Воротынская Елена Николаевна
Специфика педагогических конфликтов, обусловленных гендерной однородностью педагогического корпуса
▼ Скачать + Заказать документы
Если свести до минимума лексическое описание сущности науки «конфликтологии» – то можно ограничиться понятием «механизм управления конфликтом».
Приведение в действие этого механизма предполагает введение ряда входных данных. Это анализ субъектов конфликта, создаваемых ими образов всех составляющих конфликтного взаимодействия, занимаемых ими позиций, избираемых ими моделей, стратегий поведения итак далее.
Темочки:
- Гендерное воспитание
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Темочки
Очевидно, что анализ не будет полным без учета гендерных особенностей протекания конфликта.
Знание гендерных особенностей протекания конфликта, их учет в ходе сложного процесса контроля конфликтного взаимодействия, управления им рассматривается как одно из условий конструктивного разрешения значимых противоречий. Выявление различных ролей и моделей поведения женщин и мужчин позволяет прогнозировать динамику развития конфликта, пути его разрешения, характер последствий для каждого из его участников. В наше время весьма расхожим стало утверждение о том, что мужчины используют в конфликтных ситуациях стратегии, вырабатываемые исключительно осознанно и направленные на конкретное решение проблемы, препятствующей конструктивному взаимодействию. В то время как женщины, которые в конфликтах концентрируются исключительно на межличностных и эмоциональных аспектах ситуации, используют стратегии, основанные, главным образом, на эмоциях. Столь однозначный подход к оценке гендерных различий в выборе конфликтующими сторонами моделей, стратегий некорректен.
Психологи констатируют, что эмоции и чувства у мужчин и женщин одинаковы, но в связи с различием гендерных ролей в конфликте они проявляются поразному.
Характер протекания конфликта, успешность его завершения, установка участников конфликта на его динамику и способ разрешения в значительной степени определяется выбором участниками конфликтного взаимодействия той или иной стратегии поведения. По мнению ряда специалистов в области конфликтологии влияние гендерных отличий на ход конфликта проявляется именно в стратегиях конфликтного взаимодействия.
Можно идентифицировать следующие пять основных стратегий поведения в ситуации конфликта:
- сотрудничество;
- соперничество;
- компромисс;
- избегание;
- приспособление.
Стратегия «соревнование», или «конкуренция» рассматривается как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересам оппонента.
Стратегия «приспособление» означает в противоположность соперничеству принесение в жертву собственных интересов ради другого. Для стратегии «избегания» характерны как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Компромисс позволяет разрешить противоречие посредством несущественных уступок. При выборе стратегии «сотрудничество» участники конфликтного взаимодействия приходят к альтернативе, полностью или в значительной степени удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Если брать за основу вышеназванные стратегии поведения личности в конфликте, то можно определить следующие гендерные предпочтения.
Наиболее предпочитаемой в случаях обоих полов определилась стратегия компромисса. Однако юноши чаще, чем девушки прибегают к компромиссному способу разрешения конфликтного противоречия. Избегание углубления жесткого противостояния присуще почти в равно степени обеим половинам человеческого рода. Но если сотрудничество избирается девушками приблизительно в одном из четырех случаев конфликтного взаимодействия, то молодые люди идут на сотрудничество в конфликте в каждом пятом конфликте. Стратегия соперничества более свойственна мужскому полу. К стратегии приспособления женщины прибегают почти также часто, как и к компромиссу. У мужчин эта стратегия наименее популярна. А молодые люди в конфликтных ситуациях и вовсе минимизируют элементы стратегии приспособления.
Исследования показывают, что предпочтение, отдаваемое представителями обоих полов той или иной стратегии, коррелирует с возрастом конфликтующих. Поэтому в современной конфликтологии начинают, правда, достаточно осторожно, использовать термин «гендерновозрастных» особенностей протекания конфликта.
Предпочтительность девушками конструктивных стратегий разрешения конфликтов (стратегии сотрудничества, компромисса) увеличивается с возрастом. Представители мужского пола, становясь старше, проявляют склонность к выбору более агрессивных способов разрешения конфликта (стратегии соперничества, принуждения). То есть выбор мужчинами неконструктивных способов поведения в конфликте с возрастом становится более популярным.
Тип стратегии, избираемой участниками и участницами конфликта, обуславливается, правда не в значительной степени, полом оппонента. Юноши прибегают к более «решительным» и конструктивным стратегиям в межличностном конфликте с представителем своего пола и к более пассивным и стандартизированным в конфликтном взаимодействии с противоположным полом. Вариативность стратегий поведения девушек в конфликте почти не зависит от пола оппонента.
Интересным представляется вывод о том, что девушки, несмотря на значительность эмоциональной составляющей конфликтного поведения, склонны больше ориентироваться на заданные нормы традиционного поведения. Молодые люди реже ориентируются на стандарты поведения, принятые в конкретном социуме, предпочитая стратегии, максимально эффективные (на их взгляд) для достижения цели. В целом, юноши в конфликте более прямолинейны в реализации избранной стратегии, в то время как девушки в продолжительном конфликте в выборе стратегии поведения основываются на оценке приоритетов и интересов сторон, их личных ресурсов и перспектив дальнейшего взаимодействия. Постконфликтный синдром, переживаемый девушками, характеризуется большей продолжительностью и напряженностью.
Умение анализировать стратегии поведения субъектов и участников конфликтного взаимодействия является важной составляющей конфликтологической компетентности специалистов помогающих профессий. А учет гендерных особенностей протекания конфликта позволяет сделать процесс управления конфликтом более обоснованным и более рациональным.
Список литературы:
1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология : учебник для вузов. 2-е изд. М., 2004. С. 314-328;
2. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - С. 24.
3. Причины гендерных конфликтов и пути их преодоления [Электронный ресурс] // Психология для всех URL: http:http://www.pclever.ru/goncs-451-1.html (дата обращения: 14.11.2017).