татьяна андреева
Способы и условия формирования интереса к рисованию у детей
▼ Скачать +Заказ
Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». По мнению многих ученых, детское рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга, координируется и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие.
Таким образом рисование :
1. Развивает астрактно - образное пространственное и логическое мышление.
Публикация «Способы и условия формирования интереса к рисованию у детей» размещена в разделах
На занятиях изобразительной деятельности происходит знакомство детей с основными формами, близкими к геометрическим фигурам, как плоскими, так и объемными, сравнение их по величине, длине, ширине, высоте.
Например: нарисуем в верхнем правом углу листа синий маленький круг, в середине большой желтый, а в нижнем левом средний красный. Изобрази так же.
2. Является средством повышения уровня подготовки ребенка к школе.
На занятиях рисованием дети приобретают навык свободного владения карандашом и кистью, учатся регулировать свои движения в отношении темпа, силы нажима, в результате чего у них вырабатываются такие качества движения руки, как легкость, плавность, равномерность, слитность, которые необходимы и для письма. В процессе рисования предметов различной формы, величины, различных пропорций усваиваются умения сохранять определенное направление движения и по мере надобности применять это направление, выдерживать нужную длительность движения, подчиняя его размерам предмета по ширине и длине.
3. Способствует овладению элементарными математическими понятиями помогает детям на уроках математики в школе. В рисунке ребенок осваивает массу знаний: учиться определять качества цвета (теплый - холодный, светлый — темный, глухой — яркий, плотный — легкий); пятна, отличающиеся по форме, массе, цвету; штриховке.
4. Рисование имеет положительный эмоциональный эффект, развивает коммуникационную связь с родителем. Способствует повышению самооценки ребенка, мотивирует на дальнейшее развитие.
5. Расширяет кругозор посредством передачи разнообразия составляющих предметов окружающего мира.
Условия и способы создания интереса к рисованию.
1. Личная искренняя заинтересованность родителя в развитии и воспитании собственного ребенка
2. Обучение ребенка «работать» и нести ответственность за произведенные действия
• 1.5-3 года мотивация к деятельности
• 3-5 лет приобретение и воспитание необходимых навыков самообслуживания в процессе изодеятельности (уборка рабочего места за собой, смена воды, мойка инструментов рисования и палитры после работы, обучение работать и выполнять задание до конца, формирование учебного поведения на занятиях
• 6-7 лет самостоятельная деятельность с минимальным курированием и сопровождением взрослого. Только в случае, когда ребенок попросит.
• С 7 лет полная ответственность за рабочее место и состояние материалов для рисования
3. Готовность жертвовать своими личными интересами в пользу интересов ребенка
• Желание находить возможность уделять внимание ребенку после напряженного рабочего дня, а не подменять совместное времяпровождение гаджетами
(выделять 15-20 минут собственного времени регулярно)
4. Создание необходимых условий для занятий рисованием
• Готовность приобретать качественные и разнообразные материалы для творчества
• Оборудование рабочего места для ребенка и создание условий для открытия потенциальных творческих способностей, исключающее чувство сожаления за испорченный интерьер помещения)
5. Формирование определенного культурного минимума у ребенка
(уважение к собственной стране, региону, знание гимна, флага, герба, 10 известных художников, их направлений деятельности и произведений, 10 известных композиторов, поэтов и писателей, архитекторов и их произведений т. д.)посещение музеев и театров в разном возрасте, просмотр фильмов документальных и художественных о выдающихся художниках и их деятельности, чтение книг и просмотр репродукций художественных произведений
6. Возможность посещать специальные учреждения развития для творческих способностей ребенка
7. Применение разнообразных техник и методов (традиционных и нетрадиционных, рисование по ткани, Эбру, роспись футболок, керамики,стекла, рисование на холсте по номерам)
Советы родителям.
1. Не скупитесь на похвалу. Она не обязательно должна быть словесной, порой достаточно улыбки, одобрительного кивка головой.
2. Не критикуйте. Ребёнок ещё несовершенен, но рисует от души. А ведь это главное на этапе формирования интереса к изодеятельности.
3. Даже в море неуспеха найдите островок успешности и закрепитесь на нём. Это поможет ребёнку двигаться дальше.
4. В случае необходимости дорабатывайте работу вместе с ребенком
5. Поощряйте нетрадиционные подходы ребёнка к делу, его фантазию и инициативу. Знакомьте его с различными техниками работы с материалами и инструментами, в том числе и нетрадиционными.
6. Предоставляйте ребёнку выбор темы
7. Акцентируйте внимание ребёнка на его предыдущих достижениях, рассматривайте его более ранние работы.
8. Рассматривайте работы других детей, побуждая ребёнка тоже попробовать сделать что-то новое или по-новому.
9. Рассматривайте картины, репродукции и другие изделия художественного творчества, ходите в музеи.
10. Интересуйтесь и занимайтесь изобразительной деятельностью сами. Это самый надёжный способ зажечь в душе ребёнка огонёк интереса и желания ею заниматься.
Последовательность в рисовании в общем и рисовании нетрадиционными способами :
1. Начинаем рисовать совместно с «каляк-маляк», создаем благоприятную атмосферу, вызываем и закрепляем правильную реакцию.
2. Обозначаем образ изображения - продолжаем выходить за контур и создавать благоприятную атмосферу, вызывать и закреплять правильную реакцию.
3. Нарабатываем привычку регулярно рисовать.
4. Начинаем конкретнее работать над образом изображения, увеличиваем требования.
Изображение «Ягода-клубника» (работаем над тем, чтобы ребенок начинал соблюдать контур) .Сначала лепим «колбаску» из пластилина и раскрашиваем пространство внутри, потом переходим на четкий толстый черный контур, далее, когда ребенок будет готов, на слабый серый тонкий вокруг изображения.
5. Продолжаем работать над контуром и нарабатывать графические навыки рисования карандашом. Используем трафаретное рисование и пробуем различные материалы, разной мягкости (фломастер, восковой мелок, цветной карандаш, графитные карандаши разной мягкости). Используем простой трафарет «Круги» разных диаметров и играем с величиной от большего к меньшему, можно цветами (темный-светлый, холодный-теплый, и разными оттенками, конечно постоянно проговаривая и после того, как ребенок выполнит заданное, не забываем о поощрении, предоставляем возможность расслабиться и нарисовать может быть совместно «каляки- маляки» ,подкрепить благоприятное впечатление от совместных занятий.
Нетрадиционное рисование – способ обогащения изображения
Далее конкретнее поговорим о некоторых возможных способах нетрадиционного рисования.
1. Тампование кусочком поролона (можно использовать в организации фона, облаков и т. д.)
2. Рисование на «крафт-бумаге» сухими материалами простых сюжетов. Бумага рыхлая, позволяет растирать пальцами большие пространства.
3. Использование фигурных штампиков
4. Рисование пальчиковыми красками
5. Тампование скомканным кусочком бумаги+растирание фона поролоном
6. Техника «Акварель + восковые мелки». Композиция «Дерево». Последовательность: имитируем восковыми мелками ствол и рисуем ветви деревьев, по стволу наносим акварельную краску иного коричневого оттенка нежели были восковые мелки. Создаем композицию «по-сухому» рисуем траву и способом «тампование поролоном» рисуем крону
7. Рисование «по-сухому» кистью-щетиной. Часто используется для имитации травы в композиции, шерсти животных, кроны деревьев.
8. Оттиск ватными палочками
9. Трафаретное рисование с образами животных, видами транспорта и т. д.
10. «Тычок» кистью щетина. Часто ребенку бывает трудно заполнить изображение традиционным способом не выходя за контур. Способ «Тычка» помогает заполнить форму часто не выходя за контур.
11. Смешанные техники «Тычок+трафаретное рисование+ рисование по-сухому»
12. Трафаретное рисование»Сказкотерапия» или сюжетная композиция
13. Рисование на «крафт» бумаге в смешанной технике «Масляная пастель+ сухая пастель»
14. Силуэтное рисование
15. Рисование «по-сырому» (Техника «А ля прима» (Алла прима, alla prima — «в один присест»)
16. Рисование в смешанной технике»Акварель+восковые мелки+гуашь»