Рушанья Фахретдинова
Среднесрочный проект для детей подготовительной группы «Кто на Севере живет?»
▼ Скачать + Заказать документы
Среднесрочный проект «Кто на Севере живет?»
Проблема: Как животные выживают на Севере зимой?
Игровая мотивация: Помочь жителям Цветочного городка ответить на вопрос: «Как животные выживают в холоде?»
Цель: Формировать познавательный интерес к окружающему миру животных, воспитывать эмоционально- положительное отношение к природе, бережное отношение к животному миру.
Публикация «Среднесрочный проект для детей подготовительной группы „Кто на Севере живет?“» размещена в разделах
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2013
Задачи: Углублять и конкретизировать представления детей о животном мире Севера. Продолжать знакомить с повадками животных Севера, их способностью приспосабливаться к среде обитания.
Познакомить с «Красной книгой животных Севера».
Развивать способности к поисковой деятельности:
-определению задач, исходя из поставленной проблемы;
-планированию этапов действий в соответствии с задачами;
-умению свободно пользоваться иллюстративно-печатным и дидактическим материалом при реализации задач.
Поддерживать интерес к деятельности сверстников.
Воспитывать осознанное и бережное отношение к живой природе, желание познакомиться с деятельностью человека по охране животных.
Предварительная работа: Подбор иллюстраций, печатного материала (энциклопедии, стихи, загадки и др., сказок народов Севера.
Подбор видеоматериалов по данной теме.
Материал: Энциклопедия для дошкольников «Моя самая первая энциклопедия», иллюстративный материал из энциклопедии «Мир дикой природы».
Информационная карта проекта
«Кто на Севере живет?»
Автор: воспитатель подготовительной к школе группы.
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, воспитатель, родители.
Цель: формирование познавательного интереса к животному миру Севера и деятельности человека, направленной на охрану редких и исчезающих животных, воспитание положительно- эмоционального отношения к природе родной страны.
Сроки проведения: февраль- апрель 2013года
Возраст участников: 6-7 лет
Ожидаемый результат: осознанное и бережное отношение к природе, желание участвовать в природоохранной деятельности человека, интерес к животному миру нашей планеты.
Распределение деятельности по этапам проекта
«Кто на Севере живет?»
Первый этап.
Деятельность педагога.
1. Формулирую проблему, исходя из интересов детей :
Как животные выживают на Севере?
Определяю конечный результат: создание «Красной книги животных Севера».
2. Ввожу в игровую ситуацию:
Помочь жителям Цветочного городка ответить на вопрос: «Как животные выживают в холоде?»
3. Формулирую задачу:
Как животные приспособились к жизни в снегах? Кто мешает им жить в природе? Охраняет ли человек животный мир Севера?
Деятельность детей.
1. Входят в проблему:
Как узнать о животных Севера?
2. Вживаются в игровую ситуацию:
Надо оказать помощь жителям Цветочного городка.
3. Принимают задачу:
Как узнать о жизни животных Севера?
4. Дополняют задачу проекта :
Есть ли жизнь под снегом?
Почему животные кажутся более стройными, чем зимой?
Деятельность родителей.
1. Ознакомление с проектом.
Второй этап.
Деятельность педагога.
1. Помогаю в решении задачи:
Что такое Север?
Что такое тундра?
Чем животные Севера похожи друг на друга?
Что их отличает от животных наших лесов?
2. Помогаю спланировать деятельность:
(найти решение задачи путем экспериментирования, мозгового штурма, воплотить найденное решение в продуктивной деятельности, начать оформление первых страниц «Красной книги животных Севера».
2. Организую деятельность детей :
игровую: знакомство с подвижными играми народов Севера,
настольно- печатые игры, дидактические; театрализованную: инсценирование ненецкой сказки «Белый медведь и бурый медведь») и т. д; продуктивную: изготовление фигурок животных в технике оригами, рисование фигурок животных Севера.
Деятельность детей :
1. Объединяются в рабочие группы :
Дети объдиняются по интересам (мальчики с мальчиками, девочки с девочками)
2. Распределяют амплуа:
согласно интересам и способностям детей, побуждаю их к сбору интересной информации о животных Севера.
3. Принимают участие в изготовлении атрибутов к играм (раскрашивают).
Деятельность родителей:
1. Родители рассказывают интересные факты из жизни животных, помогают находить иллюстрации с изображением животных Севера, подбирают и разучивают с детьми загадки и стихи о животных Севера.
2. Изготавливают атрибуты к подвижным играм, к игре-драматизации,
помогают сделать дидактическую игру «Меморина».
Третий этап.
Деятельность педагога.
1. Организую работу над проектом :
-поиск иллюстраций;
-создание «Красной книги Севера»;
-работа по изготовлению книжки «Животные Севера»
2. Побуждаю детей :
-к поиску иллюстративно- познавательного материала для создания «Красной книги животных Севера».
3. Реализую проект на равных портнерских позициях:
руковожу на равных портнерских позициях работой по созданием и оформлением «Красной книги Севера».
Деятельность детей.
1. Ищут решение задач с помощью педагога:
-ищут иллюстрации с изображением животных Севера;
-разучивают загадки и стихи о животных Севера;
-разучивают загадки и стихи о животных Севера;
-изготавливают фигурки животных Севера из бумаги в технике оригами;
-рисуют животных Севера.
2. Подбирают необходимый материал для создания «Красной книги» :
-поиск детьми иллюстративного материала для создания «Красной книги животных Севера»
3. Вместе с воспитателем создают «Красную книгу Севера» :
-дет вырезают и наклеивают на цветные страницы «Красной книги» фигурки животных.
Деятельность родителей.
1. Рассказывают интересные факты о жизни животных Севера,
помогают в создании рисунков о Севере.
2. Оказывают помощь в создании «Красной книги животных Севера».
3. Осуществляют набор печатного текста для «Красной книги»;
помогают в эстетическом оформлении «Красной книги».
Четвертый этап.
Деятельность педагога.
1. Подготовка к презентации :
Оформление группового пространства для презентации «Красной книги животных Севера» рисунками животных, бумажными фигурками животных, коллажем «»Лучшие портреты животных Севера».
2. Презентация «Красной книги животных Севера» :
Поэтапно представляю иллюстративный материал (фотографию животного) и побуждаю детей к рассказыванию рассказов собственного сочинения о животном Севера, занесенном в «Красную книгу», организую подготовку к инсценированию ненецкой сказки «Белый медведь и бурый медведь».
Деятельность детей.
1. Продукт деятельности готовят к презентации:
Дома с родителями готовят рассказ о каком- либо животном Севера, занесенном в «Красную книгу».
3. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности:
Рассказывают свои рассказы о животных, занесенных ТВ «Красную книгу», инсценируют ненецкую сказку «Белый медведь и бурый медведь».
Деятельность родителей.
Родители помогают в составлении рассказов о животных, занесенных в «Красную книгу», в рисовании северных животных.
Принимают (по желанию) участие в презентации «Красной книги».
Планирование по видам деятельности
по теме: «Кто на Севере живет?»
«Развитие игровой деятельности»
Организовать и провести игры:
-настольно-печатную игру Мир зверей и птиц;
-дидактическую игру «Кто где живет?»;
-дидактическую игру «Найди лишнего»;
-дидактическую игру «Дикие и домашние животные»;
-дидактическую игру «Знатоки природы»;
-сюжетно-ролевую игру «Зоопарк».
Отобрать игры, игрушки, атрибуты для того, чтобы поместить их в центре игры.
Сроки выполнения: 1неделя февраля,
2неделя февраля,
3неделя февраля,
1неделя марта,
2неделя марта,
1неделя апреля
«Развитие речи детей»
Подобрать художественную литературу для чтения и заучивания наизусть:
-чтение рассказа Г. Снегирева «След оленя»;
-чтение рассказа А. Членова «Как Алешка жил на Севере»;
-рассказывание ненецкой сказки»Кукушка»;
-рассказывание нанайской сказки «Айога»;
-чтение ненецкой сказки «Белый медведь и бурый медведь»;
-чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»;
-заучивание стихов и загадок о животных Севера (из книги «Животные Севера»);
-рассматривание иллюстраций животных Севера «Что мы знаем о животных Севера?»;
-беседа на тему «Что мы хотим узнать о животных Севера?»;
беседа на тему «Кому снег друг, а кому враг?»;
-беседа на тему «Почему бурый медведь не живет на Севере?»;
-беседа на тему «Почему белый мишка попал в «Красную книгу?»;
-рассматривание картины «Северные олени» и беседа по ней.
Составить книгу детских рассказов из серии «Моя первая книжка» :
-«Рассказы о животных Севера».
Поощрять детей за творческое рассказывание по теме:
«Рассказы о животных Севера».
Сроки выполнения: 1неделя февраля,
2неделя февраля,
3неделя февраля,
4неделя февраля,
1неделя марта,
2неделя марта,
3неделя марта,
1неделя февраля
«Развитие ребенка в изобразительной деятельности».
Организовать:
1- рисование по темам:
«Мишка на Севере»;
«Северный олень»;
2- конкурс рисунков на тему «Северный край»
3- изготовление коллажа «Лучшие портреты животных Севера»
Разместить в уголке изодеятельности разнообразный материал для рисования.
Сроки выполнения: 3неделя февраля,
1неделя марта,
4неделя марта,
4неделя марта
«Развитие ребенка в конструктивной деятельности».
Организовать:
-изготовление поделок из бумаги в технике оригами по темам:
«Белый медведь»;
«Тюлень»;
«Олень»
-изготовление «Красной книги Севера»
Оснастить уголок конструирования разнообразными материалами для конструирования.
Сроки выполнения: 2неделя февраля,
4неделя февраля,
2неделя марта,
4неделя марта,
1неделя апреля,
«Развитие ребенка в театрализованной деятельности»
Организовать игры-драматизации:
-по ненецкой сказке «Белый медведь и бурый медведь»
-по сказке (отрывку) В. Катаева «Цветик - семицветик»
Подготовить :
-атрибуты, элементы костюмов для игр-драматизаций, подвижных игр; Рекомендовать родителям:
-посещение детской музыкальной сказки «лесная сказка»в городском драматическом театре;
-посещение городского «выставочного зала»
-посещение зоопарка.
4 неделя февраля
2 неделя марта
«РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Создать условия для развития творческой активности в музыкальной деятельности:
-прослушивание песни «Кукушечка» (музыка М. Красева);
-развитие «Северного хоровода» (музыка А. Филиппенко)
3 неделя февраля
4 неделя февраля
«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЗДОРОВЬЕ».
Познакомить и провести подвижные игры народов Севера :
-«Северные олени»;
-«Льдинки, ветер и мороз»;
-«Олени и пастухи»;
«Стой, олень!»;
-«Каюр и собаки»
Организовать физкультурный досуг:»Весёлые соревнования оленеводов и охотников».
3 неделя февраля
2 неделя марта
2 неделя февраля
1 неделя марта
1 неделя февраля
4 неделя февраля