Юлия Епифанова
Создание мини-музея «Куклы — обереги» как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к народной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Епифанова Юлия Геннадьевна
Воспитатель 1 квалификационной категории, г. Челябинска
Актуальность
В настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей. Необходимо стремиться к тому, чтобы подрастающее поколение знало традиции и обычаи русского народа, историю народной культуры, могло проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам. Сегодня возрождается интерес к народному творчеству. Приобщение к нему детей является средством формирования у них патриотических чувств. Акцент на знание истории народа, его культуры поможет детям в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Публикация «Создание мини-музея „Куклы — обереги“ как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к народной культуре» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Куклы. Мини-музеи кукол
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Средняя группа
- Темочки
В современном мире, во время развития информационных технологий, люди все реже вспоминают культуру своего народа, практически не посещают музеи, не проявляют должного внимания к истории своего края, не умеют различить народные промыслы. В культурах разных народов всегда особое место занимала игрушка. Вместе с народной сказкой и народной песней народная игрушка способствует формированию у детей дошкольного возраста национального самосознания, положительного отношения к традициям своего народа, созданию у них образа Родины, включенного в целостный образ всего мира.
Народные куклы являются частью традиционной культуры. Они несут в себе определенные образы, а именно, представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения воспитания целесообразно вводить традиционные куклы в жизнь современных детей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, так как народная традиционная кукла выполняет не только игровую функцию, но играет познавательную и образовательную роль.
Очень важно знакомить детей с историей своего края, традициями и обычаями с младшего дошкольного возраста через создание мини - музея «Куклы - обереги». Такая форма работы поможет расширить знания детей о традициях в использовании кукол, будет способствовать повышению интереса к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитанию бережного отношения к культуре своего народа. В этом и заключается главная ценность традиционной народной тряпичной куклы.
При создании мини - музея «Куклы - обереги» мною была поставлена цель и определены задачи реализации данного проекта в группе для детей младшего дошкольного возраста.
Цель: Создать условия для формирования у детей младшего дошкольного возраста интереса к познанию истории и культуры наших предков посредством ознакомления с традиционной тряпичной куклой - оберегом.
Задачи:
1. Привлечение родителей к культурно – досуговой деятельности детского сада;
2. Познакомить детей с русскими народными календарными праздниками, с обычаями и традициями, в которых были задействованы тряпичные куклы.
3. Расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;
4. Обогащение предметно-развивающей среды группы;
5. Через игрушку познакомить детей с историей и традициями на Руси; познакомить с особенностями народного быта;
6. Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развивать познавательную активность детей;
7. Приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям;
8. Воспитание у детей интереса к культуре своих предков, культуре предков России;
9. Патриотическое воспитание; художественно-эстетическое воспитание. Работа по созданию мини - музея проводилась мною в несколько этапов.
Первый этап был подготовительный. На данном этапе я использовала следующие формы работы по созданию мини - музея:
1. Изучение методической литературы по теме народная тряпичная кукла;
2. Подбор русских народных сказок;
3. Беседы с детьми с целью знакомства с традициями и обычаями русского народа, их образом жизни;
4. Создание тематических альбомов:
- Альбом «Народная кукла в картинах художников» - альбом знакомит детей с произведениями русских художников, которые изображали детей с народными куклами;
- Альбом «Друг за другом каждый год куклы водят хоровод» - в альбоме представлены куклы - обереги по месяцам года, каждая кукла, созданная в определенное время года, несла в себе информацию о праздниках, обычаях и традициях данного времени, являлась оберегом определенного месяца календарного года;
- Альбом «Описание кукол - оберегов» - в этом альбоме я описала каждую куклу - оберег, которую делали наши предки на каждый месяц календарного года;
5. Дидактические игры: «Подбери ткань к сезону», «Выложи узор из ниток».
6. Технологические карты по изготовлению народных тряпичных кукол - оберегов - карты помогают поэтапно изготовить тряпичную куклу - оберег своими руками.
Итогом подготовительного этапа являлось создание условий в группе для организации мини - музея.
Второй этап - основной. На данном этапе мною проводилась активная работа с родителями воспитанников по оказанию помощи в создании мини - музея в группе.
С родителями были проведены беседы, в результате которых они познакомились с историей кукол - оберегов, проведены мастер - классы по изготовлению кукол - оберегов. Вместе с родителями мы подбирали ткань и нитки для изготовления кукол - оберегов. Вся работа мною велась в соответствии с народным календарем. Дети и родители в процессе изготовления кукол знакомились с особенностями каждого месяца, приметами, пословицами, поговорками, загадками, календарными праздниками и с традициями русского народа. С этой целью мною были созданы необходимые условия для самостоятельного изготовления кукол в мини - музее: разноцветные лоскутки, тесьма, ленточки, нитки. Здесь дети могут не только совместно с воспитателем создавать кукол, но и играть с ними. На протяжении всей образовательной деятельности, дети знакомились: с историей народной куклы, с разновидностями о береговых кукол, с обычаями и традициями народа.
Результатом нашей совместной работы с детьми и родителями стал, созданный замечательный мини-музей «Куклы - обереги». В мини - музее представлены 12 кукол - оберегов, которые соответствуют 12 месяцам календарного года:
1. Кукла «Рождественский ангел». Январь.
2. Кукла «Масленица». Февраль.
3. Кукла «Веснянка». Март.
4. Кукла «Пасха». Апрель.
5. Кукла «Долюшка». Май.
6. Кукла «Кубышка – травница». Июнь.
7. Кукла «Купавка». Июль.
8. Кукла «Жница». Август.
9. Кукла «Крупеничка». Сентябрь.
10. Кукла «Десятиручка». Октябрь.
11. Кукла «Филипповка». Ноябрь.
12. Кукла «Спиридон – Солнцеворот». Декабрь.
Экспонаты музея размещены в зоне настольно - печатных игр, находятся в свободном доступе, дети могут их брать и рассматривать, использовать для познавательной, речевой, театрализованной, художественной деятельности и сюжетно-ролевых игр.
3 этап – итогово - обобщающий. Наш мини-музей - это результат совместного труда воспитателя, детей и их родителей. Созданный нами мини - музей помог обогатить духовный и нравственно - патриотический мир ребенка, дети совместно с родителями получили знания об обычаях и традициях русского народа через изготовление кукол - оберегов, о народных праздниках, играх.