екатерина бормаченкова
Конспект занятия «Старинные мордовские музыкальные инструменты»
▼ Скачать
Тема: Мордовские народные инструменты
Цели и задачи:
Воспитательные: на основе восприятия мордовского народного песенного творчества воспитывать любовь к родному краю и его музыкальному наследию, к прошлому мордовского народа, обогащая тем самым духовный мир детей.
Публикация «Конспект занятия „Старинные мордовские музыкальные инструменты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные инструменты
- Темочки
Развивающие: развитие более гибкого музыкального слуха, поэтического мышления, метроритмического чувства, памяти, воображения. Развитие творческих способностей детей, инициативы и самостоятельности.
Обучающие: познакомить с мордовской народной музыкой, ее специфическими особенностями на примере календарно-обрядовых песен.
1. Ход занятия :
МУЗ. РУК - Добрый день, ребята и уважаемые родители!
Ответ детей и родителей: Здравствуйте!
МУЗ. РУК - Я очень рада вас видеть на своем занятии! Прежде чем приступить, давайте с вами распоемся.
Упражнение -приветствие «Мы начнем» Кислициной Е. В.
1. МУЗ. РУК (стоя на месте)
Рада видеть вас, друзья,
На занятии у себя.
Добрый день!
Дети:
Добрый день!
Заниматься нам не лень.
Проигрыш: пружинка
2. МУЗ. РУК (стоя на месте)
Мы по кругу все пойдем,
Заниматься мы начнем.
Мы начнем?
Дети:
Мы начнем
И по кругу все пойдем.
Проигрыш: идем хороводом, держась за руки.
3. МУЗ. РУК: Вы готовы начинать:
Песни петь и танцевать?
Так начнем?
Дети:
Да,начнем!
И покружимся вдвоем.
Проигрыш: Кружатся парами.
4. МУЗ. РУК Вот поехал паровоз
Он вагончики повез,
Что повез?
Дети:
Что повез?
Он вагончики повез.
Проигрыш: паровозик едет (парами друг за другом)
5. МУЗ. РУК:
Рада видеть вас, друзья,
На занятии у себя.
Добрый день!
Дети:
Добрый день!
Заниматься нам не лень.
Проигрыш: идем на стульчики
МУЗ. РУК - Ребята, в какой стране мы с вами живем?
- А как называется Республика, в которой мы проживаем?
- Правильно, ребята. Мордовия – наша малая Родина! Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает. Мы должны гордиться своей Родиной, любить её, знать её историю и культуру. И на сегодняшнем занятии мы с вами познакомимся с музыкальной культурой нашей республики Мордовии.
2. Основная часть
МУЗ. РУК - В старину мордва (мокшане и эрзяне) любили петь, плясать, играть на музыкальных инструментах. Народная песня звучала везде – во время полевых и домашних работ, семейных и общественных праздников. У мордовского народа их множество. А связаны они, в основном, с земледельческим календарем. Мокша и эрзя народ трудолюбивый, любящий землю-кормилицу, поэтому часто обращался к природным стихиям с молениями, просьбами о хорошей погоде. Сейчас я предлагаю вам послушать эрзянскую народную весеннюю песню «Масторавась лужакадсь».
Слушание песни «Масторавась лужакадсь».
МУЗ. РУК - Так как не все из нас понимают эрзянский язык, на котором написана данная песня, я расскажу, о чем в ней поется. В этой песне говорится о том, что Мать-земля запричитала, заплакала, т. к. сначала бог солнца и богиня ветра обожгли ее и накалили, но потом пошел дождь полил, намочил её и она благодарна.
И для того, чтобы погоды была благосклонна к земле и был хороший урожай, мордовский народ проводил разный обряд и кричал заклички. Сейчас нам ___ прочитает мордовскую весеннюю закличку.
Тунда, тунда, сак, сак! – Весна, весна, приди.
Теле, теле, тук, тук! – Зима, зима, уходи.
Лембе пизем кант! – Теплый дождь нам принеси.
Сери сёрот макст! – Высокою пшеницу вырасти.
МУЗ. РУК - Ребята, сейчас мы с вами прослушали песню – закличку, мелодия у нее медленная, напевная. Скажите, а кого называют композитором?
ДЕТИ - (сочинитель музыки)
МУЗ. РУК - Есть такое высказывании композитор – это народ.
МУЗ. РУК - Как это понимать?
ДЕТИ (или родители скажут из зала) - Народ сочиняет музыку. И такую музыку называют народной.
МУЗ. РУК - Народные песни часто исполняли в сопровождении музыкальных инструментов. Какие народные инструменты вы знаете?
МУЗ. РУК - Ребята, у мордовского народа, как и у всех других народов, существует множество музыкальных инструментов, которые подразделяются на три вида: ударные, струнные и духовые. Давайте послушаем, как на мордовских музыкальных инструментах играют мастера.
(Видеофрагмент - Ансамбль «Торама» играют на мордовских народных инструментах)
МУЗ. РУК - Вам понравилась, ребята, музыка? Давайте мы с вами покажем нашим родителям, как вы научились играть на музыкальных инструментах и заодно научим их.
- Сейчас мы распределим роли исполнителей музыки.
Исполнители готовы?
В заключении исполняют произведение (часть детей исполняет ритмический рисунок; другая часть детей мелодию и несколько детей – на инструментах).
МУЗ. РУК Молодцы, ребята! Вы очень старались! Вы были хорошими исполнителями!
МУЗ. РУК - А взгляните теперь на наши родителей! Как они будут музицировать.
Родители играют на музыкальных инструментах.
МУЗ. РУК - Народная музыка - это наши истоки. И пусть все мы разных национальностей, а музыку мы чувствуем и воспринимаем все одинаково. Поэтому сегодня мордовская музыка объединяла нас, помогала нам творить. Я, надеюсь, что вам на уроке понравилось, и вы продолжите знакомство с мордовской музыкой!
Воспитатель: Ребята все вы были очень внимательными слушателями, побывали в роли композиторов и от души исполняли народную музыку. Молодцы!