Олеся Гиниятуллина
Способы и методы адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья к современным социальным условиям
▼ Скачать + Заказать документы
С самых первых дней жизни ребенок является социальным существом, так как его любую потребность он не может удовлетворить без помощи другого человека. Социализация происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок учиться разговаривать, овладевает новыми знаниями и умениями, у него закладывается характер.
Проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества и их социализация в ней является актуальной во всем мире.
Публикация «Способы и методы адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья к современным социальным условиям» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствуют освоению образовательных условий обучения и воспитания.
Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включение их в окружающую среду как полноправных членов общества.
Дети с ограниченными возможностями здоровья очень неоднородны. К ним относятся дети с разными нарушениями развития: нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта. Поэтому самым главным приоритетом в работе с ними является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Нужно понимать, что они нуждаются в особом индивидуальном подходе, который отличается от рамок стандартного общеобразовательного учреждения.
Эти особые дети не могут приспосабливаться к правилам и условиям общества, они включаются в жизнь на своих собственных условиях.
Для данной группы детей необходимо создание психологических и материально – технических условий, чтобы их обучение проходило более комфортно.
Этих детей необходимо включать во всевозможные комплексные мероприятия, задействовать в общих спортивных соревнованиях, играх, эстафетах, театральных постановках, для того, чтобы ребята чувствовали себя полноценными членами ученического или же студенческого коллектива, могли получать моральное удовлетворение от общения со сверстниками.
Успешной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья способствует внеклассная работа.
Это, во-первых кружковая деятельность, особенно те кружки, где ребенок занят ручным трудом. При проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения проблем личностного развития детей : развивается мелкая моторика рук, эмоциональная сфера ребенка, пространственное мышление, снижается уровень тревожности, формируется инициатива, умственная активность, любознательность и самостоятельность.
Чем больше умственно отсталый ребенок общается с нормально развивающемся ребенком, тем успешнее у него формируется адекватное восприятие своей социальной роли и окружающих.
Во-вторых, физкультурно - оздоровительные мероприятия, разнообразные развивающие игры. Подвижные игры дают детям возможность раскрепостится, объединяет их и учит к организованности и дисциплине, посредством выполнения правил.
В-третьих, необходимо взаимодействовать с родителями, ведь самые первые и основные навыки социального поведения дети получают в семье. Родители особых деток – одна из сложных категорий родителей. Одни не принимают свое чадо, не могут или не желают признавать его особенность, и им трудно с этим жить. Другие же воспринимают это отличие ребенка как некую кару, и буквально служат ему, что приводит к гиперопеке. Следовательно, ребенок не может стать самостоятельным, он слаб и зависим, не уверен в себе.
Постоянная работа с родителями, привлечение специалистов, вовлечение их в проектную деятельность, позволяют родителям переосмыслить и по другому взглянуть на своего ребенка, наладить с ним контакт и взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с ограниченными возможностями и развития.
Здесь нужен правильный подбор методов и приемов адаптации детей, ранняя диагностика, наблюдение за ребенком и подбор индивидуальных стратегий развития.
Социализировать ребенка возможно только при комплексном подходе, в котором принимают участие и семья, и педагоги, и специалисты.
Благодаря таким действиям особые дети не будут чувствовать себя изгоями в современном мире.