Юлия Зимина
Конспект занятия по приобщению к истокам народной культуры «В гости к бабушке Прасковье» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «В гости к бабушке Прасковье»
Цель: приобщение детей младшего возраста к истокам народной культуры.
Задачи
Образовательные:
Помочь усвоить правила гостеприимства, которым славен русский народ.
Развивающие:
Знакомить детей со способами действий с предметами быта, их функциями.
Обогащение словаря названиями предмета быта (чугунок, ухват, коромысло, печь и т. д.)
Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия по приобщению к истокам народной культуры „В гости к бабушке Прасковье“ (средняя группа)» размещена в разделах
Доставить детям радость от общения с малыми фольклорными формами.
Оборудование: домик, лавки, предметы быта: чугунок, ухват, самовар, посуда, рушник, коромысло, ведра, «вязанка» дров, лошадка – качалка. Костюмы для детей и взрослых. «Карусель», самодельные игрушки – подарки.
Предварительная работа: чтение и заучивание песенок, потешек. Разучивание игры «Карусель», рассматривание иллюстраций «Русская изба», беседа о предметах русского быта.
Ход НОД
Развлечение проводится в группе, оборудованном под русскую избу.
Организационный момент.
Мы сначала будем хлопать
А затем мы будем топать
А сейчас мы повернемся
И друг другу улыбнемся
Мотивация
Зазвонил телефон. Воспитатель отвечает на звонок.
- здравствуйте! Хорошо. Приедем.
- Ребята, нас пригласили в гости. Угадайте к кому. (Воспитатель читает загадку)
Кто рукавички нам теплые вяжет?
Сказочку добрую кто нам расскажет?
Вкусный – превкусный пирог испечет?
И колыбельную песню споет?
- Вы догадались, о ком говорится в этой загадке? К кому мы поедем в гости? (Ответы детей).
- Да, к бабушке, а зовут её Прасковья. Но живет она очень далеко. Пешком мы не дойдем. На чем можно добраться до деревни бабушки Прасковьи. (Ответы детей).
- Раньше в старину не было ни машин, ни поездов, поэтому я предлагаю вам поехать на лошади. (Приложение № 1)
(Дети садятся на лошадку – качалку, имитируют езду верхом, проговаривая потешку)
«Цок – цок – цок
Лошадка скачет,
Цок – цок – цок,
Копытом бьет.
Цок – цок – цок,
Тележку тащит
На тележке нас везет.
Воспитатель. – Посмотрите, ребята, какая чудо – поляна. Выйдем, отдохнем.
- Как на полянке красиво: цветочки цветут, деревья растут.
- А что это здесь такое разноцветное лежит? (На полу лежит «карусель») (Ответы детей)
- Встали дети в хоровод,
Карусель всех нас зовет.
Игра «Карусели» (Приложение №2)
Воспитатель приглашает детей на карусели. Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем.
- Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась.
Еле – еле, еле – еле,
Закружились карусели,
(Карусель медленно движется в правую сторону)
А потом, кругом, кругом
Все бегом, бегом, бегом.
(Темп речи и движений постепенно ускоряются)
Тише, тише, не спешите,
Карусель ос – та – но – ви - те.
(Темп движений постепенно замедляется, и на слова «раз – два» все останавливаются и кланяются друг другу.)
Раз – два, раз – два, (пауза)
Вот и кончилась игра.
Воспитатель. Отдохнули на полянке. А вы, не забыли куда ехали? (К бабушке). Дальше едем. Занимайте свои места. (Дети рассаживаются по местам). Поехали.
Еду, еду, к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке.
По ровненькой дорожке
В старом лопаточке,
По рытвинам, по кочкам
Все прямо и прямо,
А потом вдруг… в яму бух. Приехали!
Воспитатель. А вот «изба» бабушки Прасковьи. И бабушка Прасковья нас встречает.
(Воспитатель повязывает косынку и фартук).
Бабушка. Здравствуйте, детишки,
Рада видеть всех сейчас –
Ведь давно ждала я вас.
Воспитатель и дети. Здравствуй, бабушка Прасковья!
Бабушка. Проходите. Не стесняйтесь. Поудобнее располагайтесь. (Дети рассаживаются по лавкам.)
(Обращается к мальчику со словами)
- Молодец - удалец, сходи в лес за дровами. (Ребенок «идет в лес», приносит «вязанку дров») (Приложение №3)
- Спасибо внучек. Буду печь топить, кашу варить.
(Бабушка Прасковья обращается к девочке)
- Красна - девица, возьми коромысло, сходи за водицей. (Ребенок берет коромысло и ведра, «идет за водой»). (Приложение №4)
- Спасибо. Будем кашу варить.
- В чем будем кашу варить? (Ответы детей)
- Возьмем чугунок. Водички нальем. Насыплем крупы. Посолим немного. Помешаем и в печку поставим. (Слова сопровождаются действиями)
(Приложение №5)
(Берет ухват и ставит чугунок в печь, приговаривая) (Приложение №6)
- Варись каша вкусная, вкусная, сладкая, сладкая.
- А пока каша варится, мы с вами посидим рядком, да поговорим ладком.
- Живу я не одна. Посмотрите. Кто есть у меня?
Игра «На птичьем дворе»
( Воспитатель по очереди показывает игрушки: уточку, гуся, начинает потешку - дети продолжают)
Наши уточки с утра - («Кря – кря – кря! Кря – кря – кря)
Наши гуси у пруда – (Га – га – га! Га – га – га)
Наши курочки в окно – (Кко – кко – кко! Ко- ко – ко – ко)
А как Петя – петушок
Ранним – рано поутру
Нам споет (ку – ка – ре – ку)
Бабушка. Вот какие молодцы. И каша наша готова. (Приложение №7)
(Бабушка берет ухват, достает чугунок из печи, имитирует раздачу каши)
- Бабушка кашу варила, деток кормила,
- Этому дала на блюдечке,
- Этой на тарелочке,
- Этому на сковородочке,
- Этому на ложечке,
- Этому поскребушки. Поскребушки самые вкусные.
- Кушайте детишки. (Дети имитируют, что едят кашу)
Бабушка. Что же мы скажем за вкусную кашу?
Дети. Спасибо.
Бабушка. Подкрепились малыши? (Да) А теперь пришла пора поплясать нам детвора.
Пляска с платочками
(Пляска проводится под пение и по показу воспитателя)
1. Вот платочки хороши, Стоя на мете, дети размахивают
Мы попляшем, малыши, платочком (рука внизу)
Ты, платочек аленький, покружись, Кружатся, держа платочек
Всем ребятам маленьким покажись. над головой
2. Я платочком помашу Стоя на месте, дети наклоняются вперед
И с платочком попляшу. и машут платочком почти у самого пола
Ты, платочек аленький, покружись, Кружатся, держа
Всем ребятам маленьким покажись. платочек над головой
3. Дуй – подуй нам, ветерок. Обмахиваются платочком
Очень жаркий день – денек.
Ты, платочек аленький, покружись, Кружатся
Всем ребятам маленьким покажись.
4. Нет платочек, ай – ай – ай! Спрятав, платочки за спину, слегка
Где платочек? Угадай! Поворачивают корпус вправо-влево
Ты, платочек аленький, покружись, Кружатся
Всем ребятам маленьким покажись.
5. Вот платочки хороши, Кружатся, держа платочек
Поплясали малыши. над головой в вытянутой руке
Ты, платочек аленький, покружись, Кружатся
Всем ребятам маленьким поклонись.
Воспитатель. Поплясали от души.
Вот какие молодцы.
Рефлексия
Бабушка. Новый день кончается. Разрешите на прощание вам здоровья
пожелать и подарочки раздать (раздача самодельных игрушек)
(Снимает косынку и фартук)
Воспитатель. А теперь, ребята, пора нам возвращаться домой. И лошадь нас ждет.
Тебя ладошкой хлопку
Хоп, хлоп, хлоп
Скорей беги лошадка
Го – гоп – гоп… Тр – р – р. Приехали.
Кто мне скажет, где мы были? (В гости к бабушке ездили)
Что делали? (Кашу варили)
Какая была кашка? (Масленька, сладенька)
А бабушка? (Добренька)