Елена Коваленко
Способность и одарённость в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время внимание многих психологов и педагогов как в нашей стране, так и за рубежом привлекает проблема детской одаренности, ее природы, возможностей выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей. При этом диагностика одаренности и работа с одаренными детьми базируются на тех данных, которые были получены в специальных исследованиях. Исследования же детской одаренности чрезвычайно разнообразны.
Публикация «Способность и одарённость в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Первоначально общая умственная одаренность рассматривалась как проявление некоторой общей способности, которая проявляется при решении самых различных задач. Затем появились разнообразные теоретические модели умственных способностей, одаренности и их развития у детей.
Так, в зарубежной психологии важнейшим шагом в развитии представлений об одаренности явились исследования Дж. Гилфорда, в которых он разделил единые умственные способности на собственно интеллектуальные и творческие. Появился большой цикл исследований, направленных на изучение творческой одаренности и ее развития. Результаты этих и дальнейших исследований легли в основу Создания концепций развития детской одаренности, которые включали в себя рассмотрение как интеллектуальных, так и личностных показателей.
Наряду с общей умственной одаренностью рассматривались и различные виды детской одаренности : музыкальная, математическая, социальная, физическая и др. Были созданы разнообразные классификации детской одаренности.
Большая часть отечественных исследований одаренности основана на многочисленных теоретических и экспериментальных разработках проблемы развития способностей и творчества. Большинство авторов, подчеркивая особую роль уровня развития способностей в поднимании одаренности, отмечают также и существенное значение личностного фактора.
Надо сказать, что большая часть исследований посвящена либо анализу общих проблем одаренности, либо особенностям одаренности у детей школьного возраста. Основные зарубежные исследования по проблеме одаренности в дошкольном детстве направлены, прежде всего, на анализ разнообразных факторов, влияющих на развитие способностей дошкольника. К таким факторам относится положение ребенка в семье, окружающие его условия, особенности взаимоотношений со взрослыми и др. (С. де Лленкар, Д. Байярд-де Валло, Дж. Блок). В отечественных исследованиях проблема одаренности в дошкольном возрасте представлена, с одной стороны, работами, посвященными изучению способностей в различных видах детской одаренности.
Одаренность традиционно раскрывается через понятие способностей. Оценка способностей ребенка дает возможность в основном выявить наличие одаренности и определить степень ее выраженности
В психологии принято выделять следующие признаки способностей. Способности - это такие психологические качества, которые присущи людям в равной степени и отличают одного человека от другого. Они существуют - развиваются и проявляются - в человеческой деятельности. От них зависит успешность овладения разными видами деятельности и возможность достижения того или иного уровня успешности в их осуществлении. Способности надо отличать, с одной стороны, от степени обученности ребенка - и, с другой стороны, от его желания или нежелания что-либо делать, от степени его заинтересованности в достижении хороших результатов.
Разные виды способностей выделяют в связи с теми видами деятельности, в которых они развиваются и проявляются. Существуют общие способности, которые влияют на успешность во многих видах деятельности. Другой круг способностей, которые существенны только для отдельных видов деятельности, называют специальными.
К специальным способностям относятся музыкальные, изобразительные, математические и другие. Способности, связанные с художественными видами деятельности, например, музыкальной и изобразительной, принято называть художественными способностями.
Общие и специальные способности существуют не независимо друг от друга. Специальные во многом базируются на общих, а общие - проявляются в специальных. Специальные способности к любому виду деятельности включают в себя некоторые общие способности и дополнительно - те или иные сугубо специальные, необходимые только для данного вида деятельности. Так, общая способность к мысленному представлению различных форм и их воображаемому перемещению в пространстве имеет значение для решения многих умственных, в том числе, математических, задач и она же необходима для достижения успеха в области живописи. Однако успех в области живописи требует и своих специальных способностей, например, так называемого чувства цвета.
Обычно дети с высоким развитием общих способностей обнаруживают значительные успехи в самых разных видах деятельности, но далеко не обязательно - во всех. Для этого у них может не хватить соответствующих специальных способностей.
Общие способности принято подразделять на две большие группы - умственные (интеллектуальные) и художественные.
В соответствии с выделением разных видов способностей можно выделить и соответствующие виды одаренности. Однако следует иметь в виду, что значительное развитие способностей - основное, но не единственное содержание одаренности. У одаренных детей, по крайней мере, в большинстве случаев, наблюдается также высокая активность, повышенный интерес к той деятельности, которая связана с проявлением данного вида способностей.
В содержание умственной одаренности включается, с одной стороны, повышенная умственная активность, любознательность, желание решать разнообразные умственные задачи, приобретать новые знания и, с другой стороны, - сравнительно высокий (для данного возраста) уровень развития общих умственных способностей.
Общие умственные способности можно условно разделить на два вида. Первый - это познавательные способности, которые проявляются при решении обычных интеллектуальных задач, требующих нахождения одного единственного верного ответа. Способ мышления, обеспечивающий поиск и нахождение такого ответа, может быть вполне традиционным. Второй вид общих способностей - творческие способности, которые проявляются при решении задач другого типа. Эти задачи отличаются своим "открытым" характером и предполагают существование практически неограниченного количества правильных решений. Творческие способности основаны на развитии воображения и характеризуют возможность своеобразного, нестандартного решения познавательных задач.
Общая умственная одаренность у взрослого человека проявляется в возможности успешного решения широкого круга познавательных задач. Механизмом такого решения является, как правило, четкое видение условий задачи, выделение в ней существенных отношений и нахождение пути решения через мысленное переструктуруирование этих условий. Принцип решения находится не благодаря последовательным преобразованиям условий, а сразу, на основе их целостного обобщенного представления. Для людей с высоким уровнем умственных способностей характерен хорошо сформированный внутренний план действий, позволяющих
осуществлять необходимые для решения задачи интеллектуальные операции в уме, в чрезвычайно сжатой и краткой форме. Другой особенностью является нестандартность мышления, отход от стереотипных решений, возможность находить оригинальные нуги решения новых разнообразных мыслительных задач.
На разных возрастных этапах развития умственная одаренность проявляется по-своему. Каждый период детства вносит свой вклад в формирование познавательных способностей человека. Открытая эмоциональность, непосредственность восприятия окружающего, склонность к фантазированию - характерные для психики дошкольника черты. Они накладывают отпечаток на ход развития ребенка, определяют возрастные особенности формирования его способностей. В дошкольном детстве складываются в первую очередь способности в области наглядно-образного мышления и воображения. Они состоят главным образом в умении создавать и использовать образы окружающих предметов, явлений и связей между ними.
Центральное место в развитии наглядно-образного мышления занимает способность создавать и использовать образы, отображающие не целостные предметы и ситуации, а их общее строение, соотношение их основных признаков или частей. Такие образы называются модельными, а способность создавать и использовать их - способностью к наглядному моделированию. Способность к наглядному моделированию обнаруживается, когда ребенок создает в уме план будущей игры, сказки, постройки, рисунка - во всех этих случаях планирование действий осуществляется в форме образов-представлений, содержащих не все детали действительности, которую ребенок хочет отобразить, а лишь ее общее строение, соотношение частей. Модельные образы напоминают используемые взрослыми схемы, планы, чертежи, диаграммы и другие виды схематических изображений. Они могут достигать высокой степени условности и символичности - в виде таких образов отображаются и такие явления, которые увидеть или представить себе невозможно (например, отношения между главными и второстепенными ролями в игре, отношения части и целого или функциональные зависимости величин в математике и т. п.).
Самая простая из способностей, относящихся к воображению, состоит в построении образа отдельного предмета по одной из его важных частей или одному из значимых признаков. Например, ребенок, увидев прямоугольный листок картона, узнает в нем телевизор, дом и т. п. Создание такого образа мы называем опредмечиванием. Другая, более сложная способность - развертывание образа предмета или ситуации на основании какой-либо незначительной детали, только напоминающей о них, но не представляющей собой значимого признака. Примером здесь может служить создание ребенком замысла сложной конструкции крепости, поскольку имеющийся в наборе строительного материала цилиндр показался ему подходящим для изображения пушечного ствола. В этом случае мы имеем дело с построением образа яри помощи "включения".
Наряду со способностями, относящимися к наглядно-образному мышлению и воображению, в дошкольном детстве начинают развиваться и некоторые способности, которые необходимы для решения логических, понятийных задач. Такие задачи требуют отвлечения от наглядных особенностей предметов и ситуаций и учета смысловых отношений, которые могут быть выражены только в словесной форме. Для их решения ребенок должен владеть способностью выделять и обозначать словесно существенные свойства вещей, действовать в соответствии со словесно сформулированными принципами.
Общие умственные способности проявляются в самых разных видах деятельности дошкольников, при усвоении и использовании разных знаний и навыков. Одно из наиболее четких и поддающихся достаточно однозначному выявлению проявлений этих способностей - усвоение ребенком элементарных математических представлений. У взрослого человека математические способности обычно рассматриваются как специальные. Однако математическое развитие ребенка основано, прежде всего, на общих умственных способностях, хотя не исключено, что оно требует и некоторых специальных "добавок" - это нуждается в дальнейшем изучении.
Следует отметить, что умственные способности, о которых шла речь, в той или иной мере развиваются у всех детей, но у умственно одаренных детей они развиты значительно больше, чем у их сверстников.
Сколько-нибудь надежное выявление умственно одаренных детей возможно, начиная с конца пятого-начала шестого года жизни. До этого дети, конечно, тоже различаются по уровню умственного развития, однако его проявления настолько неоднозначны и изменчивы, что делать на их основании далеко идущие выводы недопустимо.
Выявление умственно одаренных детей, основанное на понимании одаренности как относительно высокого уровня развития умственных способностей, интересов и склонностей, требует использования ряда последовательно применяемых методов, позволяющих постепенно переходить от оценки общих, поверхностных признаков одаренности к ее более глубокому анализу.
При этом необходимо учитывать, что каждый одаренный ребенок своеобразен, уникален. Поэтому не существует и не может существовать методов и показателей, однозначно фиксирующих умственную одаренность любого ребенка. Заключение о наличии умственной одаренности может делаться лишь на основании всего комплекса данных, полученных при применении разных методов, и такое заключение в любом случае должно рассматриваться как предположение, а не как окончательный вывод.
Для выявления умственно одаренных детей старшего дошкольного возраста может быть предложена следующая система методов, которые фактически представляют собой этапы данной работы. .
1. Наблюдение за детьми.
2. Анкетирование взрослых - родителей и воспитателей.
3. Использование диагностических методик, оценивающих общий уровень развития детей в процессе группового обследования.
4. Использование специальных диагностических методик, оценивающих уровень развития познавательной активности детей и способностей в области наглядно-образного мышления, логического мышления и воображения в процессе индивидуального обследования.
5. Использование специальных диагностических методик, оценивающих уровень развития умственных способностей на математическом материале. Данные методики могут применяться при отборе детей в математические школы и школы с углубленным изучением предметов естественно-научного цикла
Поэтому детский сад является связующим и дополнительным звеном во всестороннем развитии каждого ребенка. Работу свою организуем и планируем, опираясь на «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Содержание формировалось в течение нескольких десятилетий. Оно всесторонне апробировалось воспитателями, методистами и учеными, что позволило достаточно четко и емко изложить передовые идеи дошкольного образования прошлых лет в государственном программном документе, сыгравшем важную роль в развитии прогрессивной системы дошкольного образования в России. В данной программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет.
Ведущие цели программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.
Далее более подробно рассмотрим каждый раздел программы.
Физическое воспитание.
Данный раздел предусматривает охрану жизни и укрепление здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактика негативных эмоций и нервных срывов; совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно-волевых качеств.
В детском саду соблюдается режим дня, ежедневное пребывание на свежем воздухе, систематически проводятся закаливающие мероприятия, утренняя гимнастика, большое внимание уделяется выработке у детей правильной осанки.
Программа предусматривает расширение индивидуального двигательного опыта ребенка: правильной, ритмичной, легкой ходьбе, бегу, умению прыгать с места и с разбега, разным видам метания, лазанья, движений с мячами. Воспитываются физические качества ребенка: ловкость, быстрота, выносливость, сила, развитие координации движений, равновесия, умения ориентироваться в пространстве.
Умственное воспитание.
Программа предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи). Программа стимулирует развитие любознательности. Фундаментом умственного развития ребенка являются сенсорное воспитание, ориентировки в окружающем мире.
Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой и грамматическим строем, развитие диалогической речи, формирование культуры общения.
Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений.
Нравственное воспитание.
Нравственное воспитание рассматривается в программе как одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности. Содержание программы призвано обеспечить воспитание у ребенка гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу и т. п. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умению дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.
Трудовое воспитание.
Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшем средством формирования культуры межличностных отношений. Постепенное развитее у детей интереса к труду взрослых, желания трудиться, воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Организуя трудовую деятельность, обеспечивается всестороннее развитие детей, они обретают уверенность в своих силах, сформировываются жизненно необходимые умения и навыки, воспитывается ответственность и самостоятельность.
Художественная литература.
Особое место в программе занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге. Литературный материал подобран таким образом, чтобы обеспечить развитие художественно-творческих способностей детей, эстетического вкуса, культуры восприятия литературных произведений.
Художественно-эстетическое воспитание.
Художественно-эстетическое воспитание реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.
Игра.
Особой формой общественной жизни является игра. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию каждого ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей. Дети учатся самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, распределять роли, играть дружно, выполнять установленные правила игры, овладевают необходимыми для полноценного умственного и личностного развития умениями и навыками в организации сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр с правилами, игр-драматизаций, а также игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями.