Валентина Дубовцева
Средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Средства развития познавательного интереса
у детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель МБДОУ д/с № 64:
В. Н. Дубовцева
Проблема подготовки ребёнка к школе остаётся актуальной в наше время, так как уровень развития качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью (любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения и др., не в полной мере соответствует требованиям современной школы.
Публикация «Средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Демократические преобразования в российском обществе привели к серьёзным изменениям в системе дошкольного и начального образования. Существенные изменения произошли в содержании обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста, в общем характере развития педагогического процесса.
Сегодня образование дошкольников рассматривается, прежде всего, как формирование готовности к самостоятельному познанию.
Многие педагоги и психологи указывают, что опыт познания, приобретённый в детстве, влияет на развитие личности человека в последующие периоды его жизни (Л. С. Выготский, Т. С. Комарова, В. С. Мухина, Р. М. Чумичева и др.). Познавательный интерес был признан одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо на интенсивность протекания познавательной деятельности старших дошкольников.
Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающей действительностью возможно лишь при использовании активных методов обучения, предполагающих освоение принятых детской субкультурой способов познания мира.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, мы поставили перед собой цель: развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром средствами развивающих игр и различных приемов активизации познавательной деятельности.
Для достижения указанной цели мы изучили теоретические положения, взгляды и подходы отечественных и зарубежных ученых на проблему формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром.
Перед нами встала проблема отбора методов и содержания развивающих игр в контексте познавательного развития и формирования познавательного интереса старших дошкольников. Для решения проблемы мы обратились к детальному изучению методики ТРИЗ, и разработали конспекты развивающих игр.
Сегодня я обзорно представилю теоретические основы развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, и более подробно остановились на используемых нами методах и их содержании.
Теоретические основы развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
Познавательный интерес является значимым фактором обучения, определяющим мотив учебно-познавательной деятельности дошкольника.
В «Большом энциклопедическом словаре» С. Л. Рубинштейна даё тся следующее определение этого понятия: «Интерес - форма проявления потребности познавательной, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и этим способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, лучшему отражению действительности».
С. Л. Рубинштейн утверждал, что интерес является и предпосылкой обучения, и его результатом. Обучение опирается на интерес детей, и оно же формирует его. У детей старшего дошкольного возраста образуются «сезонные» интересы, увлечения, которые держатся в течении некоторого, не очень длительного периода, сменяясь затем другими. Для развития и поддержания активного интереса к той или иной деятельности очень важно, чтобы деятельность давала материализованный результат, новый продукт и чтобы отдельные звенья ее отчетливо выступали перед ребенком как ступеньки, ведущие к цели.
Познавательный интерес помогает связывать личные и общественные ценности. Ребёнок избирает из многообразия общественных ценностей то, что соответствует его интересам. Знакомство детей с окружающим миром, радость первых «открытий», первых «потому», до которых ребенок дошел сам, удивление безграничным разнообразием форм, оттенков, звуков, запахов - все, это служит пищей для разума. Если не руководить детским восприятием окружающего мира, если оставлять без внимания многочисленные вопросы, многое остается для ребёнка непонятным, по многим вопросам постепенно, но совершенно бесследно исчезает интерес.
Познавательный интерес - это эффективный инструмент педагога, позволяющий сделать процесс обучения привлекательным, который активизирует детское мышление и заставляет волноваться и переживать, увлеченно работать.
Формированию познавательного интереса способствуют разнообразные средства : совершенствование методов обучения, разработка и распространение методов проблемно-развивающего обучения, модернизация структуры непосредственной образовательной деятельности, расширение форм самостоятельной работы детей, активизация учебной деятельности, а также обновление содержания.
Методы и приемы
развития познавательного интереса старших дошкольников
Для того чтобы активизировать учебную деятельность дошкольников необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности.
Рассмотрим подробнее методы, которые способствуют творческому усвоению знаний и, как следствие, повышению интереса к познавательной деятельности.
Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. На определенном этапе обучения воспитанники еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, поэтому воспитатель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до конца. И хотя дети при таком методе не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений.
Частично - поисковый метод (эвристический) имеет следующие признаки: знания не предлагаются в готовом виде, их нужно добывать самостоятельно; воспитатель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств; дети под руководством воспитателя самостоятельно рассуждают, решают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т. д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания. Метод получил название частично поискового потому, что дети не всегда могут самостоятельно решить сложную учебную проблему от начала до конца. Поэтому часть знаний сообщает педагог, а часть добывается самостоятельно детьми посредствам решения поставленных вопросов или разрешения проблемных заданий. Одной из модификаций данного метода является эвристическая (открывающая) беседа.
Исследовательский метод характерен тем, что воспитатель вместе с детьми формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени; знания не сообщаются, дети самостоятельно добывают их в процессе решения проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результатов также определяют сами дети; деятельность воспитателя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач; познавательный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.
Каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности обладает не только информативно - обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о мотивационной функции любого метода обучения. Опытом работы педагогов и наукой, накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, они стимулируют познавательную активность, одновременно содействуя обогащению представлений детей учебной информацией. Функция стимулирования в этом случае как бы выходит на первый план, содействуя осуществлению образовательной функции всех других методов.
Основным источником интересов к самой учебной деятельности является, прежде всего, ее содержание. Для того чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, и так далее). Однако имеются некоторые специальные приемы. К ним в первую очередь можно отнести создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, литературы. С этой целью педагоги подбирают специальные приемы, факты, иллюстрации, которые в данный момент вызывают особый интерес у всей общественности страны. В этом случае дети значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и от того относятся к ним с большим интересом.
Интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется : положительной эмоциональной отзывчивостью по отношению к деятельности; наличием познавательной стороны этой эмоции; наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.
В процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими.
Одним из приемов, входящих в метод эмоционального стимулирования учения, является прием создания на занятии ситуаций занимательности - введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов.
В роли приема, входящего в методы формирования интересов к учению, выступают и занимательные аналогии, например, при рассмотрении крыла самолета проводятся аналогии с формой крыльев птицы, стрекозы.
Эмоциональные переживания вызывают путем применения приема удивления. Необычность приводимого факта, парадоксальность опыта, демонстрируемого на занятии, грандиозность цифр — все это неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у детей.
Одним из приемов стимулирования является сопоставление научных и житейских толкований отдельных природных явлений.
Для создания эмоциональных ситуаций в ходе занятий большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи педагога, а также, создание ситуации познавательного спора. Спор вызывает повышенный интерес к теме. Включение детей в ситуации споров не только углубляют их знания по соответствующим вопросам, но и невольно приковывает их внимание к теме, а на этой основе вызывает новый прилив интереса к познанию. Создать ситуацию познавательного спора можно на любом занятии и вне его. Для этого специально предлагается высказать свои мнения о причинах того или иного явления, обосновать ту или иную точку зрения.
К игровым методам обучения, которые направлены, на формирование познавательного интереса к окружающему миру относятся: дидактические игры, эпизодические игровые приёмы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия, интеллектуальные игры (развивающие, задачи головоломки. Именно игра является тем пространством, в котором ребёнок познаёт мир.
Игра тесно связана не только с фантазией, но и с мысленным экспериментированием (В. С. Библер). Именно поэтому ребёнок может играть «в уме», не совершая реальных действий. Это является основой для применения в работе с детьми развивающих игр.
Среди всех педагогических технологий, создающих наиболее благоприятные условия развития познавательного интереса, игра-наиболее доступное каждому педагогу средство. Использование развивающих игр, на наш взгляд, является самым эффективным и доступным способом формирования познавательного интереса. Игра давно уже используется как средство возбуждения интересов к учению. Д. Б. Эльконин назвал игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека».
К развивающим играм относятся :
-игры и упражнения по системе ТРИЗ,
-игры на развитие познавательных процессов,
-игры на развитие творческого мышления и воображения.
Общее в этих играх - наличие творческих заданий, в них нет «правильных», заранее известных ответов, результатов. Каждое задание может содержать лишь примерные варианты решений. Основная задача педагогов состоит не в том, чтобы «вытягивать» из ребенка нужный ответ или навязывать ему свое мнение, видение, а в том, чтобы научить его мыслить и отстаивать правомерность собственной точки зрения, сформировать у него позицию «я могу». Эти игры позволяют в каждом детском ответе обнаружить рациональное зерно. Ведь то или иное решение, формулировка всегда могут иметь место в зависимости от тех или иных обстоятельств. Как результат - получение удовольствия от умственного труда, а значит возникновение познавательного интереса.
Ещё одна особенность развивающих игр - дети получают возможность применить свои знания, способы познания окружающего мира, реализовать себя в пространстве игры. Возможность применения на практике своей эрудиции повышает ценность знаний, а значит укрепляет интерес к ним.
Всё это развивает у ребёнка кругозор, способствует расширению его творческого мышления. Программа «ТРИЗ» способствует процессу творческих поисков ребенка. ТРИЗ - это теория решения изобретательских задач. (Автор идеи Г. С. Альтшуллер.) Цель ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречия окружающего мира, решать свои детские проблемы.
Кредо тризовцев: каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимум эффекта.
Развитие познавательных способностей детей - процесс многогранный, так как захватывает такие явления, как накопление чувственного опыта, интуиция, мышление, решение познавательных задач, практическая деятельность, озарение, открытия. Все это подчинено умственному развитию, так как оно и есть основа образования и процесса познания истины.
Так, уровень сформированных познавательных процессов определяет возможности ребенка в познании, т. е. способы получения информации, в том или ином возрасте; пути переработки информации; степень «погружения» ребенка в различную информацию, степень ее осознания и усвоения.
Следовательно, развивая интеллект, с помощью специальных игр, воспитатель расширяет возможности детей в сфере познавательной деятельности, облегчает процесс познания, создаёт ситуацию успеха, укрепляет уверенность в собственных силах, и как следствие – укрепляет познавательный интерес. В свою очередь, наличие познавательного интереса, определяет активность интеллекта. Из чего видно, что процесс этот взаимообратный и очень важно учитывать его в процессе ознакомления детей с окружающим миром.
Активное применение игр и упражнений на развитие творческого мышления и воображения так же способствует активизации мыслительной деятельности детей на занятиях. Ребенок на занятиях, построенных на развивающих принципах, выступает как первооткрыватель неизведанного для себя мира и способность мысленно представлять себе то, чего нет, из того, что есть в памяти значительно облегчит ему путь в страну знаний. Чем отличается фантазия от воображения? Если воображение - это умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и не возможных объектов на основе реальных знаний, то фантазия - создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний.
Различают несколько видов воображения: воссоздающее, творческое, неуправляемое. Именно развитие творческого воображения актуально для нашей темы.
Чем отличается фантазирование и воображение от серьёзного решения задач? При фантазировании ребёнок сам создаёт какой угодно сюжет, в том числе и сказочный, какую ему угодно ситуацию, какую угодно задачу, и сам её решает как угодно. Приемлемо любое решение. А при решении реальных задач ребёнок ищет не любое, а реальное, «взрослое», серьезное, выполнимое решение. В обоих случаях он творит, но при фантазировании больше свободы, так как нет запретов со стороны физических законов и не требуется больших знаний. Вот почему лучше начинать развитие мышления детей с развития фантазии.
Классическим носителем фантазии является сказка.
Когда ребенок самозабвенно рассказывает небылицы со своим участием, он не врет, в нашем обычном понимании, он сочиняет. Ему неважно, реальное это или не реальное. И нам это не должно быть важно, важно другое, что мозг ребёнка работает, генерирует идеи.
Практика показала что, хорошо развитое, смелое, управляемое воображение - это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.
Детям думать «по законам» трудно, но если их научить фантазировать и не критиковать за это, то дети фантазируют легко и с удовольствием, особенно если их еще и похвалить. Видимо так дети подсознательно учатся думать - в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Без фантазии нельзя мечтать, нельзя предвидеть, нельзя планировать, нельзя научиться видеть проблемы, нельзя научиться догадываться.
Выготский, сформулировал три закона развития творческого воображения.
1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека. Чем богаче опыт - богаче воображение.
Отсюда следствие: надо помогать ребёнку накапливать опыт, образы и знания, если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.
2. Можно фантазировать на основе чужого опыта.
3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот предмет фантазии влияет на наши чувства.
Основными способами развития фантазии и воображения можно
считать следующие:
1. Воспитатель должен сформировать мотивацию! Убедить ребёнка, что фантазировать не стыдно, а очень интересно и полезно. (Получая
удовольствие от фантазирования, ребёнок быстрее овладеет не только умением фантазировать, но и умением воображать, а потом и рационально мыслить. У дошкольников проявляется интерес не к рассуждениям, а к событиям.)
2. Влюбить детей в себя. (На этой «волне любви» они больше доверяют взрослым и охотнее слушаются.)
3. Быть примером для ребёнка.
4. Читать, обсуждать и анализировать доступную детскому восприятию литературу с элементами фантастики (сказки, фантастические рассказы).
5. Стимулировать фантазию вопросами.
6. Ставить перед детьми проблему. (Решение проблемы должно осуществляться детьми самостоятельно).
7. «Подбрасывать» детям интересные сюжеты и предлагать им придумать свой рассказ, сказку, историю.
8. Обучать приемам фантазирования.
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что решение проблемных творческих задач - главный способ осмысления ребёнком мира, а развитие интереса к познанию должно строиться на основополагающих идеях рассмотрения дошкольного детства, которому присущи игра, сказка, творчество.