Наталия Рябинина
Способы организации тренировочных упражнений на занятиях физической культурой с дошкольниками
Одно из важнейших направлений работы с дошкольниками - охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни. Как сделать, чтобы ребенок, только пришедший в этот мир, стал счастливым, удачливым, умным, добрым, а самое главное здоровым. В последнее время отмечена тревожная тенденция прогрессивного ухудшения состояния здоровья детей. У детей дошкольного возраста недостаточно развиты двигательная активность, выносливость и самостоятельная деятельность.
Публикация «Способы организации тренировочных упражнений на занятиях физической культурой с дошкольниками» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
В своей работе для повышения эффективности физического воспитания преимущество при его планировании отдаю упражнениям, оказывающим разностороннее воздействие на детский организм.
Физические нагрузки, не активизирующие его основные функции, не дадут достаточного оздоровительного эффекта. В связи с этим возникает проблема моделирования деятельности нового типа по принципу круговой тренировки.
Круговая тренировка – серия спортивных упражнений циклического характера, выполняемых на снарядах, с использованием атрибутов, пособий или без них фронтально или поточно с индивидуальной максимальной нагрузкой. Дети участвуют в общем учебном процессе, но у каждого есть свое задание на отдельном участке зала (спортивной станции).
Это универсальный способ выработки у детей выносливости, стойкости. Основой круговой тренировки является многократное выполнение предписанных действий, движений в условиях точного дозирования нагрузки и точного порядка ее изменения и чередования с отдыхом.
Это отличает метод строго регламентированного упражнения от игрового и соревновательного методов, для которых характерны лишь приблизительное регулирование и лишь приблизительная программа действий.
Новизна заключается в развитии у детей самостоятельной деятельности, развитии двигательного воображения, творческом использовании проблемно-игровых двигательных заданий.
Основные виды движений на «станциях» изначально задаю не в готовом виде, а в проблемной форме. Процесс проблематизации ведёт к творческому преобразованию обыденного двигательного опыта ребенка. В ходе их решения дети активно экспериментируют со способами построения собственных движений. Ребёнок самостоятельно создаёт новые движения, основанные на использовании его двигательного опыта и наличия мотива, побуждающего к творческой деятельности. Дети придумывают новые способы применения предметов физкультурного инвентаря.
В работе использую несколько видов круговой тренировки : с чередующимися снарядами, игрушками, мячом; сюжетная, кружковая, игровая, свободная. Создание у детей интереса к круговой тренировке предполагает использование заранее продуманных организационно-методических приемов. Учитывая, что в дошкольном возрасте основным видом деятельности ребенка является игра, таким образом организую круговую тренировку, чтобы она воспринималась детьми как часть игры. Этому способствуют прежде всего сюжетные комплексы круговой тренировки, в которых каждое упражнение на "станции" имеет образное название либо применяются приемы имитации и подражания, а также упражнения с предметами (мячом, обручем, скакалкой и др.). Достаточно эффективно использование соответствующих атрибутов. Красочное оформление "станций" круговой тренировки также способствует созданию у детей интереса к упражнениям.
Принцип организации :
1. Подготовка «станций». Перед занятием готовлю «станции» с разным инвентарем, чтобы дети нескольких групп могли упражняться на них одновременно. Оборудование «станций» должно позволять тренировать разные группы мышц.
2. Объяснение и показ задания. После разминки дети подходят к каждой «станции», слушают объяснение задания, обсуждают и смотрят пример его выполнения. Упражнение изображено на рисунке – схеме, я объясняю его, два – три ребенка выполняют упражнение для примера.
3. Распределение по подгруппам. После объяснения заданий я размещаю детей по «станциям» на всем кругу тренировки (3-4 человека на каждой станции, в зависимости от количества станций и детей). В рамках дифференцированного подхода на круговой тренировке детей распределяю по подгруппам на основании результатов анализа данных о состоянии здоровья, физического развития и физической подготовленности. Каждую подгруппу составляют дети со сходными показателями физической кондиции. Детей различных подгрупп отмечаю каким-либо отличительным знаком или эмблемой (например, использую нарукавные повязки или пояса разных цветов, не стесняющие движений).
4. Круговая тренировка. По сигналу дети начинают делать упражнения в течение двух минут. Я наблюдаю за ними, делаю дополнительные словесные указания, исправляю ошибки, страхую, помогаю в выполнении упражнений на сложном снаряде, добиваясь высоких результатов на всех «станциях». Наряду с этим контролирую нагрузку – визуально, методом пульсометрии – и при необходимости регулирую ее. По сигналу дети переходят по кругу к следующей «станции» и т. д., пока круг не замкнется. Смена деятельности помогает повысить работоспособность и не дает устать мышцам.
Анализ результатов работы по принципу круговой тренировки провожу по следующим направлениям:
- Анализ состояния здоровья детей;
- Мониторинг уровня физической подготовленности;
- Оценка двигательной активности.
Круговая тренировка способствует повышению общей результативности занятий до 90%, моторной – до 80%. В конце учебного года количество детей, имеющий высокий уровень физической подготовленности, значительно увеличился.