Воротынская Елена Николаевна
Специфика педагогических конфликтов, обусловленных гендерной однородностью педагогического корпуса
▼ Скачать + Заказать документы
Если свести до минимума лексическое описание сущности науки «конфликтологии» – то можно ограничиться понятием «механизм управления конфликтом».
Приведение в действие этого механизма предполагает введение ряда входных данных. Это анализ субъектов конфликта, создаваемых ими образов всех составляющих конфликтного взаимодействия, занимаемых ими позиций, избираемых ими моделей, стратегий поведения итак далее.
Публикация «Специфика педагогических конфликтов, обусловленных гендерной однородностью педагогического корпуса» размещена в разделах
Очевидно, что анализ не будет полным без учета гендерных особенностей протекания конфликта.
Знание гендерных особенностей протекания конфликта, их учет в ходе сложного процесса контроля конфликтного взаимодействия, управления им рассматривается как одно из условий конструктивного разрешения значимых противоречий. Выявление различных ролей и моделей поведения женщин и мужчин позволяет прогнозировать динамику развития конфликта, пути его разрешения, характер последствий для каждого из его участников. В наше время весьма расхожим стало утверждение о том, что мужчины используют в конфликтных ситуациях стратегии, вырабатываемые исключительно осознанно и направленные на конкретное решение проблемы, препятствующей конструктивному взаимодействию. В то время как женщины, которые в конфликтах концентрируются исключительно на межличностных и эмоциональных аспектах ситуации, используют стратегии, основанные, главным образом, на эмоциях. Столь однозначный подход к оценке гендерных различий в выборе конфликтующими сторонами моделей, стратегий некорректен.
Психологи констатируют, что эмоции и чувства у мужчин и женщин одинаковы, но в связи с различием гендерных ролей в конфликте они проявляются поразному.
Характер протекания конфликта, успешность его завершения, установка участников конфликта на его динамику и способ разрешения в значительной степени определяется выбором участниками конфликтного взаимодействия той или иной стратегии поведения. По мнению ряда специалистов в области конфликтологии влияние гендерных отличий на ход конфликта проявляется именно в стратегиях конфликтного взаимодействия.
Можно идентифицировать следующие пять основных стратегий поведения в ситуации конфликта:
- сотрудничество;
- соперничество;
- компромисс;
- избегание;
- приспособление.
Стратегия «соревнование», или «конкуренция» рассматривается как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересам оппонента.
Стратегия «приспособление» означает в противоположность соперничеству принесение в жертву собственных интересов ради другого. Для стратегии «избегания» характерны как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Компромисс позволяет разрешить противоречие посредством несущественных уступок. При выборе стратегии «сотрудничество» участники конфликтного взаимодействия приходят к альтернативе, полностью или в значительной степени удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Если брать за основу вышеназванные стратегии поведения личности в конфликте, то можно определить следующие гендерные предпочтения.
Наиболее предпочитаемой в случаях обоих полов определилась стратегия компромисса. Однако юноши чаще, чем девушки прибегают к компромиссному способу разрешения конфликтного противоречия. Избегание углубления жесткого противостояния присуще почти в равно степени обеим половинам человеческого рода. Но если сотрудничество избирается девушками приблизительно в одном из четырех случаев конфликтного взаимодействия, то молодые люди идут на сотрудничество в конфликте в каждом пятом конфликте. Стратегия соперничества более свойственна мужскому полу. К стратегии приспособления женщины прибегают почти также часто, как и к компромиссу. У мужчин эта стратегия наименее популярна. А молодые люди в конфликтных ситуациях и вовсе минимизируют элементы стратегии приспособления.
Исследования показывают, что предпочтение, отдаваемое представителями обоих полов той или иной стратегии, коррелирует с возрастом конфликтующих. Поэтому в современной конфликтологии начинают, правда, достаточно осторожно, использовать термин «гендерновозрастных» особенностей протекания конфликта.
Предпочтительность девушками конструктивных стратегий разрешения конфликтов (стратегии сотрудничества, компромисса) увеличивается с возрастом. Представители мужского пола, становясь старше, проявляют склонность к выбору более агрессивных способов разрешения конфликта (стратегии соперничества, принуждения). То есть выбор мужчинами неконструктивных способов поведения в конфликте с возрастом становится более популярным.
Тип стратегии, избираемой участниками и участницами конфликта, обуславливается, правда не в значительной степени, полом оппонента. Юноши прибегают к более «решительным» и конструктивным стратегиям в межличностном конфликте с представителем своего пола и к более пассивным и стандартизированным в конфликтном взаимодействии с противоположным полом. Вариативность стратегий поведения девушек в конфликте почти не зависит от пола оппонента.
Интересным представляется вывод о том, что девушки, несмотря на значительность эмоциональной составляющей конфликтного поведения, склонны больше ориентироваться на заданные нормы традиционного поведения. Молодые люди реже ориентируются на стандарты поведения, принятые в конкретном социуме, предпочитая стратегии, максимально эффективные (на их взгляд) для достижения цели. В целом, юноши в конфликте более прямолинейны в реализации избранной стратегии, в то время как девушки в продолжительном конфликте в выборе стратегии поведения основываются на оценке приоритетов и интересов сторон, их личных ресурсов и перспектив дальнейшего взаимодействия. Постконфликтный синдром, переживаемый девушками, характеризуется большей продолжительностью и напряженностью.
Умение анализировать стратегии поведения субъектов и участников конфликтного взаимодействия является важной составляющей конфликтологической компетентности специалистов помогающих профессий. А учет гендерных особенностей протекания конфликта позволяет сделать процесс управления конфликтом более обоснованным и более рациональным.
Список литературы:
1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология : учебник для вузов. 2-е изд. М., 2004. С. 314-328;
2. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - С. 24.
3. Причины гендерных конфликтов и пути их преодоления [Электронный ресурс] // Психология для всех URL: http:http://www.pclever.ru/goncs-451-1.html (дата обращения: 14.11.2017).