Светлана Хазова
Становление педагогических методов обучения рисованию в общеобразовательных учреждениях России
▼ Скачать + Заказать документы
Как общеобразовательный предмет рисование выделяется в ХV11 веке. Войны и географические исследования требуют определенных навыков от специалистов. Рисование рассматривается как средство для развития образного представления и умений, применимых в различных профессиях. Сначала оно становится обязательным для моряков и хирургов, а позже для всех дворян. Первый учебник в России пишет немецкий художник И. Прейслер. Методика преподавания основана на принципе последовательности и усложнении заданий. В основу обучения берутся геометрия и рисование с натуры. Сначала рисуются прямые, кривые линии, геометрические формы, потом части тела человека и фигура.
Публикация «Становление педагогических методов обучения рисованию в общеобразовательных учреждениях России» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Рисование. Все материалы
- Россия. Рисование
- Темочки
Созданная в Петербурге Академия художеств разрабатывает программы обучения для студентов и учащихся гимназий. Для общеобразовательной школы А. П. Сапожников пишет учебник «Курс рисования» (фото к статье прилагаются). В основе анализ, метод упрощения геометрической формы в начальной стадии рисования. Создается методическая серия проволочных и картонных моделей. При разборе форм ученики сравнивают гипсовую модель головы с проволочной, расположенной в том же ракурсе. Вторая часть пособия уже посвящена композиции.
Г. А. Гиппиус издает «Очерки теории рисования как общего предмета». Здесь собраны самые передовые идеи того времени. Рисование рассматривается как способ научиться рассуждать и мыслить, что определяется разными (вариативность, несколько подходов к теме) методиками преподавания. К преподавателю предъявляются требования: художественные умения, строгий отбор материалов, актерское мастерство, знание психологии. Он вводит требование проверки этапов работы учеников по ходу их деятельности.
Новаторство педагогической методики в конце Х1Х века приостанавливается. Но можно отметить систему обучения К. Брюлова - он выделяет методы личного показа и индивидуального обучения учеников. И. Крамской особое внимание уделяет принципу доступности объяснения. Он пишет книгу «Школа рисования». Считая, что для передачи объема необходимо сочетание умений в скульптуре и рисовании, он вводит интеграцию в освоении художественных навыков (лепка головы и ее рисование).
С 1804 года рисование обязательно для училищ и гимназий. Программу для общеобразовательных школ создают Н. Н Ге, И. Н Крамской, П. П. Чистяков. Они вводят принципы единства требований, последовательности и постепенности в усвоении знаний: начальное рисование с натуры геометрических тел перемежают с рисованием похожих по форме предметов, копирование оригиналов по клеткам отвергается.
Возникает идеологическая борьба двух направлений «геометрального (принятого классического) и натурального (новаторского) методов». Новаторство в рисовании с натуры заключается в поиске прекрасного в жизни, а не в мифологических сюжетах и образцах.
Идеология общества и новаторство передовых людей вступают в конфликт. Так, 13 художников в 1863 году отказываются писать на религиозные и мифологические темы и выходят из Академии художеств, В. Серов и В. Поленов подписывают протест против расстрела простого народа 9 января 1905 года.
Исполнительный комитет Всероссийского съезда художников в 1912 году обращается в Министерство Просвещения с просьбой о пересмотре программы по рисованию. Но не встречает поддержки. Течет время, меняются потребности общества, идеология в стране, отношения ученик-учитель, меняются методы обучения. Неизменно остается одно: художники, как носители культуры, опережают свое время. они оказываются предвестниками изменений в идеологии страны. По выражению В. Серова назначение искусства не стоять в стороне от действительности, а «вносить в жизнь идеи гуманности и высших идеалов». Этому и должны соответствовать методы обучения педагога-художника.