Борисова Елена
Специфика деятельности домашнего педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Обязанности домашнего педагога во многом зависят от особенностей семьи (в частности, от количества детей, занятости родителей, ее представлений о воспитании и образовании ребенка. Очень часто педагог сочетает функции ухода за ребенком, воспитания, образования, но бывает готов к различным дополнительным поручениям, не оговоренным первоначальным договором (выйти на работу в выходной или праздничный день, вывезти ребенка на отдых в другой город и т. д.). Специфична деятельность домашнего педагога, если его воспитанник - ребенок с хроническими заболеваниями, с ограниченными возможностями (инвалид). Помимо доброго, отзывчивого сердца, особой выдержки потребуется высокая работоспособность, уравновешенность, медицинская осведомленность, практические навыки ухода за больным ребенком.
Публикация «Специфика деятельности домашнего педагога» размещена в разделах
Специалист, ориентированный на работу в условиях семьи, должен соответствовать следующим общим требованиям:
- осознавать самоценность детского возраста как фундамента личности;
- обладать гражданской зрелостью, педагогической этикой, высоким нравственным сознанием, любить детей;
- иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в природе и обществе, необходимом для решения педагогических задач;
- при выполнении своих профессиональных функций уметь решать поставленные задачи, требующие анализа ситуаций и выбора правильных путей их реализации;
- знать Международную конвенцию о правах ребенка, Закон Российской Федерации «Об образовании» и содействовать охране прав личности в соответствии с ними;
- быть готовым к взаимодействию с семьей и другими специалистами, работающими с детьми;
- владеть профессиональным языком, корректно выражать и аргументировано обосновывать положения профессиональной области знаний.
Специалист, имеющий квалификацию воспитателя детей дошкольного и младшего школьного возраста, должен владеть психолого-педагогическими знаниями :
- о ребенке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах влияния на развитие личности ребенка;
- о личностно-ориентированном подходе в педагогическом процессе, о возрастной периодизации и основных ступенях и закономерностях развития;
- об основах психологии общения, видах и уровнях общения;
- о целях образования, задачах, содержании, формах, методах и средствах воспитательно-образовательной деятельности;
- об основных принципах создания развивающей среды, о формах работы с родителями;
- об особенностях детей с проблемами в развитии;
- о воспитании и образовании детей, имеющих отклонения в развитии и нуждающихся в сопровождении, в интеллектуальной и эмоциональной поддержке.
Особое внимание обращается на формирование таких профессионально-значимых, коммуникативных качеств педагога, как:
- богатый словарный запас, правильность, образность и выразительность речи;
- умеренная экстравертированность в общении;
- общая направленность личности на общение, взаимодействие, диалог;
- эмоциональная устойчивость в общении, низкий порог психопатизации и невротизма (психической неустойчивости и конфликтности).
Завершающим планом соответствия педагога его профессии является включаемость, легкость, правильность установления контакта с собеседником, умение следить за реакцией собеседника и самому адекватно реагировать на нее.
Любой педагог должен сегодня четко осознавать степень личного соответствия требованиям и специфике своей педагогической деятельности и наметить программу профессионального самосовершенствования. Педагог-профессионал, педагог-мастер находится в постоянном поиске новых путей совместного решения задач семейного и общественного воспитания. Домашнее воспитание, возрождающееся на современном этапе, призвано объединить усилия родителей и педагогов.