Алена Билаонова
Специфика тьюторского сопровождения в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Специфика тьюторского сопровождения в ДОУ
В современном мире на сегодняшний день происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. В системе общего и специального (коррекционного) образования происходит смена образовательной парадигмы, а именно, содержание образования ориентировано на индивидуализацию образовательного процесса в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями каждого ребенка. Особую актуальность это приобретает к процессу образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Публикация «Специфика тьюторского сопровождения в ДОУ» размещена в разделах
В качестве одного из важных аспектов особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья выступает потребность в качественной индивидуализации обучения, обеспечении каждому отдельному ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставлении возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспечении градуированной системой помощи.
В настоящее время в нашей стране количество детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ежегодно увеличивается. Эти дети до недавнего времени обучались в специализированных (коррекционных) учреждениях, в настоящее время в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дети с ограниченными возможностями здоровья получили право обучаться не только в специализированных коррекционных учреждениях, но и в группах общеразвивающей направленности.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В Письме Минобрнауки РФ №АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» обозначено, что право на получение образования детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается одной из приоритетных задач государства не только в области образования, но и в областях развития Российской Федерации.
Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует возможность получения образования для всех обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования учитывает индивидуальные потребности ребенка, которые определяют особые условия для получения ими образования, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Изучению различных аспектов теории и практики тьюторской деятельности, подготовки педагогов, моделированию подготовки и взаимодействия тьютора с другими специалистами посвящены работы современных Российских и зарубежных педагогов и психологов: Г. В. Ганьшиной, Е. И. Кобыща, Т. М. Ковалевой, Г. В. Луниной, С. Ю. Поповой, В. П. Сергеевой, А. А. Терова, М. Ю. Чередилиной и др.
В последние годы появились работы, посвященные специфике тьюторского сопровождения : направлений деятельности, его особенностей и места в современной науке и практике, специфике нормативно-правового оформления, ответственности.
Несмотря на большое внимание к вопросам тьюторского сопровождения в дошкольной среде, ряд концептуальных вопросов является недостаточно разработанными. Это прикладные аспекты работы тьютора; знания, умения и навыки, которыми он должен обладать; поле профессиональных обязанностей; направления деятельности; сфера ответственности и пр.