Андрей К
Средства и методы формирования у обучающихся мотивации к физической культуре в процессе физического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Традиционный подход к процессу физического воспитания старших школьников, по мнению ученых и практиков, не решает задачи формирования ценностного подхода к своему здоровью. Уровень мотивации к занятиям физическими упражнениями очень низок. Это выражается в пассивном отношении учеников к занятиям и их низкой двигательной активности. Проблемы формирования мотивации к учебной деятельности учащихся старшего школьного возраста являются приоритетными и активно исследуются. Несмотря на это, они не удовлетворяют запросы реальной физкультурно-спортивной практики, которая имеет свои специфические особенности. Анализ современных программ и методических источников, анализ собственной педагогической деятельности показывает, что учебный процесс на уроках физической культуры, прежде всего, направлен на совершенствование методической стороны обучения, решая в основном дидактические задачи. Не учитывается психологический потенциал воздействия физической культуры на сознание, волю и чувства воспитанников, на формирование у них мотивации к учебно-познавательной деятельности.
Публикация «Средства и методы формирования у обучающихся мотивации к физической культуре в процессе физического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа инструкторов по физической культуре
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Формирование мотивов зависит от воздействия определенных факторов. Условно они подразделяются на внешние и внутренние. Внешними факторами являются условия, в которых оказывается субъект деятельности. Внутренние факторы — это желания, наклонности и убеждения. Убеждения считаются наиболее важным фактором, характеризующим взгляды школьника на мир, определяющим направленность и значимость его поступков.
Наиболее действенный прием побуждения к учению – моделирование ситуаций успеха в процессе получения знаний у школьников, не справляющихся с объемом учебной программы.
Следует помнить о важности позитивной моральной атмосферы в процессе учебного занятия. Необходимо убедить детей дружелюбно указывать на неправильность действий их одноклассников не влиять негативно на растерявшегося во время соревнований. Благожелательная атмосфера во время учебы снижает риск возникновения закомплексованности и боязни.
Активность детей на уроках физической культуры во многом зависит от правильности постановки задач, оптимизации загруженности учеников на занятии и создании положительного эмоционального фона.
Положительный эмоциональный фон имеет первостепенное значение на уроках физкультуры. Его необходимо формировать еще до начала занятия и следует сохранять на протяжении всего урока.
Таким образом, для того чтобы сформировать у школьников мотивацию к занятиям физической культурой следует поощрять не только результат деятельности, но и усилия; признавать неудачи своих учеников на соревнованиях или выступлениях, настраивая их на победу в будущем; обеспечивать страховку и благоприятные окружающие условия, дабы существенно снизить страх перед изучением новых упражнений. Также важно помнить о разнообразии. Необходимо чередовать места проведения занятий.
Повышение интереса, внимания и сознательности обучения также поспособствуют формированию мотивации к занятиям физической культурой. Целесообразно осуществлять такой подход, как во время образовательного процесса, так и при выполнении домашнего задания.
Для поддержания активного интереса к урокам физической культуры как при обучении движению, так и при его совершенствовании необходимо сопровождение соответствующей информацией. Эта информация должна максимально раскрывать важность упражнения, влияния физической нагрузки на организм человека.
Также на процесс формирования мотивации благоприятно будет влиять наблюдение школьников за собой и окружающими для выявления обстоятельств, при которых они используют те или иные движения, а можно использовать подсчет выполнения каких-то определенных упражнений в течение дня. Для учащихся старшего школьного возраста целесообразно разработать творческие домашние задания при обучении новым движениям с целью объяснения двигательных задач с точки зрения физики, а также биологии и анатомии.
Обязательным условием для повышения мотивации к физической культуре является формирование результативных мотивов. Без ориентации на результат двигательная активность школьников будет неэффективна как в плане формирования активного интереса к физической культуре, так и в плане физической и технической подготовки школьников.
В процессе обучения физической культуре обучающийся должен брать на себя ответственность за результаты занятий и объяснять свои неудачи недостаточностью собственных усилий, а не отсутствием у него определённых способностей. К каждому ученику необходим индивидуальный подход. Персонально для каждого нужно подбирать, доступные ему и в то же время прогрессирующие показатели и вместе с тем посильные упражнения, задания, требования и т. д.
Необходимо каждого школьника сориентировать на доступный и подходящий для него результат, достижение которого должно восприниматься им и оцениваться окружающими как успех и победа над собой.
Планируемый результат каждого занимающегося должен зависеть от возраста, физической подготовленности и воспитанности школьника. Существуют разные виды и формы тестирования. Например: участие и рейтинг в спортивных соревнованиях; сюжетная, подвижная, спортивная игра; норма спортивного разряда; нормативы; возрастные показатели выполнения отдельных упражнений; определенные показатели в тестах и т. д. Результативные мотивы необходимо формировать и в процессе обучения двигательным действиям. Для этого обучение на уроках физической культуры надо включать в личностно значимую для каждого учащегося соревновательную деятельность. Каждому обучающемуся должен быть определён индивидуальный доступный результат.
На всех уроках необходимо осуществлять анализ выполненной работы и самоанализ. В процессе анализа необходимо выяснить что получилось, а что не получилось и почему произошло именно так, надо обозначить ошибки при выполнении двигательных задач, осуществлять поиск различных вариантов достижения поставленной цели. Обсуждения такого характера проводятся во время беседы с учителем, в ходе которой появляются наводящие вопросы, а затем просто контролируются им. После завершении анализа внимание школьников необходимо акцентировать на хорошо выполненных элементах упражнения, это позволит утвердить в сознании школьников связь между достигнутым результатом и своей активной деятельностью.
Эффективным средством воспитания у обучающихся внутренних положительных мотивов к занятиям физическими упражнениями являются игровые комплексы, которые могут содержать подвижные игры, эстафеты, упражнения соревновательного характера и др. Но, если правильно организовать подбор игр и игровых упражнений, то они будут доставлять детям удовольствие, создастся хороший эмоциональный фон, возрастет личная активность и инициативность детей.
Целеустремленность и поддержание интересов у школьников в большой мере зависит от степени удовлетворённости занятиями физической культурой. В то время, когда учащийся пребывает в состоянии удовлетворенности, у него формируется положительно-активное отношение к физической культуре. По мнению многих ученых, основными причинами снижения удовлетворенности уроками физической культуры являются : малая или чрезмерная нагрузка, отсутствие эмоциональности урока, неинтересность выполняемых упражнений, плохая организация урока. Учащиеся, которые не заинтересованы в физической культуре, как правило, ходят на занятия только ради отметки и для исключения неприятностей. А когда у старшеклассника появляется интерес и занятия вызывают положительные эмоции, то формируется потребность в регулярной физической нагрузке ради своего физического совершенствования.
Следовательно, для того чтобы создать благоприятную атмосферу до, во время и после урока, а также для повышения уровня мотивации обучающихся необходимо следовать следующим факторам и приемам. Учитель должен систематически проводить контрольные упражнения после изучения определенного материала, акцентировать внимание на успехах учащихся, объяснять, каким должен быть конечный результат правильного выполнения упражнений. При подведении итогов и выставлении оценок необходимо читывать не только результаты сданных нормативов, но и личностные достижения учащихся. Индивидуально для каждого ученика разрабатывать различные задания, при выполнении которых показатели фиксируют обучающиеся в дневнике самоконтроля.