Анна Царевская
Среднесрочный проект «Вот он — хлебушек душистый» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Вот он - хлебушек душистый»
Вид проекта: познавательный, социально-значимый.
Продолжительность проекта: среднесрочный (2 месяца).
Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители.
Публикация «Среднесрочный проект „Вот он — хлебушек душистый“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Актуальность проекта: в жизни каждого человека понятие «хлеб» входит с рождения. И в сознании человеческом хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд.
В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок учится ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни.
Все народы воспевают хлеб в своих произведениях, воздавая ему почет и уважение. Хлеб - символ благополучия и достатка, являет собой надежную защиту людей от голода. К хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. В честь него складывали гимны, им встречали дорогих людей. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку. С детских лет нас учили бережно относиться к хлебу, как к самому большому богатству. Поэтому мы вместе с детьми выбрали тему проекта «Вот он – хлебушек душистый».
Цель проекта: расширить представления о хлебе, процессе его получения, о значимости его для человека. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
Задачи проекта:
Образовательные:
- формировать знания у детей об истории хлеба, значении хлеба в жизни человека;
- расширить представления о многообразии хлебных продуктов; - формировать представление о труде взрослых в сельском хозяйстве и промышленности.
Развивающие:
- развивать познавательные способности, расширять и активизировать словарь детей;
- развивать творчество и фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
Воспитательные:
-воспитывать духовно-нравственные качества, чувство уважения к труженикам села через знакомство с произведениями литературы и искусства;
- воспитывать бережное отношение к хлебу.
Содержание проекта:
1 этап проекта – мотивация.
История нашего проекта началась с того, что однажды во время утреннего круга Стас сказал: «Мы каждый день едим хлеб. А кто и когда его придумал?». Этот вопрос вызвал бурное обсуждение у ребят, но ответа на него не нашлось. Так как тема заинтересовала детей, мы решили вместе узнать историю хлеба, как его выращивали в старину, народные традиции, связанные с хлебом. Таким образом была выбрана тема проекта.
2 этап – разработка плана проекта.
Для составления плана работы над проектом была использована модель трёх вопросов Л. В. Михайловой-Свирской.
Что мы знаем о хлебе?
• Хлеб продается в магазине (Данил)
• Хлеб делают из муки (Стас)
• Муку делают из зерна (Арина)
• Хлеб бывает белый и черный (Виолетта)
• Мама дома печет хлеб (Катя)
Что мы хотим узнать?
• Кто и когда придумал хлеб (Стас)
• Что надо, чтобы вырастить хлеб (Ваня)
• Какие машины помогают людям изготавливать хлеб (Данил)
• Как называются люди, которые выращивают хлеб (Таня)
• Что еще можно сделать из муки (Вера)
• Почему хлеб бывает разный (Катя)
• Как работает мельница (Захар)
• Почему говорят: «Хлеб всему голова» (Арина)
• Можно ли прожить без хлеба (Лёша М.)
• Как выращивали хлеб в старину (Софья)
Что нужно сделать, чтобы узнать?
• Спросить у родителей (Ваня)
• Спросить у воспитателей (Дарина)
• Посмотреть в книгах и энциклопедиях (Ваня)
• Посмотреть в интернете (Леша Я.)
• Провести опыты (Виолетта)
• Сходить на экскурсию (Катя)
Оснащение центров
Центр науки
• Энциклопедии, книги, в которых можно узнать о хлебе, злаковых растениях
• Презентации о хлебе, его выращивании и производстве
• Лэпбук «Хлеб – всему голова»
• Набор для проведения опытно-экспериментальной деятельности (зерна разных злаковых культур, лупы, ёмкости, почва и т. д.)
Центр книги и общения
• Книги с иллюстрациями
• Сюжетные картинки
• Репродукции картин И. Шишкина «Рожь», А. Васнецова «Жнецы», М. Клодта «На пашне», Г. Мясоедова «Сеятель», «Косцы», И. Машкова «Снедь Московская. Хлеба»
• Стихи, рассказы, пословицы, поговорки о хлебе
Центр искусства
• Пластилин
• Краски, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки
• Белая и цветная бумага, картон
Центр музыки
• Аудиозаписи песен
Центр игры
• Атрибуты для сюжетно-ролевых игр
• Дидактические игры
Спортивный центр
• Атрибуты для эстафет и подвижных игр
3 этап – практический
В ходе реализации проекта мы с детьми:
Провели беседы с просмотром презентаций «Откуда хлеб пришел», «История хлеба на Руси», «Как выращивали хлеб раньше и сейчас», «Профессии людей, выращивающих и изготавливающих хлеб», «Сельскохозяйственная техника», «Виды хлебобулочных изделий», «О культуре поведения за столом и бережном отношении к хлебу», «Виды хлеба у разных народов», «Берегите хлеба каждую крупицу».
Познакомились с лэпбуком «Хлеб – всему голова».
Прочитали художественные произведения о хлебе: А. Ремизов «Хлебный голос», Т. А. Шорыгина «Сказка о пшеничном зернышке», Д. Хармс «Очень вкусный пирог», Я. Тайц «Всё здесь», Н. Нуждина «Пшеница», «Рожь», С. Погореловский «Урожай», «Вот он - хлебушек душистый», «Слава хлебу на столе», Я. Аким «Хлеб ржаной», В. Воронько «Вот и лето пролетело», «Вешний день пахать пора», Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», В. Крупин «Отцовское поле» Ю. Ванаг «Хлеб, заработанный своими руками», А. Букалов «Как машины хлеб берегут», Дацкевич «От зерна до каравая» и другие.
Провели опытно-экспериментальную работу, в течение которой ребята рассматривали семена разных злаковых культур, а также муку, которая из них получается.
Посадили семена пшеницы, кукурузы и овса, ухаживали за ними. Вели дневник, в котором отмечали свои наблюдения.
Также ребята изготовили мини-плакат «Путь хлеба к столу». Изготовили макет «Пшеничное поле». Поиграли в дидактические игры «Раньше и сейчас», «Кому что нужно (профессии)», "Блинная". Ребята рисовали рисунки по теме проекта, лепили хлебобулочные изделия, сделали аппликацию "Каравай", Изготовили атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Кондитерская».
Воспитателями было организовано посещение пищеблока детского сада, где ребята под руководством повара не только узнали секреты изготовления сдобных булочек с повидлом, но и смогли сами поучаствовать.
Совместно с родителями воспитатели организовали выставку «Виды хлебобулочных изделий». Кроме того, дети совместно с родителями изготовили поделки по теме проекта.
Наш проект мы завершили мероприятием «Хлеб – всему голова», в ходе которого ребята отвечали на вопросы викторины, играли в тематические игры, делились своими впечатлениями.
Полученные результаты проекта
• Дети приобрели знания об истории выращивания хлеба, о злаковых культурах, о видах хлебобулочных изделий, в том числе национальных;
• Мотив «хотим узнать» на начальной стадии реализации проекта к его окончанию сменился на мотив «хотим рассказать другим»;
• У детей сформировано понимание ценности хлеба;
• Активное участие родителей в ходе реализации проекта;
• Педагогами приобретен опыт в разработке и реализации проекта.
Спасибо за внимание!