Елена Прокопьева
Способные дети от рождения или в процессе развития
▼ Скачать + Заказать документы
Способные дети от рождения или в процессе развития?
Многое, если не почти все, что в нас есть сегодня, было заложено в наши первые семь лет.
П. Вайнцвайг.
Развитие творческого мышления ребенка обычно рассматривается в педагогическом и психологическом аспектах. Однако творчество-это принцип работы всех функций в организме, начиная от биохимического уровня до психологического. Творчество обязательное и универсальное условие формирования здорового ребенка. К сожалению бытует ошибочное мнение о том, что логическое мышление нужно развивать, а творческое-должно развиваться само. Между тем не случайно, сама природа человека, строения его мозга предусмотрели теснейшую анатомическую связь центров творчества, центров адаптации, центров вегетативной, эндокринной и иммунной регуляции.
Публикация «Способные дети от рождения или в процессе развития» размещена в разделах
Исследователи неизменно отмечают, что умственно одаренные дети отличаются крепким здоровьем, хорошим физическим развитием. У них повышенный потенциал «умственной энергии», сильная, подвижная, и, как правило, уравновешенная нервная система'(Ч. Спирмен, А. Ф. Лазурский). Подобные показатели высшей нервной деятельности обеспечивают умственные действия одаренного ребенка высокими формально-динамическими качествами - повышенной скоростью при необычайной для детского возраста высокой регулированное™. Это, в свою очередь, способствует высокому темпу продвижения в усвоении разнообразной информации. Подвижность и гибкость нервно-психических процессов, равно как и опережающий темп общего психического развития, служат предпосылкой общей умственной одаренности.
Однако задатки, помимо всего прочего, выступают и как некая данность, определяющая пределы настоящих и будущих достижений ребенка в умственном развитии. В сжатом виде эта идея представлена в модели «диапазона» В. Н. Дружинина, в которой интеллект ограничивает верхний уровень достижений в любой деятельности, но не детерминирует его результат. С ростом общего интеллекта растет и диапазон. Эта модель позволяет интерпретировать тот факт, что успешность одаренных людей определяется не уровнем их интеллекта, а силой мотивации и активностью.
Данная концепция не отрицает существенной роли природных задатков, но в генезисе умственной одаренности решающее значение придает социальной среде. Наиболее широко в русле данной концепции представлены взгляды отечественных психологов. Здесь задатки понимаются как природные предпосылки способностей, реализуемые посредством социальных механизмов, важнейшую роль среди которых играет обучение и воспитание.
Соответственно, способности определяются как индивидуально-психологические особенности человека, обусловливающие успешность выполнения деятельности. Именно соотношением роли задатков, способностей и культурно-воспитательной среды определяется широта концептуальных взглядов на проблему одаренности.
Исследователи считают, что исходные природные различия между людьми заключаются не в готовых способностях, а в задатках. Задатки очень многозначны и могут развиваться в различных направлениях. Они лишь предпосылка развития способностей, между задатками и способностями очень длинная дистанция — весь путь развития личности. Большое значение придается деятельности, благодаря которой природные задатки могут превратиться в способности. Ученые полагаю], что концепция социальной обусловленности различий в уровне психического развития между людьми единственно практически плодотворна, ибо только в ней можно найти опору для создания условий расцвета личности.
Ребенок с богатыми интеллектуальными задатками может родиться в любой семье, в которой родители обладают полноценным здоровьем, и независимо от их культурного уровня. А вот то, в какой мере задатки будут реализованы, какого уровня способности будут сформированы на их базе, это уже зависит от культурно-педагогических факторов.
Среди факторов культурно-воспитательной среды особо подчеркивается роль родителей: «Родители - важнейший элемент в системе воспитания одаренности у детей. Однако сила у родителей не столько в 'том, что они дают ребенку еще до рождения (гены, сколько в том, что они способны ему дать после рождения».
Мы видим, что при всех различиях в существующих взглядах неоспоримым является следующее положение: биологические задатки составляют обязательное условие развития одаренности, однако столь же необходима благоприятная культурно-воспитательная среда. Для развития креативности необходима нерегламентированная среда с демократическими отношениями и подражание ребенка творческой личности.
Сензетивный период развития креативности приходится на возраст сЗ до 5лет. Именно в это время ребенок максимально сензетивен к развитию творческих способностей через подражание. Главным фактором, определяющим это развитие, является содержание взаимоотношений ребенка со взрослыми, позиция, занимаемая взрослым по отношению к ребенку. В ходе личностного становления огромную роль играет профессиональный образец-педагог на которого ориентируется ребенок. Важным аспектом в работе с дошкольниками является создание психолого-педагогических условий в образовательном пространстве для полноценного развития способных детей.
Несколько советов для педагогов в работе с детьми:
1. Учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций.
2. Не сдерживайте инициативы детей.
З. Не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
4. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
5. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний :
- прослеживать связь между предметами, событиями и явлениями;
-формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
-анализировать и синтезировать, классифицировать и обобщать информацию