезный страх помогает осторожно обращаться с пожароопасными предметами (электробытовые приборы, спички, горючие жидкости).
Полезный страх помогает правильно вести себя на водоемах, в лесу, не употреблять в пищу незнакомые ягоды и грибы.
И есть страх вредный, фантастический. Он создается воображением человека. Это то, чего в действительности нет. Например, сказочный герой - Баба-Яга. Человек сам придумывает для себя страх. Даже говорят: «У страха глаза велики. Чего нет, и то видят». Вспомните героев р. н. с. «У страха глаза велики» или Петю из стихотворения «Чего боялся Петя?». Этот страх наносит вред здоровью.
IV. Работа со схемой эмоции «Страх», используются зеркала.
Педагог предлагает детям найти среди разных схем схему эмоции «Страх» и изобразить мимику страха, обращая их внимание на расположение бровей, направление уголков губ, величину глаз.
• Приятно ли смотреть на испуганное лицо? (ответы детей)
Конечно, нет. Даже фонарик стал неярким. Давайте улыбнемся себе, друг другу и фонарику.
V. Способы преодоления страха.
Педагог: «Вспомним рассказ «Страх и смелость».
• Какой ответ дал дедушка на вопрос внука «Что сильнее – страх или смелость?»
• Почему дедушка сказал, что «смелость с тебя, внучок»?
Обобщая ответы детей, педагог делает вывод о том, что человек может преодолеть и победить свой страх только сам! Если со страхами не бороться, они становятся огромными. Но, стоит только начать преодолевать свой страх, то он с каждым днем становится все меньше и меньше, и исчезает совсем.
Как это сделать послушайте советы:
Совет Пети «Если в темноте тебе привидились «Страшилки», то скажи себе: «Эти страшные фигуры я придумал сам, поэтому я могу их передумать!»
• Когда нужно воспользоваться этим советом? ( варианты ответов детей : «Когда темно или один дома»).
Совет Чебурашки «Приди к людям, которые тебя любят – маме, папе, бабушке, дедушке. Расскажи им о своих страхах, и ты не будешь чувствовать себя одиноким».
• Когда надо следовать совету Чебурашки? ( варианты ответов детей: «Если я боюсь животных, огня, воды, высоты, кого-то из людей и др.»).
Совет от доктора Айболита «Нарисуй свой страх, а затем порви его на мелкие кусочки и выброси, или вместе с мамой и папой сожги его».
• В каком случае необходимо применить совет доктора Айболита? ( варианты ответов детей: «Если у меня появился страх»)
Совет от трёх поросят «Измени своё отношение к страху. Скажи себе: «Я смелый!». Улыбнись и засмейся!»
• Когда нужно пользоваться советом трех поросят?» ( ответ детей : «Всегда!»).
VI. Практическая часть
Педагог: «Каждый из вас нарисовал свой страх. Чьим советом вы можете воспользоваться сейчас?»
Дети рвут свой нарисованный страх и выбрасывают его в «Мешок страхов».
Педагог: «А еще чьим советом воспользоваться?»
Дети встают в позу «Смельчака», произносят «Я смелый (смелая!», улыбаются и смеются.
Педагог: «Молодцы! Вы смелые! И фонарик радуется!»
Звучит жизнерадостная мелодия.