Светлана Степанова
Паспорт экологической тропы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время во многих учреждениях создаются новые элементы экологии. Данный процесс способствует реализации системы экологического образования в дошкольных учреждениях, открывает новые возможности для работы всех специалистов.
Интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы. Экологическая тропа – это специально оборудованный учебный маршрут на природе. Создание нового элемента развивающей среды на территории детского сада позволяет решать задачи экологического воспитания в процессе общения детей с природным окружением.
Паспорт экологической тропы.
Пояснительная записка.
Темочки:
Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, будут важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях.
На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Кроме приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся с этическими нормами, связанными с природопользованием.
Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия, уважения к труду, укрепляет связь обучения с трудом людей. Дошкольники расширяют естественнонаучные знания, развивают в себе способность оценивать результаты труда, делать прогнозы в направлении экологических последствий деятельности человека. Очень важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.
Все знания, умения, навыки, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека.
Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять. Дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление.
Цель создания экологической тропы:
Формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим её с использованием экскурсий по экологической тропе.
Задачи создания экологической тропы:[/b]
1. Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.
2. Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.
3. Привлекать детей и родителей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
4. Оздоровить дошкольников при помощи создания зоны фитонцидных растений и тропы здоровья.
5. Углубить и расширить знания детей дошкольного возраста об окружающей их среде (геологическом строении местности и т. п., совершенствование понимания закономерностей биологических и других естественных процессов, повышение ответственности за сохранение окружающей среды.
Характеристика тропы детского сада[/b]
Вид тропы:
Экологическая
Местонахождение:
Год закладки:
Состояние тропы:
Режим пользования:
Познавательные экскурсии, исследования, наблюдения, игры в разные («Времена года», образование и просвещение воспитанников и их родителей.
Назначение экологической тропы:
Познавательная, развивающая
Экологическая тропа располагается на территории детского сада.
Этапы создания экологической в детском саду:
• Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов. В качестве объектов (видовых точек) выбираются различные виды дикорастущих и культурных растений, старые пни, муравейники, гнёзда птиц на деревьях и другие.
• Составление карты-схемы тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов.
• Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки — сказочного персонажа, который будет давать детям разные задания, и приглашать их в гости.
• Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома или паспорта. В паспорте собраны фотографии всех зон экологической тропинки с описанием и содержанием работы.
• Изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков.
• Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.
• Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми и родителями.
Формы и методы работы с детьми на экологической тропе
Экологические беседы;
Наблюдения;
Элементарные опыты;
Экскурсии;
Целевые прогулки;
Экологические конкурсы, викторины;
Решение экологических ситуативных задач;
Чтение художественной литературы;
Обсуждение и проигрывание ситуаций;
Труд в природе;
«Красная книга»;
Экологические развлечения, праздники, экологические игры (игры-путешествия);
Театрализации, инсценировки.
Правила поведения на экологической тропе:
Есть в природе равновесие,
Нарушать его нельзя.
В жизни это очень важно
Для тебя и для меня…
• Поздороваться с «Хозяином» тропы.
• Не мешать обитателям тропы — проходить без лишнего шума.
• Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.
• На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.
• С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни и т. п.
• С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение.
• Участники экскурсии идут группой за руководителем, не обгоняя его и не растягиваясь длинной цепочкой.
• Разговоры во время экскурсии недопустимы, вопросы руководителю следует задавать вполголоса.
• Запоминая наиболее типичные растения, не следует их собирать. Лучше записывать их названия и отличительные признаки, зарисовывать внешний вид в записной книжке.
• Наблюдая за животными (бабочками, жуками и т. д., не следует их ловить
Формы и методы работы с родителями на экологической тропе
• Взросло-детские проекты;
• Изготовление рисунков, поделок;
• Субботники по облагораживанию территории ДОУ;
• Участие в конкурсах по облагораживанию своего участка;
• Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;
• Фотовыставки;
• Изготовление книжек-малышек (экологические сказки).
Краткое описание границ маршрута:
Маршрут экологической тропы обычно представляет собой последовательное движение по часовой стрелке от одного объекта к другому и наглядно показан нумерацией на картосхеме тропы. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога.
• Начало маршрута от определённого объекта, например, «полянки Хозяина» тропы;
• Движение по территории вокруг объекта с остановками на определённых станциях, например, стенды: «Правила поведения в природе», «Природная лаборатория», «Птичий городок», «Деревенское подворье», аптечная поляна, муравейники, рябина, пруд с альпийской горкой, метеостанция, огород, кедр, цветы леса и луга, уголок леса с полянкой для отдыха;
• Завершение маршрута возвращением к исходному объекту, где «Хозяин» тропы «спрашивает» о том, где побывали и что нового узнали.
Объекты экологической тропы:
• Птичий городок:
Здесь размещены скворечники для наблюдения за птицами;
• Лесная полянка:
Зона для экологического познания дикой природы. Здесь дети знакомятся с растениями леса — земляникой, мятой, чабрецом, ландышем, фиалкой и другими;
• Пруд:
Искусственный водоём с обитателями (рыбки, жучки, растения) даёт возможность организации игр, познавательной и исследовательской деятельности;
• Аптечная поляна (лекарственные травы):
Огороженная низким заборчиком территория, на которой произрастают тысячелистник, мята, календула, подорожник и другие лекарственные растения;
• Цветочная полянка:
Лужайка с насекомыми, которая даёт возможность для наблюдений за растениями и животными родного края;
• Фруктовый сад:
Здесь растут яблоня, вишня, слива. Дети в течение года наблюдают, как меняются деревья — появляются почки, цветение, появление и созревание плодов, собирают урожай;
• Метеостанция:
Площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра и др.);
• Природная лаборатория:
Площадка включает столы и скамейки для детей, различные материалы для проведения опытов и экспериментов (песок, вода, глина, почва, камешки, шишки и другой природный и бросовый материал);
• Огород:
Дети рассматривают и знакомятся мини-грядки с овощными культурами (укроп, огурцы, петрушка, кабачки, морковка, редис, капуста, лук, салат) наблюдают за их ростом и развитием, приобретают практические навыки ухода за растениями (полив, прополка, рыхление, сбор урожая). Смородиновые кусты;
• «Рябина»
Знакомство детей с рябиной, расширение знаний детей о пользе и свойствах данного дерева. Дети рассматривают все части дерева (ствол, листья, цветы, плоды, наблюдают за изменениями в разное время года;
• «Кедр»
Знакомство детей с деревом кедр. Дети рассматривают все части дерева (кору, ветки, хвою, наблюдают за изменениями в разное время года, сравнивают кедр с другими деревьями;
• «Сиреневая аллея»
Знакомство детей с сиренью, расширение знаний детей о пользе и свойствах данного дерева. Дети рассматривают все части дерева (ствол, листья, цветы, плоды, наблюдают за изменениями в разное время года;
• «Розарий»
Среди большого разнообразия красиво цветущих растений самой большой популярностью пользуются именно розы.
На территории детского сада нами разбиты клумбы с различными розами, где дети получат эстетическое воспитание.