Наталья Быстрова
Активные формы взаимодействия с родителями по здоровьесбережению дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Активные формы взаимодействия с родителями по здоровьесбережению дошкольников»
(выступление на районном семинаре «Здоровьесбережение в детском саду : взгляд воспитателя, психолога, логопеда»)
Воспитатель: Быстрова Наталья Юрьевна
ГБОУ СОШ № 684 «Берегиня» Московского района г. Санкт – Петербурга
Здоровье – одно из главных ценностей человека.
Каждый ребёнок хочет быть смелым, сильным, бодрым, энергичным.
Публикация «Активные формы взаимодействия с родителями по здоровьесбережению дошкольников» размещена в разделах
Если ребёнок с детства будет ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать ЗОЖ, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и нравственно, интеллектуально и духовно.
Современная медицинская наука утверждает, что «проблемы детей до семилетнего возраста – это проблемы их родителей».
Если ребёнок болеет, то в первую очередь надо искать и устранять причину его болезни в состоянии болезни семьи: телесном, духовном и душевном!
Без оздоровления родителей, без обучения их методам оздоровления ребёнка и семьи не может быть достигнуто здоровье ребёнка.
Поэтому одной из наиболее важных задач в планировании своей работы по формированию и сохранению здоровья детей является просветительская работа с родителями. От того, как совместными усилиями мы будем укреплять здоровье детей, формировать у них навыки и умения (культурно – гигиенические, познание самого себя, раскрытие творческого потенциала, умение общаться, трудиться, навыки поведения в общественных местах, умение управлять своими эмоциями, формировать у них познавательные и исследовательские интересы, развивать нравственно и эстетически, зависит их успешное обучение в школе, умение адаптироваться в современных условиях жизни.
Именно поэтому очень важно сделать родителей своими единомышленниками.
С первых дней знакомства с родителями, начинаю изучение семьи и её потребностей.
При помощи анкет, бесед и наблюдений, создания родителями группового семейного фотоальбома узнаю состав семьи, сферу занятости родителей, традиции, стиль воспитания в семье, запрос семьи.
Пропаганда педагогических знаний ведётся через систему наглядной информации. В раздевалки группы оформлен «Уголок для родителей», где помещаются консультации по всем разделам программы, по вопросам оздоровления и воспитания детей.
• «Советы доктора Айболита»
• Памятки и рекомендации
• Газета «Растём здоровыми»
• Папки – передвижки с практическим материалом
Оформляя информацию для родителей, привлекаю к её созданию самих родителей (набрать информацию, подобрать иллюстрации, распечатать материал, сфотографировать и создать фотогазеты, фотоколлажи, презентации).
В специальный контейнер с надписью «Библиотечка для заботливых родителей» помещаю литературу по различным вопросам, касающимся конкретных проблем детей нашей группы.
Организовываю индивидуальные и групповые встречи со специалистами детского учреждения (медицинской сестрой, врачом, диет. сестрой, руководителем физвоспитания, инструктором лечебной физкультуры, массажистом, психологом).
Провожу родительские собрания и консультации на темы:
- «Пальчиковые игры»
- «Игры, которые лечат»
- «Дыхательная гимнастика»
- «Гимнастика для носа и глаз»
- «Элементы самомассажа и упражнения на релаксацию»
Одной из форм вовлечения родителей в работу по укреплению здоровья детей является мастер-класс для родителей. Который позволяет заинтересовать родителей, более тесно контактировать в совместной деятельности, т. к. дети выступают в роли учителя. Дети учат родителей «заряжать» воду, делать «волшебный» напиток для закаливания носоглотки, учат играть в игры «Если бы ноги стали руками» - на профилактику плоскостопия, упражнение «Буратино» - профилактика шейного остеохондроза, упражнение на снятие стресса «Учимся расслабляться» и многое другое.
- За «Круглым столом» родители делятся опытом семейного воспитания.
- Придумывание сказок на тему «Если хочешь быть здоров!».
- Выпускаем фотогазету «Папа, мама и я – спортивная семья».
- Семейные презентации «Спорт в нашей семье».
- Совместными усилиями пополняем уголок «Здоровья» :
• Дорожки здоровья;
• Платочки;
• «Ловишки»;
• Мешочки с разными наполнителями, и т. д.
- С большим интересом проходит «День здоровья», «День чая», «Чай не пьёшь – откуда силы берёшь?» - гласит русская поговорка. Поэтому завариваем в термосе целебные чаи (родители готовят сборы самостоятельно в летнее время и пользуемся готовыми «Земляничный», «Витаминный», «Дыхание тайги».
- Заседание клуба для родителей «Витаминный калейдоскоп» позволило обогатить представление родителей и детей о разнообразной пользе овощей, фруктов и ягод, о правильном питании, как составной части «ЗОЖ». Родители с удовольствием принимают участие в инсценировках, приготовлении разнообразных блюд своими руками, представляют их и вместе с детьми дегустируют.
(Сценка «Спор овощей» (родители).
Сценка «Мама и сын» (дети).
Защита блюд, приготовление своими руками, дегустация).
Дети лучше стали кушать блюда из овощей и пить компот.
- Развлечения для детей и родителей «Будь здоров», «Семейные игры», «Мы с папой силачи» имеют огромный успех.
Использование этих форм работы способствуют тому, что родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
- Ритм жизни человечества (и взрослых, и детей) в наше время вызывает огромное физическое и психологическое напряжение. Переутомление, нервное перенапряжение вредит нашему организму. Поэтому учу своих детишек и родителей расслабляться. Дети обожают минутки «Непослушания», когда им разрешается и приветствуется громкий крик, хлопки, топот, смех и
«Мимическая зарядка»
• Здесь живет Хмурилка (сильно нахмуриться, помассировать указательным пальцем возле сведённых бровей).
• Здесь живёт Дразнилка (показываем язык, вращаем им в разные стороны).
• Здесь живёт Смешилка (улыбаемся широко, указательным пальцем массировать щёки).
• Здесь живёт Страшилка (глаза широко открыть, руки вперёд, пальцы растопырить, рот открыть, покричать а – а - а).
• Это носик - Бибка (массировать нос указательным пальцем).
• Где твоя улыбка? (широко улыбнуться).
- Обожают мои дети и их родители конкурсы, кроссворды, викторины по здоровьесбережению.
Предлагаю вам несколько вопросов, которые были заданы детям и их родителям :
- Болгарский перец полезен для суставов?
(полезен, витамин С стимулирует выработку коллагена).
- Спать на животе полезно?
(нет, пережимаются сосуды шеи, желудочный сок забрасывается в пищевод, надо спать на боку).
- Подушка из синтепона может вызвать головную боль?
(может, т. к. подушка не держит форму, и мышцы шеи оказываются напряжёнными всю ночь).
- Дыхательная гимнастика улучшит иммунитет?
(да! т. к. улучшает ток крови и лимфы).
- Полезен ли гранатовый сок при анемии?
(это миф. В нём нет железа).
- Узкие джинсы могут вызвать боли в ногах?
(могут. Они прижимают подкожные нервы, могут нарушать кровообращение).
- Препараты черники влияют на зрение?
(нет. Польза черники – вымысел).
- Активно использую такую форму как, «Дневничок –здоровичок».
Он не оценим, как для совместной работы воспитателя с ребёнком, так и в работе с родителями. «Дневничок – здоровичок», опираясь на опыт ребёнка содержит заметки, рассказы ребёнка из своей жизни, расположенные на нескольких страницах.
Страницы: «Это я»
«Моя семья»
«Моё тело, рост, вес»
«Я – мальчик, я – девочка»
«Моя мечта»
«Что ты любишь, не любишь»
«Моя ладошка» и многие другие.
К концу пребывания ребёнка в детском саду таких страничек оформляется около 40 штук.
В младшем возрасте странички оформляются с помощью родителей, в старшей и подготовительной группе дети с удовольствием справляются самостоятельно.
На занятия по ЗОЖ к моим детям часто приходят такие герои, как «Королева Зубная щётка», «Принцесса Витаминка».Они увлекательно рассказывают о правильном уходе за зубами, о пользе витаминов для человека.
«Грязнулька» и «Чистюлька», «Принцесса Гигиена» помогают овладеть культурно – гигиеническими умениями и навыками.
- Ребёнку очень важно уметь регулировать своё настроение и поведение. Приобщая детей к ЗОЖ, я использую нетрадиционные формы :
Релаксация - бутылки с гелем и бусинками;
- сухой душ;
- бассейн с шарами;
- шарики, наполненные разными материалами.
Тренажёры - для глаз
«Без гимнастики, друзья, нашим глазкам жить нельзя!»
Тренажёры интересны детям, помогают глазкам отдыхать, профилактика переутомления глаз, укрепляют мышцы глаза.
- для мелкой моторики
Использую обычную решётку для раковины, пельменницу. Дети указательным и средним пальцами, «как ножками» ходят по клеточкам и ячейкам.
«В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Барсуков, ежей, бобрят».
«Пальцы, как пчёлы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли мёда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?»
Массажные мячики -
«Гладь мои ладошки ёж,
Ты колючий ну и что ж.
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить».
Массажные пружинки – массируя пальчики, оказываем общее и локальное положительное влияние на организм.
Т. О. собранный в «дневничке – здоровичке» материал и использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками даёт положительные результаты, возможность детям аккумулировать знание о ЗОЖ и применять их на практике.
Хочется подвести итоговую черту словами В. А. Сухомлинского о том, что к воспитаннику нужно относиться не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь.