Кузнецова Ольга Алексеевна
Создание экологической тропы в ДОУ
▼ Скачать
Этапы создания и оформления эко тропинки.
Создать экологическую тропинку можно на территории любого
дошкольного учреждения, причем без особых дополнительных затрат.
Кстати, для создания экологической тропинки можно использовать и
территории прилегающие к ДС, а для детей старшей или подготовительной
групп можно создавать такие тропинки в далеке от ДОУ (конечно с согласия и с
Публикация «Создание экологической тропы в ДОУ» размещена в разделах
сопровождением родителей) – это может быть берег реки, парк, лесопарк, луг и пр.
Последовательность действий по созданию тропинки может быть
следующей:
1) в первую очередь необходимо детально обследовать территорию ДС и
выделить наиболее интересные объекты;
2) затем составить картосхему тропинки с нанесением маршрута и всех ее
объектов.
Объекты могут наноситься на картосхему в виде кружочков с цифрами или
рисунков-символов.
3) оформление альбома (паспорта) тропинки, для этого необходимо
произвести фотографирование всех объектов и описание всех точек нанесенных
на схеме;
4) последний шаг – это составление рекомендаций по использованию
объектов тропинки для работы с детьми.
Паспорт экологической тропинки
Для организации работы на экологической тропинке лучше всего
подготовить специальный «Паспорт экологической тропинки».
Паспорт должен содержать:
1) картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов: одна схема
должна быть более сложная — для педагогов, а вторая — простая — для детей.
2) описание точек тропы по заданным схемам
Пример описания: Точка. «Большие березы»
Объекты для наблюдений: большие березы с обилием мха на стволах с
северной стороны (ориентирование). Рядом дуб — сравнение двух деревьев по коре, листьям и т. п. Можно наглядно показать некоторые жизненные формы и систематические группы растений: деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники, водоросли, грибы.
В качестве видовых точек лучше выбирать деревья, кустарники разных
пород, разного возраста, причудливой формы. Хорошо, если на территории ДС
обнаружится участок, на котором рядом растут дерево, кустарник, травы и мхи.
На их примере можно наглядно показать отличия разных жизненных форм
растений.
На тропинке должны быть небольшие возвышения, это позволяет
организовать интересные наблюдения за снежным покровом, дождевыми
осадками.
3) фотографии или рисунки объектов (желательно несколько фотографий
в разное время года) и приводится необходимая для воспитателя информация.
Например, для описания дерева может прилагаться информация
содержащая:
• биологические и экологические характеристики,
• особенности его распространения,
• происхождение его названия,
• народные названия,
• отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы, песнях,
стихах,
• отмечается его связь с другими растениями и животными,
• роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т. д.)
• и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому
воспитанию дошкольников и просвещению родителей.
Организация работы с детьми
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать
обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для
оздоровления детей на свежем воздухе.
К тому же не необязательно сразу посещать все точки тропинки. В
зависимости от возраста детей и ваших целей в разное время вы можете посещать
разные точки и даже одну точку за прогулку.
Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные
сезоны года.
«Экологический паспорт» дошкольного учреждения
Как показывает опыт, эффективнее всего организовывать экологическую
тропинку, используя результаты исследований, выполненных при составлении
«Экологического паспорта дошкольного учреждения»
Оформление такого неофициального документа позволяет решить
следующие задачи:
а) собрать информацию об экологическом состоянии района, микрорайона,
в котором расположено дошкольное учреждение;
б) изучить состояние его территории и прилегающих участков;
в) оценить с эколого-эстетических позиций здание и внутренние
помещения;
г) определить влияние дошкольного учреждения на окружающую среду и
наметить пути уменьшения этого влияния;
д) систематизировать и проанализировать профессиональные и
материальные ресурсы учреждения с точки зрения возможностей
экологического образования;
е) наметить первоочередные задачи и перспективы развития
экологического образования в данном конкретном учреждении;
ж) создать более благоприятные для здоровья детей условия.
Заполнять «Экологический паспорт» нужно постепенно, начиная с
раздела, по которому уже имеется информация.
В процессе составления экологического паспорта должен принимать
участие весь коллектив. Координировать работу может методист или педагог-
эколог.
«Экологический паспорт» лучше всего оформить в виде отдельных листов,
помещенных в прозрачные папки-файлы. Так удобнее будет его дополнять или
менять в нем какую-то информацию.
Желательно включить в него фотографии (экологического комплекса,
живого уголка и т. п., картосхемы помещений и территории дошкольного
учреждения.
Ежегодно в «паспорт» на отдельных листах, с указанием года, вносятся
дополнения, отражающие проделанную работу коллектива. Например,
отмечается создание экологической комнаты, изменения в озеленении
территории, указывается новая литература и т. п. Такая информация позволяет
проследить изменения в работе детского сада в области экологического
образования за определенный период.