Наталья Яковлева
Проект по работе с родителями и развитию мелкой моторики в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конкурс проектов по организации взаимодействия сада с семьями воспитанников и вовлечение родителей в деятельность ДОО
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ЗВЕЗДОЧКИ»
Выполнил: Яковлева Н. С.
2024
Пояснительная записка
Актуальность выбранной темы:
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
Цель проекта:
Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Задачи проекта:
1. Совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;
2. Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук;
3. Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
4. Развивать эмоциональную отзывчивость;
5. Развивать коммуникативные навыки.
Целевая аудитория: дети, воспитатели, родители.
Принципы и подходы к формированию содержания проекта:
- соответствие возрасту ребенка;
- предпочтения ребенка;
- игровой формат занятий;
- постоянная динамика. Упражнения нужно усложнять, видоизменять, комбинировать.
Ожидаемый результат:
Дети:
• К концу года у детей пальчики станут более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезнет скованность движений;
• Повысится интерес детей к пальчиковым играм, и начнут овладевать сложными упражнениями;
• Дети овладеют двигательными умениями, навыками, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д;
• Станут больше говорить со взрослыми, общаться со сверстниками.
Родители:
• Повысится интерес у родителей к данному вопросу;
• Расширится кругозор родителей о влиянии пальчиковых игр на развитие мелкой моторики детей;
• Родители будут играть дома с детьми в пальчиковые игры;
• Помощь и участие в разнообразных мероприятиях.
Педагоги:
• Разработанная система поможет повысить уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста;
• Установится эмоциональный контакт с ребенком;
• Будут стремиться взаимодействовать с родителями.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
1. Составление перспективного плана мероприятий проекта, составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики в младшей группе;
2. Изучение и подбор методической, художественной литературы, дидактических, пальчиковых, подвижных игр и игр на развитие мелкой моторики и т. д.
3. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей.
4. Подготовка наглядного материала: письменных консультаций, стендов информации. Изготовление многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук.
5. Пополнение предметно-развивающей среды группы.
II этап - основной
1. Реализация разработанной системы работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 неделя
- Сухой бассейн с песком «Найди клад» (киндер сюрприз)
- Массаж рук с помощью ребристых мячей.
- Лепка «Утята»
- Игры с предметами: Складывание мозаик, пазлов
- П/игра «Ловим мыльные пузыри»
- Упражнения пальчиковой гимнастики «Апельсин»
- Игры с прищепками «Ежик»
2 неделя
- Д/и «Большие и маленькие мячики»
- Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнение с карандашами».
- Игры с водой «Рыбалка»
- Упражнения пальчиковой гимнастики «Ладошки»
- Д/и «Сортируем фасоль»
- Лепка «Снеговичок»
- П/игра «Солнышко и дождик»
- Игры с прищепками «Солнышко»
3 неделя
- Упражнения пальчиковой гимнастики «Сорока - сорока»
- Игры с предметами: Конструирование, пирамидки, матрёшки
- Лепка «Неваляшка»
- Сухой бассейн с крупами (манка)
- Рисование на крупе пальчиками
- Пальчиковая гимнастика «Бумажный мячик»
- Игры с прищепками «Цветок», «Стирка»
4 неделя
- Д/и со шнуровками «Нанизывание больших бусин на шнурок»
- Дорисуй ежику колючки
- Лепка «Колобок»
- Игры с водой «Достань, что скажу»
- Упражнения пальчиковой гимнастики «Ладушки-ладушки»
- Рисование пальчиками «Снежок порхает, кружится»
- Игры со счетными палочками «Разложи по цвету»
- Игры с прищепками «Тучка»
2. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики детей группы раннего возраста:
- Консультация для родителей «Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать»;
- Консультация для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики рук детей»;
- Консультация для родителей «Игры и развлечения для развития мелких мышц рук»
Работа с родителями:
- Консультация для родителей «Как развивать мелкую мускулатуру руки ребенка»;
- Консультация для родителей «Развитие мелкой ручной моторики напрямую связано с развитием речи»;
- сделать фото дома «Как я маме помогаю на кухне»
- пригласить родителей на утренние моменты (пальчиковые игры, дидактические игры, рисование пальчиками и т. д) совместно с детьми.
III этап – заключительный
• Презентация опыта для сотрудников детского сада;
• Оформление проектной деятельности;
• Подведение итогов, сделать вывод по теме проектной деятельности;
Заключение:
Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребёнка. Развитие мелкой моторики является одной из основных проблем обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте.
В результате проделанной работы мы пришли к заключению, что целесообразно расширять подбор дидактических пособий и систематически использовать их в работе с детьми. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию способностей, положительно влияет на речь, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Перспектива:
Продолжить работу по развитию мелкой моторики у детей и разработать дальнейшую систему работы.
Разработать систему мероприятий по работе с родителями, используя нетрадиционные формы работы.
Накопить материал по данной теме.