Кулешова Анна
Среднесрочный творческо-исследовательский проект в группе старшего дошкольного возраста «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : творческо-исследовательский
Вид проекта : групповой, среднесрочный
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели и музыкальный руководитель.
Продолжительность: 04.12.2023 - 29.12.2023 г. (среднесрочный)
Темочки:
- Зима
- Зима. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2024
Актуальность: Актуальность данного проекта в том, что проект в условиях воспитательного – образовательного процесса расширить, обогатить, творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года. Дети не умеют составлять описательный рассказ, так как у них бедный запас прилагательных и глаголов. Участие в проекте детей поможет максимально обогатить знания и представления их о зиме, свойствах снега, развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.
Цель: Создать условия для развития исследовательских, творческих и познавательных способностей детей, расширить представление о времени года зима.
Задачи проекта : 1. Формировать умение взаимодействовать с окружающим миром и интерес
детей к явлениям природы.
2. Укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни.
3. Учить сравнивать разные времена года, замечая характерные признаки
каждого из них.
4. Отметить, что человек меняет одежду в зависимости от сезона.
5. Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желания
заботиться о птицах и животных (кормить птиц и зверей, делать кормушки).
6. Способствовать отражать полученные знания детей в рассказах и
продуктивных видах деятельности.
Предполагаемый результат:
1. Формирование у детей разносторонних знаний о взаимосвязи неживой и
живой природы в зимний период.
2. Воспитание бережного отношения к природе.
4. Знания детей, где и как, зимуют животные и птицы.
5. Умение детей рассказывать по картине.
6. Воспитание любознательности и эмоциональной отзывчивости, доброжелательности.
Итог проекта : выставка рисунков, аппликаций, поделок "Новогодняя игрушка"
Формы реализации проекта :
1. НОД.
2. Чтение художественной литературы.
3. Беседы.
4. Наблюдения.
5. Игровая деятельность.
6. Продуктивная деятельность.
7. Исследовательская деятельность.
8. Досуговая деятельность.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Этапы реализации проекта
I этап. Подготовительный
Название мероприятия: Сбор и анализ литературы по данной теме; Разработка плана реализации проекта; Подборка иллюстративного материала;
Подборка стихотворений, загадок, по теме проекта; Подготовка материала для изобразительной деятельности; Подбор художественной и познавательной литературы для чтения детям.
Цель: Подготовка к реализации проекта, создание не обходимых условий.
Определение уровня знаний детей по теме проекта.
С родителями: Объявлен конкурс новогодних поделок. Консультация:«Безопасный Новый год». Консультация:"Воспитание любознательности у ребёнка в саду и дома". Папка-передвижка:" Консультация для родителей «Профилактика заболеваний в зимний период».Консультация «Мы такие разные»
Цель: Приобщение родителей к работе над проектом.
II этап. Реализация проекта
1. Беседы: «Зимний лес», «Зимушка - зима», «Зима и дети», «Идет зима, аукает», «Зимние праздники», «Как зимуют звери» «Осторожно, скользкая дорога», «Зимние виды спорта», «К нам приходит Дед Мороз»
Цель: Расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы, развивать разговорную речь, память; воспитывать любознательность.
Ситуативная беседа: «Внимание гололед». Познакомить с правилами поведения детей на дороге. Развивать разговорную речь, память. Воспитывать внимание.
Рассматривание картин и иллюстраций: «Звери зимой», «Зимние праздники», «Звери зимой», «Художники о зиме», «Зимний лес», «Катаемся на санках», «Снеговик», «Зимние забавы»
Художественная литература:
Чтение русских сказок: «Морозко», «12 месяцев», «Мороз Иванович», «Два мороза», «Снегурочка», «Зимовье зверей». «Лисичка сестричка и серый волк», «Снегурочка», «Рукавичка». «Три медведя» «Таня выбирает елку» «Зима пришла». «Зима в лесном городе»
Чтение и заучивание наизусть стихотворений : С. Есенин «Берёза», М. Родиной «Снежинки», В. Егорова «Снеговик».
Чтение рассказов по Ю. Козловой «Праздник», «Зима»; В. Бианки «Лес зимой».
Фольклор (потешки на зимнюю тему, загадки)
2. Дидактические игры «Рассели животных»
Цель: Учить детей различать диких и домашних животных; перелетных и зимующих птиц; познакомить с условиями, необходимыми для жизни животных зимой.
Д/ И: «Я начну, а ты закончи»
Цель: Учить детей составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным значением; развивать умение быстро находить точное, правильное слово.
Д/ И: «Поставь дорожный знак»
Цель: Учить детей различать следующие дорожные знаки:
«Железнодорожный переезд», «Дети», «Пешеходный переход», «Дикие животные» (предупреждающие)
Д/ И: «Скажи наоборот»
Цель: Совершенствование умения сравнивать до 10 предметов по длине (ширине, высоте) и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке.
Д/ И: «Что вы видите вокруг?»
Цель: Закрепить у детей понятие о том, что каждое слово что- ни будь означает и каждый предмет имеет свое название.
П/ И: Русская народная забава «Снежная баба»,
РНИ «Волк», «Стадо», Игры-забавы «Узнай по звуку»,
«Что изменилось», «Узнай не смотри», «Где звук»,
«Необычные жмурки», Башкирские н. игры: «Стрелок», «Липкие пеньки» Бурятские игры: «Уголка, нитка», узелок», «Волк и ягнята», «Ищем палочку»
Белорусские народные игр: «стрела-горелка», «Колечко»,
«Мороз», «Ванюша и лебеди»,
Казахская народная игра в «Платок и узелок» Зимние забавы: «Снайперы», «Кто быстрее», «Кто дальше»
«Снежная карусель», «Проезжай и собирай» «Мороз- Красный нос», «Бабочки, лягушка, цапля» «Зайцы и медведь» «Два Мороза», «Мы веселые ребята», «Лиса в курятнике», «Космонавты»
Цель: Воспитывать любознательность.
Развивать стремление у детей играть в подвижные игры, способствующие совершенствованию основных движений (ходьба, бег, бросание, воспитывать желание играть дружно и весело.
Изобразительная деятельность: Рисование «Снежинка»
ЦЕЛЬ: Учить детей рисовать узор на бумаге в форме розеты; располагать узор в соответствии с данной формой; придумывать детали узора по своему желанию.
«Большие и маленькие ели»,
Цель: Учить передавать различие по высоте старых и молодых деревьев, их окраску и характерное строение
«Нарисуй своих любимых животных»,
Цель: Учить выразительно передавать в рисунке образы животных; выбирать материал для рисования по своему желанию.
«Наша нарядная елка».
Цель: Учить детей передавать в рисунке впечатления от новогоднего праздника, создавать образ нарядной елки.
Лепка «Как маленький Мишутка увидел, что из его мисочки все съедено»,
Цель: Учить детей создавать в лепке сказочный образ. Учить лепить фигуру медвежонка, передавая форму частей, их относительную величину.
«Новогодняя Ёлочка».
Цель: Учить детей передавать форму ели, лепить ствол раскатывая пластилин у основания –толще, на верхушке –тоньше.
Аппликация: «Дома на нашей улице» (Коллективная работа).
Цель: Учить детей передавать в аппликации образ сельской (городской) улицы. Уточнять представления о величине предметов: высокий, низкий, большой, маленький. Упражнять в приемах вырезывания по прямой и по косой.
«Большой и маленький бокальчики».
Цель: Учить вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое, срезая расширяющуюся книзу полоску. Закреплять умение аккуратно наклеивать. Вызывать желание дополнять композицию соответствующими предметами, деталями.
Продукт проектной деятельности : Организация выставки детских рисунков «Зимушка - зима»
III этап. Заключительный
Выставка поделок на Новогоднюю тематику: Новогодний утренник.
Результаты проекта :
Дети имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт; Дети познакомились с произведениями поэтов, писателей, художников на тему зимы; Дети овладели расширенным словарным запасом по теме «Зима»; Дети имеют представление о природе родного края зимой; Дети знакомы с правилами с правилами безопасного поведения на улице в зимний период; Обогатился литературный и иллюстративный материл по теме «Зима». Оформлена фотовыставка на тему: «Мы любим зиму». Оформлена выставка совместных работ детей и родителей (поделки и рисунки) по теме: «Новогодняя игрушка»
Приложение №1
Пословицы и поговорки о зиме.
Как зима не злится, а весне покорится.
Зима без снега — лето без хлеба.
Год кончается, а зима начинается.
Снегирь прилетит — о зиме известит.
Зимой морозы, а летом грозы.
Зима — не лето, в шубу одета.
Зима с заморозков начинается, а капелями кончается.
Два друга — мороз да вьюга.
Зима лето пугает, да все равно тает.
Новый год к весне поведет: он год начинает и середину зимы отмечает.
Чем крепче зима, тем скорее весна.
Снег глубок — год хорош.
Живет и такой год, что на день семь погод.
Зима спросит, что твое лето приносит.
Осень богата хлебом, а зима снегом.
Зимний денек — воробьиный скок.
На Новый год день прибавился на заячий скок.
Готовь зимой телегу, а летом сани.
Береги нос в большой мороз.
Мороз невелик, да стоять не велит.
Приложение №2
Детские загадки о зиме.
Опять метели, непогода,
И снова снега кутерьма.
Но по душе нам время года
С морозным именем: (зима).
Падают снежинки,
Зазвенели льдинки.
И невидимый мороз
Щиплет уши, щёки, нос!
- Знаю, знаю я сама! -
Это к нам пришла.! (Зима)
Время года, время года!
Когда спит кругом природа.
С золотыми берегами
Под пушистыми снегами.
(Зима.)
С неба хлопья полетели…
Шубы белые надели
И дороги, и дома….
Начинается? (зима)
Опять метели, непогода,
И снова снега кутерьма.
Но по душе нам время года
С морозным именем: (зима).
В. Стручков
Дождались меня салазки!
Всё вокруг бело как в сказке.
И в лесу и на дворе
Все деревья в серебре.
Белоснежные дома
В гости к нам пришла (Зима.)
Заковала лужи в лёд.
Бьёт и зверя – птицу влёт.
Зябнут вишенки в саду.
Да не сладко коль приду.
(Зима.)
Хлопнула в ладоши -
Все поля в пороше.
Молвила словечко -
Зазвенела речка.
На дома надела шапки
Птицам зябко, греют лапки.
(Зима.)
Скачет с Севера Царица,
Золотой туман клубится.
Погоняет трёх Коней,
А метелицы за ней.
(Зима.)
Дышит хладом.
Гордится нарядом
Из пушистого снега -
Ледяная нега.
(Зима.)
Г. Таравкова
На дворе трещит мороз,
Он кусает больно нос,
Снег на улице лежит,
По нему лыжня бежит.
Праздник Новый Год идёт,
Детям радости несёт,
Угадайте время года,
Что с холодною погодой,
День короткий, ночью тьма,
На дворе стоит. (Зима.)
Ю. Алешин
Твёрдый снег и держит нас,
Можно бегать… Крепок (наст).
Закрутил буран снега –
Начинается (пурга).
Пурга. и днём от тучи тёмка,
И змейкой стелется (поземка).
А. Алферова
Белая волчица
по дороге мчится,
Воет, копошится…
Спать в сугроб ложится.
(Вьюга)
Н. Родивилина
По ночам людей пугает,
Зверем страшным завывает,
Вихрем кружит на пути -
Ни проехать, ни пройти.
Очень путники боятся
В снежной буре оказаться:
Не увидишь в ней друг-друга.
Что же это? Это. (вьюга
В холодильнике живёт.
Превращает воду в лёд.
Щиплет пальчики и нос
Это дедушка (мороз!
Рисовать на окнах - мастер,
Но не требует фломастер.
Щиплет нам зимою нос
Бодрый утренний. (Мороз)
Кто все лужи застеклил,
Озеро стеклом накрыл,
Разрешает на катках
Покататься на коньках?
(Мороз.)
По земле колдун идёт,
Бородой седой трясёт.
Как на воду он дохнёт,
Превращается вся в лёд.
А когда злодей летает,
Всё живое замерзает.
(Мороз)
Мы бежали лыжный кросс.
Кто хватает нас за нос
И румянит щёки
Гонит на уроки.
(Мороз.)
В. Стручков
Если дома я в тепле
Он рисует на стекле.
Если выйду погулять
Начинает приставать
Щиплет щёки, щиплет нос
Надоедливый (Мороз.)
Ходит Дед, трещат деревья
Птицы снялись на кочевья.
Звери в шубы прячут нос.
Грозен Дедушка (Мороз.)
Кусает словно пёс.
На стекле пушистый хвост.
(Мороз.)
Стеклянный Кот
По лужам идёт.
Стеклянит лужи
Дыханьем Стужи.
(Мороз.)
Узорами пишет,
А грамоты не разумеет.
(Мороз.)
Звонкий мастер Холодей
Вымостил всю реку
Без пилы и без гвоздей
В помощь человеку.
(Мороз.)
З. Полежаева
На холсте окнА зимой
Пишет мёрзлою водой,
Кистью водит невидимкой,
Нам даря свои картинки.
Одеяло белое не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.
(Снег)
Белое покрывало,
С неба упало,
Всю зиму лежало,
Землю укрывало,
Весной солнце припекло,
В реку ручейком стекло.
(Снег)
Хлопок с неба повалил
Землю зябкую укрыл.
(Снег)
Ю. Алешин
Выпал с неба чистый мел -
Городок наш посветлел.
У зимы пока разбег
Утром встал, растаял (Снег)
В. Стручков
Из дырявого Мешка
Наземь падает Мука.
Ладошкой сжал мучицу
Получил - водицу.
(Снег)
Мягкий, летучий
Улёгся кучей.
Дворник бородатый
Гребёт лопатой.
(Снег)
Зимой лежит.
Весной бежит.
(Снег)
Упала Вата на поля
Вся белёшенька земля.
(Снег)
Плывут Тучи бородаты.
Борода из ваты.
Зимою ваты
Полно у хаты.
В руки взял - расстаяла.
Мокрый след оставила.
От ваты ничегошки
Мокрые ладошки.
(Снег)
Белое Одеяло
На город упало.
Стоят дома и замки
Полные гордой осанки
В белых шапках.
Цветочные клумбы -
В белых охапках!
(Снег)
Белые Заплаты
Падают у хаты.
У берёзы, у сосны
И лежат там до весны.
(Снег)
Лежит Шуба
Всем люба.
(Снег)
Вся земля укрыта Ватой
Урожаев жди богатых.
(Снег)
И. Дарнина
Словно бабочка кружится
И на землю спать ложится.
Он холодный и пушистый,
А на солнышке искристый.
Г. Таравкова
Он на улице лежит,
По нему лыжня бежит.
Но едва лучи пригреют,
Он заплачет, потемнеет
И бегут ручьи в разбег,
Это тает зимний. (Снег)
Каменна страница.
Всяк на ней резвится.
Коньками делает следы,
А страница из воды.
(Лед)
На реке зимой Паркет
Прочный, скользкий, гладкий.
Хоть пляши на нём сто лет!
Вальсы и вприсядку.
Миновали холода-
Подевался он куда?
(Лед)
Лежит Хрусталь
Зимний Царь.
(Лед)
Ю. Алешин
Зима. Мороз мосты куёт,
А мы коньками режем (лед).
Мороз коснулся светлых вод
И навёл хрустальный (лед).
Г. Таравкова
Он прозрачный и холодный,
Он загадочный и плотный,
А в тепле вдруг оживает,
Слёзы льёт и быстро тает,
Что водою слёзы льёт?
Ну, конечно, это. (Лёд.)
С. Мельников
Не стекло и не хрусталь,
А блестит, как будто сталь.
Занесёшь в тепло, домой.
Станет сразу он водой.
Холод от него идёт.
Ну конечно это (лёд)
Приложение №3
Стихи о зиме.
Живой снежок» (Е. Тараховская)
Кто-то стукнул к нам в окно
Тихо еле, еле…
За окном темно-темно
От пурги метели.
«Кто там? - я спросить хотел
И кого вам надо?»
Вдруг снежок к нам залетел
В форточку из сада.
Оказалось, он живой,
С крыльями и головой!
Сел он к маме на плечо -
Запушённый, белый.
Догадались мы, о чём
Песенку запел он:
«Я влетел сюда не зря!
Приютите снегиря!»
*** Н. Некрасов
Не ветер бушует над бором
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит - хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идёт - по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде…
*** (С. Есенин)
Поёт зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробушки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Чудо из чудес (В. Шипунова)
За окошком тёмным
Чудо из чудес -
Белые снежинки
Падают с небес!
Под луною полной
Зимний тихий лес
Запорошен снегом -
Весь под ним исчез.
Лучики и звёзды
В тонких паутинках - ночью новогодней
Падают снежинки.
Вьюга-завируха (Г. Лагздынь)
Всё белым-бело от пуха!
Нет порядка во дворе.
Крутит вьюга-завируха
Белым снегом в декабре.
Крутит, мутит, завывает,
Стонет, охает, поёт!
Снег в сугробы навивает,
Погулять нам не даёт