Приложение МААМ

Паспорт экологической тропы в ДОУ

Светлана Степанова
Паспорт экологической тропы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время во многих учреждениях создаются новые элементы экологии. Данный процесс способствует реализации системы экологического образования в дошкольных учреждениях, открывает новые возможности для работы всех специалистов.

Интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы. Экологическая тропа – это специально оборудованный учебный маршрут на природе. Создание нового элемента развивающей среды на территории детского сада позволяет решать задачи экологического воспитания в процессе общения детей с природным окружением.

Паспорт экологической тропы.

Пояснительная записка.

Темочки:

Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, будут важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях.

На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Кроме приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся с этическими нормами, связанными с природопользованием.

Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия, уважения к труду, укрепляет связь обучения с трудом людей. Дошкольники расширяют естественнонаучные знания, развивают в себе способность оценивать результаты труда, делать прогнозы в направлении экологических последствий деятельности человека. Очень важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.

Все знания, умения, навыки, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека.

Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять. Дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление.

Цель создания экологической тропы:

Формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим её с использованием экскурсий по экологической тропе.

Задачи создания экологической тропы:[/b]

1. Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.

2. Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.

3. Привлекать детей и родителей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

4. Оздоровить дошкольников при помощи создания зоны фитонцидных растений и тропы здоровья.

5. Углубить и расширить знания детей дошкольного возраста об окружающей их среде (геологическом строении местности и т. п., совершенствование понимания закономерностей биологических и других естественных процессов, повышение ответственности за сохранение окружающей среды.

Характеристика тропы детского сада[/b]

Вид тропы:

Экологическая

Местонахождение:

Год закладки:

Состояние тропы:

Режим пользования:

Познавательные экскурсии, исследования, наблюдения, игры в разные («Времена года», образование и просвещение воспитанников и их родителей.

Назначение экологической тропы:

Познавательная, развивающая

Экологическая тропа располагается на территории детского сада.

Этапы создания экологической в детском саду:

• Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов. В качестве объектов (видовых точек) выбираются различные виды дикорастущих и культурных растений, старые пни, муравейники, гнёзда птиц на деревьях и другие.

• Составление карты-схемы тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов.

• Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки — сказочного персонажа, который будет давать детям разные задания, и приглашать их в гости.

• Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома или паспорта. В паспорте собраны фотографии всех зон экологической тропинки с описанием и содержанием работы.

• Изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков.

• Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

• Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми и родителями.

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе

Экологические беседы;

Наблюдения;

Элементарные опыты;

Экскурсии;

Целевые прогулки;

Экологические конкурсы, викторины;

Решение экологических ситуативных задач;

Чтение художественной литературы;

Обсуждение и проигрывание ситуаций;

Труд в природе;

«Красная книга»;

Экологические развлечения, праздники, экологические игры (игры-путешествия);

Театрализации, инсценировки.

Правила поведения на экологической тропе:

Есть в природе равновесие,

Нарушать его нельзя.

В жизни это очень важно

Для тебя и для меня…

• Поздороваться с «Хозяином» тропы.

• Не мешать обитателям тропы — проходить без лишнего шума.

• Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.

• На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.

• С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни и т. п.

• С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение.

• Участники экскурсии идут группой за руководителем, не обгоняя его и не растягиваясь длинной цепочкой.

• Разговоры во время экскурсии недопустимы, вопросы руководителю следует задавать вполголоса.

• Запоминая наиболее типичные растения, не следует их собирать. Лучше записывать их названия и отличительные признаки, зарисовывать внешний вид в записной книжке.

• Наблюдая за животными (бабочками, жуками и т. д., не следует их ловить

Формы и методы работы с родителями на экологической тропе

• Взросло-детские проекты;

• Изготовление рисунков, поделок;

• Субботники по облагораживанию территории ДОУ;

• Участие в конкурсах по облагораживанию своего участка;

• Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;

• Фотовыставки;

• Изготовление книжек-малышек (экологические сказки).

Краткое описание границ маршрута:

Маршрут экологической тропы обычно представляет собой последовательное движение по часовой стрелке от одного объекта к другому и наглядно показан нумерацией на картосхеме тропы. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога.

• Начало маршрута от определённого объекта, например, «полянки Хозяина» тропы;

• Движение по территории вокруг объекта с остановками на определённых станциях, например, стенды: «Правила поведения в природе», «Природная лаборатория», «Птичий городок», «Деревенское подворье», аптечная поляна, муравейники, рябина, пруд с альпийской горкой, метеостанция, огород, кедр, цветы леса и луга, уголок леса с полянкой для отдыха;

• Завершение маршрута возвращением к исходному объекту, где «Хозяин» тропы «спрашивает» о том, где побывали и что нового узнали.

Объекты экологической тропы:

• Птичий городок:

Здесь размещены скворечники для наблюдения за птицами;

• Лесная полянка:

Зона для экологического познания дикой природы. Здесь дети знакомятся с растениями леса — земляникой, мятой, чабрецом, ландышем, фиалкой и другими;

• Пруд:

Искусственный водоём с обитателями (рыбки, жучки, растения) даёт возможность организации игр, познавательной и исследовательской деятельности;

• Аптечная поляна (лекарственные травы):

Огороженная низким заборчиком территория, на которой произрастают тысячелистник, мята, календула, подорожник и другие лекарственные растения;

• Цветочная полянка:

Лужайка с насекомыми, которая даёт возможность для наблюдений за растениями и животными родного края;

• Фруктовый сад:

Здесь растут яблоня, вишня, слива. Дети в течение года наблюдают, как меняются деревья — появляются почки, цветение, появление и созревание плодов, собирают урожай;

• Метеостанция:

Площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра и др.);

• Природная лаборатория:

Площадка включает столы и скамейки для детей, различные материалы для проведения опытов и экспериментов (песок, вода, глина, почва, камешки, шишки и другой природный и бросовый материал);

• Огород:

Дети рассматривают и знакомятся мини-грядки с овощными культурами (укроп, огурцы, петрушка, кабачки, морковка, редис, капуста, лук, салат) наблюдают за их ростом и развитием, приобретают практические навыки ухода за растениями (полив, прополка, рыхление, сбор урожая). Смородиновые кусты;

• «Рябина»

Знакомство детей с рябиной, расширение знаний детей о пользе и свойствах данного дерева. Дети рассматривают все части дерева (ствол, листья, цветы, плоды, наблюдают за изменениями в разное время года;

• «Кедр»

Знакомство детей с деревом кедр. Дети рассматривают все части дерева (кору, ветки, хвою, наблюдают за изменениями в разное время года, сравнивают кедр с другими деревьями;

• «Сиреневая аллея»

Знакомство детей с сиренью, расширение знаний детей о пользе и свойствах данного дерева. Дети рассматривают все части дерева (ствол, листья, цветы, плоды, наблюдают за изменениями в разное время года;

• «Розарий»

Среди большого разнообразия красиво цветущих растений самой большой популярностью пользуются именно розы.

На территории детского сада нами разбиты клумбы с различными розами, где дети получат эстетическое воспитание.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Прохождение экологической тропы в средней группе»Фотоотчёт «Прохождение экологической тропы в средней группе» Экологическое воспитание подрастающего поколения – это одна из важнейших задач дошкольного образования, которую диктует современное общество.

Карта-схема экологической тропы для детей и родителей МДОУКарта-схема экологической тропы для детей и родителей МДОУ Воспитатель первой квалификационный категории Ковтун Е. И. Карта схема для детей. Карта схема для родителей. Наш детский сад работает.

Летнее оформление элемента экологической тропы «Сосновый бор»Летнее оформление элемента экологической тропы «Сосновый бор» В нашем детском саду, как и во многих других, есть экологическая тропа. Хочу познакомить вас, уважаемые коллеги, с одной из точек тропы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Паспорт экологической тропы в ДОУ
Опубликовано: 3 января 2025 в 19:34
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Паспорт экологической тропы в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Степанова (УИ 1943492) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
06 января 2025 понедельник
07 января 2025 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД