Мусаева Анастасия
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с ТМНР
▼ Скачать + Заказать документы
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) обучающегося, 2 года обучения, составлена в соответствии с локальным актом ГБСУСО МО «Семейный центр «Дмитровский» «Положение о специальной индивидуальной программе развития СИПР».
СИПР разработана на 2024-2025 учебный год и рассчитана на 760 часов в год в соответствии с индивидуальным учебным планом. Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.
Темочки:
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
Целью реализации СИПР является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.
Задачи СИПР:
- развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков;
- развитие творческих умений и чувств на основе доступных видов деятельности;
- формирование представлений о себе как «Я», значимой и равноправной личности для окружающих;
- формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде;
- формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;
- бытовая ориентация и социальная адаптация - как итог всей работы.
Формы организации учебного процесса:
Принцип построения уроков–занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности.
Организация и проведение уроков по предметам строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения.
Последовательность использования упражнений:
- практические упражнения;
- упражнения с картинками;
- «письменные» упражнения;
Виды деятельности учащегося на уроке:
- наблюдение;
- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные, аудиально-визуальные (слушание, показ, ритмические;
- игры-имитации, жестово-образные игры;
- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;
- предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка, аппликация;
- обводка, письмо цифр, письмо элементов букв и букв;
- предмет «Адаптивная физическая культура» реализуется в количестве 2 часов в неделю с учетом проводимых индивидуальных занятий ЛФК.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, («академический» и формирование жизненной компетенции, задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ТМНР, учитывая его настоящие и будущие потребности. Ребенок с ТМНР овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовывать их в условиях семьи и гражданского общества.
Мониторинг результатов обучения проводится один раз в полугодие. В ходе мониторинга оценивается уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Итоговые результаты образования оформляются описательно в форме характеристики за учебный год.
1.2. СТРУКТУРА СИПР
№ п/п содержание страница
1 Целевой раздел 2
1.1 Пояснительная записка 2
1.2. Структура СИПР 4
1.3 Общие сведения о ребенке 4
1.4. Психолого-педагогическая характеристика на начало учебного года 5
1.5. Система оценки достижения освоения СИПР 7
2. Содержательный раздел 9
2.1. Индивидуальный учебный план 9
2.2. Содержание образования в условиях организации и семьи 10
2.2.1. Программа формирования базовых учебных действий 10
2.2.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов 10
2.2.3. Программа духовно-нравственного развития 19
2.2.4. Программа внеурочной деятельности 19
2.2.5. Программа сотрудничества организации и семьи обучающегося 20
2.2.6. Программа коррекционной работы 20
3. Организационный раздел 21
3.1. Индивидуальное расписание 21
3.2. Условия реализации потребности в уходе и присмотре 22
3.3. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР 24
3.4. Технические средства и дидактические материалы, необходимые для реализации СИПР 24
1.3. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ
ФИО ребенка:
Возраст ребенка: 26.07.2013 г. р. (11 лет)
Год обучения: 2 год
Группа (особые потребности): ТМНР
Заключение ПМПК: обучение по программе ФГОС НОО ОВЗ (вариант 6.4)
1.4. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЕНКА НА НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА
Несформированность эмоционально-волевой сферы. В связи с этим ребенок не способен произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности.
С другими детьми не контактирует, совместной игры нет.
Процесс адаптации ребенка к учреждению проходит с учетом диагноза и актуальным состоянием ребенка. Отмечаются нарушения сна по типу бессонницы.
Навыки самообслуживания не сформированы, требуется постоянная помощь взрослого в вопросах гигиены и туалета (памперс). Самостоятельно пищу не принимает. Ест только мягкую, перетертую пищу.
Заключение: уровень интеллектуального, моторного и перцептивного развития не соответствует возрастной норме. Приоритетным содержанием обучения и воспитания для ребенка являются:
- формирование интереса к детям в группе;
- развитие навыков коммуникации;
- посильное психофизическое развитие;
- формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку средств коммуникации (вербальных и невербальных).
- развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребёнка.
- развитие понимания обращённой речи и смысла доступных невербальных графических
знаков (рисунков, фотографий, неспецифических жестов.
- овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
вербальные и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила
общения;
- умение пользоваться доступными средствами коммуникации речи для решения
соответствующих возрасту житейских задач;
- умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
- использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
- пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками с изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки
с изображением, либо другим доступным способом.
1.5 СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОСВОЕНИЯ СИПР
В ходе мониторинга специалисты дома-интерната оценивают уровень освоения (выполнения) действий/операций, сформированность представлений, внесенных в СИПР. Итоговые результаты образования, за оцениваемый период, отражаются в итоговой характеристике за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период. В течение учебного года учитель имеет право по результатам обучения вносить изменения в СИПР.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Условные обозначения
Уровни освоения (выполнения) действий / операций баллы
1. Пассивное участие / соучастие.
Действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним).
_
0
2. Активное участие.
действие выполняется ребёнком:
- со значительной помощью взрослого дд 1
- с частичной помощью взрослого д 2
- по последовательной инструкции (изображения или вербально) ди 3
- по подражанию или по образцу до 4
- самостоятельно с ошибками сш 5
- полностью самостоятельно + 6
Сформированность представлений
1. Представление отсутствует -
2. Не выявить наличие представлений?
3. Представление на уровне:
- использования по прямой подсказке пп
- использование с косвенной подсказкой (изображение) п
- самостоятельное использование +
Период занятий I триместр II триместр III триместр За год
Количество пропусков
Динамика состояния ребёнка:
Дата начала обучения___
Дата окончания обучения ___
Подпись родителя ___
Подпись специалистов:
Учитель: ___
Учитель – логопед: ___
Педагог – психолог: ___
Учитель музыки: ___
Учитель физкультуры:___
Воспитатель: ___
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Предметные области Учебные предметы, (коррекционный курс) Групповые занятия
Язык и речевая практика:
Общение
(Общение и чтение) 4
Общение
(Письмо) 3
Математика
Математические представления 4
Окружающий мир Развитие речи и окружающий природный мир; 2
Человек 1
Домоводство
(Самообслуживание) 1
Искусство Музыка 1
Изобразительная деятельность
(лепка, рисование, аппликация) 1
Технология Предметные действия 1
Физическая культура Адаптивная физическая культура 3
Всего: 21
Внеурочная деятельность:
Коррекционно-развивающая работа:
Разговоры о важном
Чтение с увлечением
Мир вокруг нас
Лего конструирование
Этика. Азбука добра
Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные (психологические и дефектологические) «Тропинка к своему Я»
Логопедические занятия
Всего: 10
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ
2.2.1. Программа формирования базовых учебных действий
спокойное пребывание в среде класса;
ориентация в расписании дня (последовательность событий/занятий, очередность действия);
поддержание правильной позы;
перемещение в новой среде без проявления дискомфорта;
принятие контакта, инициированного взрослым;
установление контакта с педагогом и воспитателем;
подражание простым действиям и движениям;
выполнение речевых инструкций на групповом занятии;
выполнение задания полностью (от начала до конца).
2.2. 2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов
Содержание 1 полугодие 2 полугодие
Оценка динамики
1. Общение (общение и чтение)
1.1. Альтернативная коммуникация
1.1.1. Коммуникация с использованием невербальных средств
Использование взгляда как средства коммуникации
Использование мимики как средства коммуникации
Использование жеста как средства коммуникации
Привлечение внимания звукопроизношением
1.2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
1.2.1. Импрессивная речь
Понимание слова, обозначающего собственное имя
Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, животные)
Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма)
Понимание слов, указывающих на субъект/объект, его принадлежность (я, он, мой, твой)
1.2.1. Экспрессивная речь
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов
3. Развитие речи и окружающий природный мир
2.1. Временные представления
Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь)
Различение выходных и рабочих дней
Различение времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам
Представление о годе, как о последовательности сезонов
Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года
Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года
Соотнесение явлений природы с временем года
Соотнесение явлений, происходящих в жизни растений в разное время года
2.2. Животный мир
Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран, кот, собака)
Знание домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран, кот, собака)
Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок)
Уход за домашними животными (котом, собакой)
2.3. Растительный мир
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава, цветы)
Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/стебель, ветка, лист, цветок)
Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду, запаху
Различение съедобных и несъедобных частей фрукта
Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешней виду (вкусу, запаху)
Различение съедобных и несъедобных частей овоща
2.3. Объекты природы
Узнавание реки
Узнавание водоема
Узнавание огня
3. Человек
3.1. Представления о себе
Знание частей тела
3.2. Семья
Узнавание членов семьи (по фото, голосу, именам)
3.3. Гигиена тела
Вытирание рук полотенцем
Сушка рук с помощью автоматической сушилки
Чистка зубов
Полоскание полости рта
Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос
3.4. Обращение с одеждой и обувью
Знание назначения предметов одежды
Различение видов одежды по сезонам
Снятие предмета одежды (например кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты)
4. Домоводство (самообслуживание)
4.1. Школа
Узнавание (различение) помещений школы
Знание назначения участков школьной территории
Знание и соблюдение распорядков школьного дня
4.2. Предметы и материалы. Изготовленные человеком
Знание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает)
4.3 Предметы быта
Узнавание (различение) электробытовых приборов: телевизор, утюг, лампа, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен
Знание назначения электроприборов
Различие видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др)
4.4. Квартира, дом, двор
Соблюдение правил пользования лифтом (ждать закрытия и открытия дверей, стоять во время оживания лифта)
5. Музыка
5.1. Слушание
Различение тихого и громкого звучания музыки
Определение начала звучания музыки
Узнавание знакомой песни
6. Сенсорное развитие
6.1. Зрительное восприятие
Фиксация взгляда на лице человека
Фиксация взгляда на лице человека
Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз, напротив ребенка (справа, слева от ребенка)
Прослеживание взглядом за движущимися близко расположенными предметами по горизонтали (по вертикали, по кругу, вперед/назад)
Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом
Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки)
Формирование умения дифференцировать предметы по цвету
6.2. Слуховое восприятие
Соотнесение звука с его источником
Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии)
Нахождение одинаковых по звучанию объектов
6.3. Кинестетическое восприятие.
Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов
6.4. Восприятие запаха.
Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.)
6.5. Восприятие вкуса.
Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша)
Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый)
9. Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация)
7.1. Аппликация
Знание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др.
Знание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др.
Сминание бумаги
Отрывание бумаги заданной формы (размера)
Намазывание всей (части) поверхности клеем
Сборка изображения объекта из нескольких деталей
Соединение деталей между собой
Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации
7.2. Лепка
Знание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина
Разминание пластилина (теста, глины)
Раскатывание теста (глины) скалкой
Отрывание кусочка материала от целого куска
Откручивание кусочка материала от целого куска
Отщипывание кусочка материала от целого куска
Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура)
Катание колбаски на доске (в руках)
Катание шарика на доске (в руках)
7.3. Рисование
Знание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды
Оставление графического следа
Соблюдение последовательности действий при работе с красками
Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы
Выбор цвета для рисования
Рисование точек
Рисование (вертикальных, горизонтальных, наклонных) линий
Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура)
Заполнение контура точками
8. Адаптивная физическая культура
8.1. Физическая подготовка
8.1.1. Построения и перестроения
Построение в колонну по одному, в одну шеренгу (на коляске)
Перестроение из шеренги в круг
8.1.2. Общеразвивающие и корригирующие упражнения
Произвольный вдох (выдох) через рот (нос)
Произвольный вдох через нос (рот, выдох через рот (нос)
Одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев
Противопоставление первого пальца остальным на одной руке (одновременно двумя руками, пальцы одной руки пальцам другой руки поочередно (одновременно)
Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке
Круговые движения кистью
Сгибание фаланг пальцев
Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны, повороты, круговые движения
Наклоны туловища вперед (в стороны, назад)
Круговые движения прямыми руками вперед (назад)
8.1.3. Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза
Передача предметов по кругу
Броски среднего (маленького) мяча двумя руками вверх
Ловля среднего (маленького) мяча двумя руками
Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом
Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки)
Формирование умения дифференцировать предметы по цвету
10. Предметно-практическая действия
10.1. Действия с материалами
Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная) двумя руками (одной рукой)
Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя)
Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой)
Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.)
Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка)
Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур)
10.2. Действия с предметами
Встряхивание предмета, издающего звук (емкости с бусинами, игрушки «тропический дождь»)
Толкание предмета от себя (машинка, ящик стола, входная дверь и др.)
Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, детали конструктора)
Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка и др.) всей кистью, пальцем
Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами)
Перекладывание предметов из одной емкости в другую
Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины) на стержень
11. Внеурочная деятельность
11.1 Легоконстуирование
Пространственные отношения
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше – ниже, справа – слева, за – перед, между, вверху – внизу, ближе – дальше
Геометрические формы в окружающем мире
Окружающая действительность
Животный и растительный мир, транспортные средства
Ближайшее окружение, строительство разных объектов, правила дорожного движения, государственные праздники
Игры с конструктором «Лего»
Узоры из кирпичиков
Конструирование растений и животных
Транспорт, конструирование различных видов транспорта
Техника, военная техника
Сформированость отношения к семье как к основе российского общества
Сформированность общечеловеческих ценностей в контексте формирования у обучающихся гражданской идентичности; воспитание нравственного, ответственного
Сформированность чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого
2.2.3. Программа духовно-нравственного развития (приложение 2к АООП НОО обучающихся с НОДА, вариант 6.4):
• доброжелательно относиться к окружающим (членам семьи, сверстникам, членам школьного коллектива, учителям и др.);
спокойно вести себя в помещении и на улице;
• подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения.
2.2.4. Программа внеурочной деятельности
Название мероприятия Планируемая деятельность ребенка Участие ребенка в мероприятии
Торжественная линейка, посвященная Дню знаний Присутствие на мероприятии
Занятие – игра «Я теперь ученик» Участие в групповой работе
Праздничный концерт «День учителя» Присутствие на мероприятии
Экскурсия в сад " Осенний сад" наблюдение за природой и растениями
Общешкольное мероприятие, приуроченное к декаде инвалидов Участие в спортивном празднике
Детский утренник «Встреча нового года» Участие
Масленичная неделя Изготовление поделок;
присутствие на школьном мероприятии
Подготовка к Дню Защитника Отечества Изготовление поделок для папы
Торжественная линейка, посвященная Дню Защитника Отечества Присутствие на мероприятии
Концерт, посвященный Международному женскому дню
Участие
Торжественная линейка, посвященная празднику Победы Присутствие на мероприятии
Школьный лагерь
Мероприятия по плану лагеря
Участие в групповых играх, мероприятиях
2.2.5. Программа сотрудничества организации и семьи обучающегося
Задачи Мероприятия Отчет о проведении
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка • Индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в триместр и по запросу родителей)
Взаимодействие специалистов и семьи в ходе разработки и реализации СИПР • Участие родителей в разработке и реализации СИПР
• Посещение родителями уроков/занятий в организации
• Информирование электронными средствами
• Личные встречи, беседы
Организация участия родителей в деятельности образовательной организации • Участие родителей в планировании, разработке и реализации мероприятий
• Участие родителей во взаимодействии с другими организациями
• Участие родителей в решении хозяйственных вопросов образовательной организации
2.2.7. Программа коррекционной работы
Содержание Специалист
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ
3.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТРЕБНОСТИ В УХОДЕ И ПРИСМОТР3.3. СПЕЦИАЛИСТЫ, УЧАСТВУЮЩИЕ В РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ СИПР
ФИО Должность3.4. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СИПР
Предметы для нанизывания на шнур, мелкая мозаика, баночки разной величины с крышками. Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал. Инструменты и материалы для изобразительной деятельности. Музыкальные инструменты, аудиозаписи. Компьютер, презентации, видеозаписи.
Согласен с содержанием СИПР моего ребенка,
___,
___ ___/___/
дата подпись расшифровка