Алексей Чайкин
Спортивно-экологическое развлечение «Поход в Тундру» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Не для кого не секрет, что здоровый образ жизни должен прививаться с пелёнок. Занятия физкультурой и спортом, очень полезны для детей дошкольного возраста. Но в нашем случае мы бы хотели воспитать всесторонне развитого ребенка, как физически, так и духовно. В этом случае мы решили провести туристкий поход с детьми в тундру. Чтобы увлечь детей, мы придумали и разработали схему маршрута, станции – задания и в конце похода, поиск «волшебной корзинки» от Старичка – Тундровичка. Туристкий поход в тундру вовлекает детей тем, что они получают знания и умения, которые могут пригодится им в дальнейшей жизни. Научит их бережно относиться к природе, животным, любить свой край. Каждый турист пройдет нелегкое испытание, поверив в свои силы, а также в помощь своих друзей. Общение и игры со сказочными персонажами, оставят у детей положительные эмоции радости и ярких впечатлений.
Публикация «Спортивно-экологическое развлечение „Поход в Тундру“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Тундра. Природная зона
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Туристический поход. Сценарии развлечений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: способствовать укреплению здоровья дошкольников, приобретению навыков ориентирования на местности, развитие двигательных качеств, прививать любовь к родной природе, бережного отношения к ней.
Задачи:
- развивать физические качества: быстроту, ловкость, приобретать навыки ориентировки на местности, умение читать карту (схему) маршрута;
- формировать интерес к активному отдыху, походам и прогулкам на природу;
- закладывать основы безопасного поведения дошкольников на природе;
- создавать положительный эмоциональный настрой танцами и играми под музыкальное сопровождение, согласованно выполнять музыкально – ритмические движения;
- прививать любовь к природе, бережное к ней отношение;
- содействовать развитию активной речи при помощи загадок, стихотворений и песен.
Предварительная работа:
- рассказы детям о природе Таймырского полуострова; птицах, животных, растениях;
- беседы о правилах поведения на природе, в тундре, экологии Таймыра;
- изготовление карты – маршрута, маршрута по станциям; запрещающих знаков, карточек с животными и птицами Севера;
- разучивание стихов, загадок, танцев, игр;
Оборудование: компасы, макеты деревьев, бумажные листочки (дуба и клена, круги из линолеума «кочки», детские удочки, рыбки из пенопласта, ведра пластмассовые, корзинки, рюкзаки, таблички станций, карты маршрута, бутафорскиий костер, карточки с изображением запрещающих знаков, костюм «Старичка Тундровичка», костюм «Бабы Яги», сладкие призы, музыкальный центр, аудиозаписи: «Пение птиц», песня «Ах какая осень» (слова и музыка З. Я. Рот, песня «Прощание с летом» (слова В. Вербицкой; музыка А. Варламова, песня – танец «Бабка - Ёжка» (слова и музыка Н. Картушиной, динамическая музыка.
Игровые персонажи: Старичок – Тундровичок; Баба – Яга.
Ход мероприятия:
Инструктор: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в туристский поход, в тундру. Вы все подготовились к данному мероприятию: надели спортивную одежду и обули удобную обувь, молодцы! Еще нам необходимо взять с собой хорошее настроение и хорошенько размяться перед дорогой. На пути нас ждет много нового и интересного. Чтобы преодолеть все препятствия, нужно быть сильными, смелыми, помогать друг другу, быть внимательными, чтобы не заблудиться в дороге. А перед нашим путешествием, нужно сделать веселую зарядку, чтобы зарядиться веселым настроением!
Дети идут за инструктором в колонне:
1. Ходьба с подниманием рук вверх хлопок на носки и опусканием вниз, хлопки
Только в тундру мы зашли, Руки вверх – хлопок над головой,
Появились комары. Руки вниз – хлопок другой.
2. Ходьба на внешней стороне стопы с покачиванием влево, вправо
В тундру дальше зашагали Руки за голову кладем
И медведя повстречали. И вразвалочку идем.
3. Прыжки с ноги на ногу по «камешкам»
Снова дальше мы идем, Прыгать будем мы смелее:
Перед нами водоем. Раз-два, раз-два-
Прыгать мы уже умеем, Позади уже вода.
4. Наклоны вперед, руками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки вверх
Вдруг мы видим: у куста В руки птенчика берем
Выпал птенчик из гнезда. И назад в гнездо кладем.
5. Ходьба по залу, в приседе собирая ягоды
Посмотри-ка, погляди-ка: Дружно ягоды берем.
Ах, какая голубика! Ниже, ниже приседаем
Мы по ягоды идем, И в корзину собираем.
6. Бег за инструктором по залу «змейкой».
Будь всегда ты молодец! Быстро бегай как песец.
7. Мягкие прыжки на двух ногах вперед, руки перед грудью
А теперь побудь зайчишкой Чур конечно не «трусишкой!»
8. Ходьба поворачивая голову влево – вдох через нос; вправо – выдох через рот.
Крутит головой сова Ищет лемминга она.
Инструктор: Молодцы ребята! Вы все такие спортивные, дисциплинированные. Как это вы всё умеете и успеваете?.
Дети хором: Всё нам удается, все у нас в порядке.
В садике мы каждый день.
Делаем зарядку!
Инструктор: А сейчас ребята, вы поделитесь на две команды, и капитаны команд получат маршрутные карты для того, чтобы не сбиться с пути.
Участники похода, идут по намеченному маршруту, сверяя его с картой, входят в спортивный зал. На пеньке сидит Старичок-Тундровичок
Инструктор: Ой, кто это? Дети посмотрите, не знаете кто этот старичок?
Тундровичок: Не узнали что ль меня.
Это я – старичок,
А зовусь – Тундровичок!.
Тундру я сторожу,
За порядком слежу.
Инструктор и дети: Здравствуйте, Старичок – Тундровичок!
Тундровичок: Здравствуйте, здравствуйте - зачем пожаловали?
Дети: Мы дедушка, отправились в поход и пришли по нашей карте в тундру. Вот теперь хотим здесь погулять, поиграть, отдохнуть, полюбоваться осенней природой, узнать о растениях, животных которые живут в тундре.
Тундровичок: Вот, ходят тут всякие туристы по тундре, кучи мусора после себя оставляют, цветы рвут, птиц и зверей пугают своими криками. Не пущу вас тундру!
Инструктор: Нет Старичок – Тундровичок, наши ребята не такие, они тундру любят, оберегают её и хотят узнать о ней всё. Можете им рассказать про тундру, про её растения, животных.
Тундровичок: Ну хорошо, так и быть. Ведь вы знаете, что живете на Севере нашей Родины, в красивом большом городе Норильске, а вокруг вас в тундре, на Таймырском полуострове, обитает много животных и птиц. Тундровичок достает карточки с птицами и животными Севера, показывает и рассказывает детям - это маленький грызун лемминг, песец, заяц – беляк, полярный волк, северный баран, северный олень и самое большое и уникальное животного овцебык. По тундре летают и ищут корм полярная сова, куропатка, растет много растений, деревьев, ягод и грибов. А чтоб все эти животные, птицы и растения у нас всегда были, надо их оберегать. И если вы дети пришли в тундру, то должны знать как себя нужно вести.
Дети читают по очереди:
В тундру мы пришли гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегать, прыгать и играть,
Но не будем забывать…
В тундре нам нельзя шуметь,
Веселиться, громко петь:
Испугаем всех зверей,
Убегут от нас скорей.
Ветки зря мы не ломаем,
И друзьям напоминаем,
Мусор в тундре убирать.
Зря цветы не надо рвать.
В тундре все мы здесь в гостях.
И зверям не нужен страх.
Ты покой их береги,
Ведь они нам не враги!
Тундровичок: Молодцы! Ну, раз так, прошу проходить в мои владения.
Дети проходят на поляну, осматриваются, сверяют маршрут по карте.
Тундровичок: А сейчас я проверю вас, как вы деревья знаете. От каких деревьев эти листочки? (показывает осенние листья дуба и клена).
Дети отвечают.
Тундровичок: Да, вижу, знаете. А теперь я предлагаю вам провести эстафету с осенними листочками.
Станция №1. «Найди осенний листок»
Дети строятся перед линией старта, за своими капитанами. Команда, которая будет собирать дубовые листья, называется «дубки», а кленовые листья – команда «кленки». По сигналу инструктора, капитаны бегут до кучи листьев, которые разбросаны в 10 метрах от старта, находят «свой» листок и возвращаются к своей команде, передавая эстафету следующему участнику. Когда все дети выполнят задание, подсчитываются листья каждой команды. Выигрывает команда, которая быстро закончила эстафету и собрала только «свои» листья. За победу команда получает 2 листочка, за 2 место один. В случае ничьей команды зарабатывают по одному листочку
Тундровичок: Молодцы первое испытание прошли успешно! Смотрите ребята осень наступила, птицы улетают на юг, звери впадают в спячку и что – то так грустно становится.
Инструктор: Дети, а давайте повеселим Старичка-Тундровичка плясками да танцами.
Станция №2 «Музыкальная»
От каждой команды участвуют пять-шесть участников. Дети выполняют «Танец с листочками» под музыку.
Тундровичок: Ой, порадовали дедушку, развеселили. Спасибо. А сейчас я хочу посмотреть, какие вы смелые, ловкие да умелые. Ой, ребята, у нас возникла преграда на пути, как же нам ее пройти. Впереди у нас болото, мокнуть в нем нам неохота.
Станция №3 «Кочки на болоте»
Дети вместе с Тундровичком идут по маршруту, и подходят к болоту, на котором торчат «кочки». Каждая команда должна перебраться на другую сторону болота, наступая только на кочки, не потеряв в болоте ни одного туриста. Побеждает команда, которая выполнила задание быстро и без ошибок. За победу команда получает 2 листочка, за 2 место один. В случае ничьей команды зарабатывают по одному листочку
Тундровичок: Ай да ребята. Какие вы смелые и ловкие. Молодцы! И с этим заданием вы достойно справились. Ну что, пора сделать привал. А чтобы нам не было скучно, может споете какую-нибудь веселую песенку.
Станция №4 «Привал»
Дети садятся на скамейки вокруг импровизированного костра и исполняют песню «Ах, какая осень».
Тундровичок: Что за чудесные детки, а как они поют, заслушаешься. А теперь я думаю, настало время посмотреть на ваших капитанов. Итак, капитаны, готовы к поединку?
Станция №5 конкурс капитанов «Спортивная рыбалка»
Капитаны должны за наименьшее время, поймать удочкой как можно больше рыбы северных пород и назвать их (муксун, сиг, чир, голец, хариус, корюшка). Побеждает капитан, у которого улов оказался больше, чем у соперника, а команда правильно назвала породу рыб, которую выловил капитан. За победу команда получает 2 листочка, за 2 место один. В случае ничьей команды зарабатывают по одному листочку
Тундровичок: Вот это настоящие капитаны, с ними нигде не пропадешь. Ну, что продолжим наш поход дальше. Посмотрим на нашу карту. Итак, сверим наш маршрут. Какая следующая станция.
Станция №6 «Загадки от бабки»
Дети с Тундровичком идут по маршруту и вдруг из кустов, выскакивает Баба Яга.
Инструктор: А это ещё кто?
Баба Яга: Ой-ой, это я Баба Яга костяная нога. Кто здесь? Зачем пожаловали?
Дети: Мы пришли в поход в тундру, поиграть, погулять, зверей да птиц повидать, рыбки половить. А сейчас мы бы хотели пройти дальше по нашему маршруту. Разрешите нам бабушка пройти пожалуйста дальше.
Баба Яга: Прежде чем пройти, хочу я вам загадать загадки от бабки.
Дети: Да мы бабушка и сами много загадок знаем.
Баба Яга: А вот мы сейчас и посмотрим. Если не угадаете, то в моих дебрях, да болотах и останетесь, не выйдете отсюда вовеки. А если угадаете, так и быть отпущу. Первая загадка отвечает команда «кленки»
Слушайте первую загадку:
Есть у лиственницы елки
Неколючие иголки
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки.
(лиственница)
А вот вам вторая загадка. Отвечает команда «дубки»
Стоит Антошка на одной ножке,
Сам маленький, а шляпа большая.
(гриб).
Ну, что ж настало время для третьей загадки. Отвечает команда «кленки»
Была зеленой маленькой
Потом я стала аленькой
На солнце почернела я,
И вот теперь я - спелая.
(черника).
И последняя загадка. Отвечает команда «дубки»
Днем спит,
Ночью летает
И зверьков в тундре пугает.
(сова).
За правильный ответ команда получает по одному листочку. В случае если команда, которой была адресована загадка – не ответила, то дается право отгадать загадку соперникам.
Баба Яга: Ну что же справились вы с моим заданием, отгадали все загадки от бабки.
А сейчас я бы хотела с Вами поиграть в игру, которая называется «Совушка». Ну что готовы. Вы будете маленькие лемминги, а я полярная сова. Эй Старичок Тундровичок, помогай нам, скажешь вот такие слова «День наступает – всё оживает!». Все дети «лемминги» веселятся на поляне (площадке, а я «сова» пока буду спать в гнезде. А когда Тундровичок скажет «Ночь наступает – всё замирает!» вы останавливаетесь и замираете в неподвижной позе, а я просыпаюсь, вылетаю из гнезда на охоту и забираю тех, кто пошевелился. После слов Тундровичка «День наступает – всё оживает!» я опять улетаю в гнездо и подсчитываю, сколько леммингов я поймала.
Баба Яга: Да ребята, молодцы! Славно поиграли. Так и быть пропущу Вас дальше.
Проходите. А можно мне с вами тоже прогуляться, повеселиться, а то у нас такая скукотища.
Дети: Конечно можно.
Тундровичок: Молодцы ребята, теперь я вижу, что вы смелые и ловкие, да еще и очень умные. За то, что вы хорошо ведете себя в тундре, хочу вас отблагодарить и гостинцем угостить. Ох, вот только я забыл, куда же я свои корзинки с сюрпризами подевал. Баба Яга ты не встречала гостинцы для ребят?
Баба Яга: Нет, не видела. А давайте посмотрим на ваши карты, может они нам что-то покажут, и поможем ребятам найти твои корзинки.
Станция №7 «Волшебная корзинка»
Дети смотрят маршрутные карты, находят подсказку (на карте нарисованы листья, которые выведут команды к корзинкам). Команда «дубки» идет, собирая дубовые листья, «кленки» - кленовые. Баба – Яга с Тундровичком помогают детям отыскать корзинки. Дети находят корзинки с сюрпризом от Старичка-Тундровичка и угощают Бабу – Ягу, Старичка – Тундровичка и угощаются сами.
Тундровичок: Нам было с вами очень интересно и весело, но наш поход закончился.
Инструктор: Тундровичок, если наши состязания закончились, значит нужно подвести итоги.
Тундровичок: Ну что же, подсчитаем, сколько листочков у каждой команды. Выигрывает команда, у которой «своих» листочков оказалось больше. (Команды «дубки» и «кленки» считают листочки).
Тундровичок: Друзья мои пора прощаться,
Мне в тундру нужно возвращаться.
Оберегать покой зверей.
Я жду вас в гости, всех скорей. До свиданья ребята.
Баба Яга: До свиданья, детки, приходите и ко мне в гости.
Инструктор: Нам очень понравилось в тундре, правда, ребята. Мы теперь хотим прийти в тундру зимой.
Тундровичок: Ну что ж будем Вас ждать.
Дети: Да. До свидания дедушка Тундровичок, до свидания Бабушка-Ежка.
Инструктор: Наш поход подошел к концу. Перед тем, как уйти, необходимо проверить не оставили ли мы после себя мусор, который надо забрать с собой из тундры.
Рефлексия занятия
Инструктор: Кому сегодня понравился наш поход в тундру, и им было интересно, весело и легко, попрошу выйти вперед на 6 шагов, хлопая в ладоши.
Кто сегодня испытал трудности – выйдете вперед на 3 шага с высоким подниманием коленей.
А кому было неинтересно, скучно – останьтесь на месте, топая ногами.
Под музыку, дети возвращаются в группу тем же маршрутом.
Литература
Осокина Т. И., Чунтова В. А. Физическое воспитание детей на Севере. М., 1981