Коновалова Галина
Консультация «Спортивные мероприятия и их помощь в развитии речи»
▼ Скачать + Заказать документы
О спорт, ты речь! Польза физических нагрузок при задержке речевого развития
Психическое и физическое здоровье производит огромное влияние на процесс совершенствование речевых навыков. От физического состояния и высших психических процессов во многом обуславливается развитие и формирование речи. Профилактика речевых нарушений основывается на постоянном, беспрерывном участии взрослого, который создает нормальные условия для здорового развития речи. В связи с этим появляется необходимость коллективной работы инструкторов физической культуры и логопедов по коррекции и профилактики этих нарушений у детей. Под воздействием речивзрослых происходит формирование речи ребенка. Взрослый, как образец речи, стимулирует речевое развитие посредством социального окружения, воспитывает и обучает.
Спортивные мероприятия благотворно влияют на развитие физических качеств, эмоционального настроя. Они так же влияют на формирование положительных черт характера ребенка. Способствуют организации дружественных отношений в детском коллективе, сплочённости, командного духа.
К сожалению, в последнее время все чаще стал встречаться диагноз ЗРР (задержка развития речи) у детей. Гипотез о его возникновении высказывается множество от частого и долгого использования подгузников до ухудшения экологии и повсеместного распространения гаджетов.
Грамотные специалисты вместе с родителями разрабатывают целый план лечения, немаловажным пунктом которого являются физические нагрузки для ребенка, а не только развитие мелкой моторики и артикуляции.
Спорт для детей с задержкой развития речи не менее важен, чем развивающие занятия.
Зоны мозга, отвечающие за моторное речевое развитие тесно взаимосвязаны с моторными зонами всего тела, а главное – рук. Следовательно, нарушенную речевую зону будет легче скомпенсировать, тщательно работая со всей моторикой ребенка, и мелкой, и крупной. Чем больше двигательных навыков осваивается, тем больше новых нейронных связей образовывается в поврежденных участках головного мозга, и тем больше шансов возникает преодолеть моторную задержку и дефекты речи.
Польза спорта неоспорима в отношении всех детей, а если есть речевые проблемы, она возрастает в разы. Но не стоит сразу отдавать малыша в узконаправленные виды спорта, до которых он еще элементарно не дорос. Больше пользы принесут обычные занятия физкультурой, где он будет осваивать простые навыки: бег, прыжки как на одной ноге, так и на двух, кувырки, наклоны вперед и в стороны, бег на месте. Если ребенок еще не готов к выполнению элементарных упражнений на суше, или ему банально скучно, бассейн будет лучшим выходом из ситуации. Вода оказывает успокаивающий эффект, снимает тонус с мышц, кроме этого, развивается координация, а ныряние способствует улучшению мозгового кровообращения (имеется в виду грамотный и постепенный подход к нырянию, начиная от поливания личика ребенка, заканчивая долгими проныриваниями под водой под руководством опытного тренера).
Если малыш не дружит с водой, боится ее, можно попробовать гимнастику, это не значит, что его сразу же загонят на кольца или брусья, начинается все со старой доброй ОФП: прыжки, кувырки, приседания. Большую популярность сейчас получили ранние занятия единоборствами, которые также отлично развивают общие физические навыки и координацию.
Но иногда случается так, что ребенок сопротивляется любой попытке отвести его на какие-либо занятия. В этом случае родители тоже не бессильны, можно начинать с малого – научить его бегать, прыгать и приседать. А также бросать и ловить мяч. Казалось бы, как такое просто занятие может способствовать развитию речи? Как раз в момент, когда ребенок ловит что-либо, у него в мозгу и начинают формироваться нужные нейронные цепочки.
Если ему трудно поймать обычный мяч, можно начать с воздушного шарика, он не такой быстрый.
Физическому развитию детей с ЗРР следует уделять ровно столько же времени, сколько и умственному, только так можно рассчитывать на положительный результат.
Составитель: Коновалова Г. А. инструктор по
физической культуре МАДОУ детский сад 3