Людмила Елисеева
Средовой подход к организации образовательного процесса в центре игровой поддержки ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
В организации образовательного процесса применяются различные походы, одним из которых является средовой подход.
Средовой подход представляет собой способ организации среды и оптимизации её влияния на личность ребенка. Среда, окружающая ребенка бывает образовательная, предметная, воспитательная или развивающая. Средовой подход, в свою очередь, включает различные варианты взаимодействия со средой.
Публикация «Средовой подход к организации образовательного процесса в центре игровой поддержки ребенка» размещена в разделах
- Уголки и центры в группах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Цент игровой поддержки ребенка ГБОУ детский сад №781 открылся 1 октября 2012 года. В настоящее время ЦИПР посещают 24 ребенка.
Предметно-развивающая среда центра игровой поддержки ребенка включает в себя : игровые комнаты : зону сенсорного развития, набор мягких модулей, зону для продуктивной деятельности, физкультурный зал, музыкальный зал и методический кабинет.
Индивидуальные и групповые сеансы, проводимые в ЦИПР направлены на всестороннее развитие детей:
• Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности
• Развитие предметной деятельности и познавательных способностей
• Развитие общения детей со сверстниками
• Развитие игровой деятельности
• Развитие речи
• Физическое развитие
Структура игрового сеанса позволяет максимально эффективно использовать предметно-развивающую среду. Большая часть игрового сеанса проходит в игровых комнатах, поочередно используются различные зоны, однако физическое развитие, включающее подвижные игры, проводится в физкультурном зале, а театрализованная деятельность и музыкальное развитие проходят в музыкальном зле. В раздевальной комнате проходят выставки детских работ, стенгазет, фотоколлажей. В методическом кабинете организованна библиотека для родителей.
Присутствие родителей на игровых сеансах позволяет чувствовать детям надежную защиту, а значит, возможность свободно адаптироваться в пространстве, учиться и воспринимать окружающий мир.
Игровые сеансы в ЦИПР посещают дети в сопровождении:
Мамы 70 %
Бабушки 15%
Дедушки 5%
Мама и папа 10%
Так как для детей раннего возраста не посещающих массовую группу детского сада основной образовательной средой является семья, педагоги ЦИПР уделяют особое внимание взаимодействию с семьей.
На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ «Об образовании». В соответствии с законом «Об образовании» РФ, где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи.
В основе взаимодействия ЦИПР и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.
Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Педагоги центра игровой поддержки ГБОУ детского сада № 781 используют следующие формы взаимодействия с родителями:
• Индивидуальные и групповые консультации по различным вопросам воспитания детей
• Буклеты, памятки, брошюры и т. д.
• Семинары-практикумы
• Тренинги
• Родительские собрания
• Библиотека для родителей
• Круглые столы
• Мастер-класс
• Деловая игра
• Экскурсии, выездные мероприятия (посещение выставок)
Одна и та же среда воздействует на каждую семью по-разному. Поэтому, регулярно проводя анкетирование родителей, уточняя их запросы, выявляя трудности воспитания детей специалисты ЦИПР постоянно совершенствуют формы взаимодействия с семьей. Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.
Таким образом, специалисты ЦИПР эффективно используют предметно-развивающую среду, тесно взаимодействуют с семьями воспитанников реализуют средовый подход в образовательном процессе.