Елена Кузнецова
«Мы весёлые туристы». Спортивно-игровая программа в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Мы весёлые туристы»
Цель программы : Обогащать двигательный опыт детей, способствовать развитию двигательных качеств (быстроты, ловкости, координации движений, прыгучести, воспитание волевых качеств, развивать стремление к победе и уверенность в своих силах; достижение высокой моторной плотности и динамичности занятий. Учить не только получать радость от своих результатов, но и переживать за товарища по команде. Расширять и закреплять знания детей о природе как целостной взаимосвязанной системе, формировать эколого-туристские знания и умения природопользования, развивать поисково-исследовательскую деятельность, совершенствовать навыки безопасного поведения в природе. Привлекать внимание родителей к формам физкультурно – оздоровительной работы в детском саду.
Публикация «„Мы весёлые туристы“, Спортивно-игровая программа в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Работа инструкторов по физической культуре
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2013
Для того чтобы организовать настоящий однодневный туристический поход в лес, дети должны обрести некоторые знания и навыки.
Поэтапно детей знакомят с главными атрибутами туристического похода, с правилами поведения, с ситуациями, которые могут произойти во время похода и способами их преодоления. Ознакомление с туристическими секретами.
Осуществление цели программы достигается несколькими тематическими игровыми соревновательными занятиями:
1. «Нам препятствия не страшны! Преодолеем их на своём пути».
2. «Компас».
3. «Костёр».
4. «Сборы в поход».
5. «Поход».
Тема № 1 «Нам препятствия не страшны! Преодолеем их на своём пути.»
Игра проводится в спортивном зале.
Задачи: Обучать преодолению комбинированных препятствий; формировать навык ритмичной ходьбы; развивать ловкость, быстроту мышления.
Ход игры: Инструктор беседует с детьми о препятствиях, которые туристы могут встретить на своём пути. О способах их преодоления (перешагнуть, перелезть, перепрыгнуть, подлезть или просто обойти.
Ходьба под счёт с хлопками на каждый шаг (перед грудью, около левого и правого плеча, над головой)
Стали старше мы на год. Раз –два, раз –два.
Впереди у нас поход. Раз –два, раз –два.
Кто спортсменом был весь год. Раз –два, раз –два.
Тот в пути не устаёт. Раз –два, раз –два.
Бег высоко поднимая колени, вынося прямые ноги вперёд
Разминка:
(Ходьба с подниманием рук вверх и опусканием вниз, хлопки).
Только в лес мы все зашли,
Появились комары.
Руки вверх – хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой.
(Прыжки с ноги на ногу по «камешкам»)
Снова дальше мы идём,
Перед нами водоём.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее:
Раз – два, раз – два –
Позади уже вода.
(Бег змейкой между разложенными на полу предметами)
Всё бегу, бегу, бегу,
Отдохнуть уже хочу.
(Ходьба с дыхательными упражнениями)
Мы шагаем, мы шагаем.
Руки выше поднимаем.
Голову держим высоко,
Дышим ровно, глубоко.
(Наклоны вперёд в движении)
На поляну мы заходим,
Много ягод там находим.
Земляника так душиста,
Что не лень нам наклониться.
Задания:
1. «Пройди по мосту» Мы по мостику пойдём. На тот берег перейдём. Лазание по наклонной доске в упоре присев.
2. «Влезь на дерево»
Глубоко мы в лес зашли,
Заблудились, хоть кричи!
Мы на дерево залезем
Чтоб дорогу нам найти.
Влезание на гимнастическую стенку.
3.«Пройди болото по кочкам» Комариков перебьём и к болоту подойдём. Перейдём преграду вмиг. По кочкам - прыг, прыг, прыг. Запрыгивание двумя ногами на гимнастическую скамейку с одной стороны и спрыгивание с другой по всей длине скамейки.
4.«Проползи под кустом» Под кустом пролезть не страшно,
И под ёлкой не опасно. Проползти под гимнастической скамейкой.
Игра «Защита моста»
Защитники располагаются в пяти-семи метрах от переправы, в руках у них по два теннисных (тряпичных) мяча. По сигналу руководителя наступающие по одному бегут к мосту. Их цель - как можно быстрее перебежать на другую сторону. Защитники бросают в перебегающих мячи. Тот, кто перебрался через мост на другую сторону, очко. Если один из игроков потерял равновесие и соскочил на землю, то команда теряет три очка. Если же мяч попал в игрока, то он выбывает из борьбы. Игру заканчивают, как только игроки израсходовали свои "боеприпасы", бросили по два мяча.
Упражнение на дыхание: «Цветок распустился»
Стоя руки перед грудью ладошки вместе, бутон цветка. Сделать полный вдох, руки поднять вверх и развести их в стороны, цветок распустился. Сделать выдох, руки вернуть в исходное положение.
Тема №2 «Компас»
Игра проводится на спортивной площадке на воздухе.
Предварительно детям рассказывают о том, что существует четыре стороны света. Затем объясняют в доступной форме, чем характеризуется каждая сторона. Непременно стоит пояснить, что солнышко встает на востоке, а садится всегда на западе.
Задачи: Ознакомить детей с компасом; научить пользоваться компасом, с его помощью определять географические направления; упражнять детей в разных видах ходьбы и бега; развивать ловкость движений, быстроту реакции, выносливость, ориентировку в пространстве; воспитывать организованность, взаимопомощь.
Ход игры:
«Весёлая тропинка».
Дети в парах идут по тропинке. По сигналу «дерево» останавливаются, держась за руки поднимают их вверх и слегка отходят друг от друга образуя туннель. Последняя пара в колонне пробегает под поднятыми руками игроков и встаёт впереди колонны. Это задание выполняет каждая пара. Когда все пары пробегут и встанут на свои места ходьба продолжается. По сигналу «кочка» все останавливаются. Держась за руки, отходят друг от друга на вытянутые руки и присаживаются на корточки, делая кочку. Последняя пара перешагивает через все кочки, присаживаясь впереди колонны, делает такую же кочку. То же самое выполняют все пары друг за другом. Игра заканчивается, как только первая пара возвращается вперёд на своё место.
Дети встают в круг около инструктора, рассматривают переданный по кругу компас. Инструктор объясняет, как с ним обращаться.
1. Чтобы читать компас, необходимо, чтобы рядом не было металлических предметов. 2. Держите компас ровно перед собой, спокойно. Поворачивайте его, пока стрелка не установится на отметке, обозначающей север. Теперь компас также правильно показывает юг, восток и запад.
3. Как только вы определите направление своего места назначения, вы можете установить свой компас и сверяться с ним, чтобы быть уверенным в том, что идете в правильном направлении.
Один из детей берёт компас в руки – и наблюдает за стрелочкой. Как только красная стрелочка остановится на латинской букве «N», ребёнок должен замереть. Инструктор объясняет ему, что он стоит лицом к северу, а за спиной у него юг.
1 Мы по мостику пойдём. На тот берег перейдём - Ходьба в колонне по два.
2 Дальше глубже в лес зашли - Прыжки с продвижением вперёд, хлопая
Налетели комары в ладоши над головой.
Руки вверх, хлопок другой.
Комарики над головой.
3 Комариков перебьём и к болоту подойдём. -Прыжки поочерёдно на
Перейдём преграду вмиг. По кочкам прыг, прыг. правой и левой ноге
4 Под кустом пролезть не страшно, - Участники присаживаются на
И под ёлкой не опасно. корточки ипередвигаются
5 Мы шагали, мы шагали
выше ноги поднимали.
Дышим ровно глубоко. Видишь, как идти легко.
Эстафета с прыжками «На болоте»
В середине площадки проводятся две параллельные линии. Расстояние между ними 4-5м – это «болото». Инструктор делит детей на четыре команды и вызывает из каждой команды по ребёнку. Дети встают на линию (берег) На «болоте» «кочки» - чертятся круги диаметром 30 см, на расстоянии 10,20,30 см один от другого. Дети должны перебраться на противоположный берег болота, прыгая с кочки на кочку. Прыгать надо на середину «кочки». Наступивший на край круга выходит из игры. Побеждает команда, в которой большее количество игроков справилось с заданием.
Эстафета с метанием «Самый меткий»
Напротив команд натягивается шнур, к которому подвешивается 4 обруча. Дети должны попасть мешочком с песком в центр обруча.
Игра «Найти предмет»
Инструктор рассказывает, что неподалеку на площадке спрятан предмет (флажок) и, чтобы найти его, нужно изучить карту, указывающую дорогу к предмету. Она спрятана недалеко в кустах. Карту охраняют два сторожа, которые находятся в двух-трех шагах от нее. Тот из игроков, который сумеет незаметно подойти к сторожам ближе, чем на десять шагов и его не окликнут, получает право взглянуть на карту. Если игрок замер, сторож не может его окликнуть. Если же сторож заметит приближающегося и окликнет его, игрок выбывает из игры. Выигрывает тот, кто раньше других принесет найденный предмет.
Игра «Компас»
Ведущий этой игры – инструктор. Перед началом игры ребенок осматривает местность. Затем инструктор завязывает ему глаза и несколько раз поворачивает его на месте. После этого повязка снимается и взрослый начинает быстро спрашивать ребенка о предметах, находящихся вокруг. Например: «Где находится фонарь?» — «Слева». И т. д. За каждый правильный ответ получает фишку. После нескольких заданий ребенка поворачивают на 180° или 90° и опять задают вопросы (вопросы повторяются, но ответы на них будут другими, т. к. ребенок поменял свое месторасположение).
Тема №3 «Костёр»
Игра проводится в спортивном зале.
Задачи: Обучать ходьбе с сохранением заданной дистанции; тренировать быстроту реакции, внимание; ознакомить с основными типами костра, способами его разведения и противопожарными мерами. Ход игры: Рассмотреть и обсудить рисунки с видами костров. Разложить макеты простейших видов костров. Обсудить секреты разведения и тушения костра.
Разминка :
Мы сейчас в поход выходим,
По тропинке в лес заходим,
Руки за спину кладём
Друг за дружкою идём
(Ходьба соблюдая дистанцию вытянутой руки)
Вот предстал овраг преградой.
Перейти его нам надо.
Руки в стороны разводим,
Смело к брёвнышку подходим
(Ходьба по скамейке)
Все в затылок подравнялись,
На носки быстро поднялись.
На бревно тихо взошли-
Вот овраг и перешли.
(Ходьба высоко поднимая колени)
По тропинке в лес шагаем,
На пути ручей встречаем.
Завернём за поворот,
Перейдём ручей мы вброд.
(Ходьба по наклонной доске, ходьба по скамейке на четвереньках)
Посмотри – ка, погляди – ка:
Ах, какая земляника!
Мы по ягоды идём,
Дружно ягоды берём,
Ниже, ниже приседаем
И в корзину собираем.
Ходьба с приседанием на каждый шаг)
Снова вышли на дорожку,
Постояли здесь немножко,
Повернулись все кругом
И пустились все бегом.