Елена Болычева
Специфика формирования самостоятельности у детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Хотела бы вам рассказать об одном из методов развития самостоятельности у детей с РАС, визуальной поддержки.
Визуальная поддержка — это использование зрительных стимулов (картинок, надписей, пиктограмм и т. п.) для улучшения восприятия, запоминания и понимания информации.
В основе метода визуальной поддержки лежит использование наглядных средств, которые позволяют быстрее и эффективнее осуществлять обмен информацией с детьми с ОВЗ, у которых зрительное восприятие развито лучше, чем аудиальное. Особенно высокую значимость визуальные средства имеют для ДЕТЕЙ с РАС, у которых отсутствует или нарушено понимание речи, так как позволяют им понять последовательность событий, их место и время, правила, взаимосвязи между предметами, явлениями, событиями, а также выразить свои желания и потребности.
Темочки:
Применение методов визуальной поддержки в обучении детей с ОВЗ опирается на данные о повышении эффективности запоминания информации, одновременно воспринимаемой с помощью как зрительного, так и слухового анализаторов.
Методы визуальной поддержки:
• визуальное расписание — серия картинок, надписей или предметов, которые отображают последовательность событий или действий, которые необходимо выполнить
Формы визуального расписания:
• визуальная опора «сначала — потом» : простейшее расписание, состоящее из двух граф с подписями «сначала» и «потом», под которыми располагаются два события: действие, которое необходимо выполнить сначала, и поощрение, которое можно получить после выполнения действия;
• последовательность событий: расписание, которое демонстрирует последовательность предстоящих событий (например, умыться, одеться, позавтракать, пойти гулять.) или этапов деятельности (например, на уроке: чтение учебника, работа в тетради, зарядка, ответы на вопросы);
• поведенческая цепочка: визуальная последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы достигнуть целевого результата (например, цепочка «Мыть руки» : поднять рукава, открыть кран, намочить руки, взять мыло, мылить руки, смыть мыло под краном, закрыть кран, вытереть руки полотенцем);
• календарь: таблица с датами, в которую можно внести предстоящие события и последовательность событий в течение дня;
• визуализация времени — отображение временных промежутков с помощью наглядных средств: таймеров, календарей и пр. ;
• визуальные правила — наглядное отображение правил поведения в определенной ситуации или в определенном месте;
• визуальные подсказки, регулирующие поведение — визуальные сигналы, жестовые или графические, сообщающие о необходимости выполнить правило в данный момент или в конкретном месте;
• системы альтернативной коммуникации, PECS ;
Карточки PECS – это альтернативный способ общения ребенка с окружающими.
Карточки PECS представляют собой картинки, изображающие как предметы (посуда, еда, игрушка др., так и действия: чистка зубов, поездка в бассейн, время для занятий. Кроме того, карточки могут служить для напоминания о запрете каких-либо действий.
Этапы введения
• Первый этап подразумевает простой обмен картинки на любимый предмет. Родитель привлекает внимание на желаемый объект и просит предоставить соответствующее изображение. Если у ребенка возникают трудности, то второй родитель может осуществлять подсказки. Обычно на этом этапе используются предметы (то есть имена существительные) узкого круга интересов. Поэтому четкое распознавание всех карточек отсутствует. Идеальный вариант – когда происходит приблизительно 80 обменов в течение дня. Постепенно карточек становится всё больше. Вначале добавляются имена существительные.
• Второй этап отличается тем, что здесь должна присутствовать спонтанность в желаниях ребенка по осуществлению обмена. То есть ему необходимо самостоятельно привлекать внимание родителя. Ситуации могут быть также заранее подстроены. К примеру, любимая еда убирается в закрытый прозрачный контейнер, а не напрямую предлагается ребенку. Теряется любимая игрушка. Как только ребенок научился самостоятельно отдавать карточку, начинать работать на дистанции, которую в дальнейшем постепенно увеличивают. Ребенку нужно дать четко понять, насколько важно добиться внимания коммуникативного партнера до обмена картинками.
• Третий этап предполагает более тщательное распознавание всех карточек. На этом же этапе вводятся карточки с изображением действий (глаголы). Ошибка на этой стадии – это ошибка распознавания. Так как на этой стадии начинают вводить глаголы и составлять короткие фразы из 2 слов. Важная составная часть – научить ребенка находить нужную карточку
• На четвертом этапе составляются предложения из нескольких карточек, которые подразумевают высказывание просьб и желаний. Помимо простых конструкций по типу «я хочу суп» этап предполагает развитие навыка просьбы более конкретных вещей. К примеру, «я хочу грибной суп».
• Пятый этап должен обучить ребенка давать ответы при помощи карточек в случае спонтанного обращения родителя к нему. Он обретает здесь максимальную самостоятельность.
Чтобы дойти до последних этапов, нужно очень много тренироваться. Зачастую спонтанные комментарии трудно даются малышам, имеющим небольшой опыт общения с помощью системы PECS. Работа с такими детьми должна вестись годами, все это время разные специалисты выполняют каждый свою часть работы, согласуя с остальными общее направление.
Использовать карточки PECS лучше вместе со специально изготовленным для этого планшетом. Размещение в папке осуществляется при помощи липучки, прикрепляемой к странице и к карточке. Приобрести липучку можно в отделах галантереи, швейных магазинах и т. д.
Использование РЕСS не только помогает развитию речи – благодаря парированию словесного и визуального стимула в процессе обмена, но и является одним из действенных способов развития самостоятельности, внимания, памяти, логического мышления у детей с ОВЗ.
Практические советы и типичные ошибки родителей
1. Ваша папка с картинками, которую условно можно назвать коммуникативной книгой, должна использоваться постоянно. Для этого ее необходимо брать с собой за пределы квартиры на улицу и в общественные места.
2. Только четкое следование последовательности этапов и тщательная работа на каждом из них позволит полноценно пользоваться системой и достичь результатов. Не нужно торопить ребенка и требовать от него желаемых результатов.
3. Необходимо понимать, что мы до последнего ждем от ребенка самостоятельности в ответах. Подсказка, которая также необходима при затруднениях ребенка, не должна становится основой обучения. Иначе мы не достигнем продвижения.
4. Запрещается убирать из книжки карточки, чтобы сократить количество просьб и высказываний с их участием. Следует реагировать так же, как и при ответе полноценно разговаривающего ребенка. В этом случае мы не отбираем возможность общаться, а учимся обоснованно отвечать «Нет».
5. Следует своевременно проводить оценку подкрепляющих стимулов, которые используются вместе с PECS и развиваются также от менее к более сложным.