Ирина Леонидовна Сапрыкина
Создание выразительного образа в совместной деятельности воспитателей и детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Создание выразительного образа в совместной деятельности воспитателей и детей раннего возраста
Внимание педагогов и психологов всегда привлекал детский рисунок. И это не случайно, потому как по нему можно определить психическое состояние ребёнка, его умственное развитие, запас имеющихся у него знаний.
Ранний возраст в педагогической литературе называют «доизобразительным» (нет изображения предмета, нет даже замысла и желания что- либо изобразить). Поэтому, как правило, с детьми, посещающими ясли, занятия по изобразительной деятельности очень часто носят формальный характер и мало что дают малышам: рука у них еще не развита, движения хаотичные, карандаш оставляет на бумаге бледный след. Вместе с тем опыт работы с детьми доказывает, что интерес у детей раннего возраста к изобразительной деятельности есть, и его надо развивать. Вопрос в другом: какой должна быть технология обучения малышей созданию выразительного образа?
Публикация «Создание выразительного образа в совместной деятельности воспитателей и детей раннего возраста» размещена в разделах
Разрабатывая нашу методику и начиная эксперимент, мы опирались на исследования педагогов и психологов, много внимания уделявших проблемам приобщения детей дошкольного возраста к изобразительной деятельности. Которая имеет огромное значение для их всестороннего развития (эстетического воспитания, психического развития и др.) и психической реабилитации (Н. П. Сакулина, Т. Г. Казакова, Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Н. Я. Шибанова и др.)
Идея обучения детей раннего возраста созданию выразительного образа основывается на выводах, к которым пришла современная наука: те участки мозга, которые не упражняются, постепенно перестают нормально развиваться и могут вообще атрофироваться. Недаром В. М. Бехтерев предлагал учить детей правильно держать карандаш с полутора до двух лет – иначе закрепится неправильный навык, могут угаснуть потенциальные способности.
Идея о совместной деятельности взрослого и ребёнка раннего возраста, лежащая в основе нашей технологии, основывается на известных практикам теоретических положениях о руководящей роли взрослого в процессе овладения способами действий с орудиями труда и предметами быта: «Некоторыми двигательными навыками и умениями дети овладевают самостоятельно в процессе деятельности, без обучающего воздействия взрослых. Однако такой путь нельзя считать эффективным в формировании человеческой моторики, связанной с использованием в деятельности определённых предметов, орудий. Способы действия с орудиями труда и предметами быта дети не могут усвоить без руководящего воздействия взрослого» [4, стр. 89]
Итак, орудийными действиями ребёнок овладевает в ходе обучения, при систематическом руководстве воспитателя, который показывает действия, направляет руку малыша своей рукой, используя метод пассивных движений, обращает внимание ребенка на результат. Но усвоение орудийных действий происходит не сразу. Сначала инструмент служит как бы продолжением руки (ребёнок пытается действовать карандашом как рукой); потом он начинает обращать внимание на связь действия с инструментом и постепенно усваивает, что карандаш предназначен для изображения линий. Тогда движения руки становятся более точными, уверенными и разнообразными.
И ещё один очень важный, с нашей точки зрения момент. «Ребёнок развивается, усваивая общественный опыт, овладевая разнообразными действиями, свойственными человеку. А передаёт ему этот опыт, формирует у него эти действия именно обучение. Значит, обучение не должно приспосабливаться к развитию, плестись у него в хвосте. Обучение учитывает достигнутый уровень развития, но не для того, чтобы на том и остановиться, а для того, чтобы понять, куда вести развитие дальше, каким должен быть следующий шаг. Обучение опережает психическое развитие, ведет его за собой» [1, стр. 39]
Начиная экспериментальную работу по данной технологии, мы провели мониторинг детей, чтобы определить уровень овладения навыками рисования.
В эксперименте участвовало 12 детей, в возрасте от 1 года 9 месяцев до двух с половиной лет.
Итоги мониторинга показали, что:
Только четверо детей умели держать кисть и рисовать вертикальные и горизонтальные линии;
Ни один ребенок не умел рисовать предметы круглой формы;
Движения руки у всех детей неуверенные, следы на бумаге слабые и нечеткие;
Деятельность носит непроизвольный характер (нет замысла, самостоятельности в изображении, композиции).
Мы понимали, что, прежде чем отрабатывать технические навыки, необходимо сформировать яркие зрительные представления о предметах и явлениях, нужен сенсорный опыт.
И тут неоценимую помощь могут оказать дидактические игры (с шариками «Венчик», «Гусеница» и т. д., с матрешками, с мозаикой и мн. др.). [2], [3]
Игры помогают познакомить детей с формой, цветом, величиной, которые имеют определяющее значение для развития зрительных представлений о предметах и явлениях.
Для обогащения сенсорного опыта целесообразно также :
Проводить наблюдения за явлениями природы (небом, деревьями, животными и т. д.);
Рассматривать одежду детей, игрушки, комнатные растения, посуду;
Читать детские книжки и рассматривать иллюстрации к ним;
Организовывать игры-драматизации по сказкам «Курочка–ряба», «Маша и медведь», «Теремок»
На первых занятиях дети учатся правильно держать кисть, потому что рисовать краской легче, чем карандашом, а яркий след, который она оставляет на бумаге, удивляет и радует детей своей красочностью.
Одновременно дети приучаются соблюдать при рисовании определё нные правила: сидеть прямо, рисовать правой рукой на одной стороне альбомного листа, придерживая его левой рукой.
Обучая детей раннего возраста техническим навыкам создания выразительного образа, мы учитываем особенности их восприятия и действий (отношение к рисованию как к игре, эмоциональное восприятие всего происходящего, неполнота изображения предмета). Именно поэтому основным методом нашей работы является совместная деятельность воспитателя и ребёнка.
Воспитатель показывает технические приемы рисования живо, эмоционально, стараясь, прежде всего заинтересовать детей.
Если какой- либо приём не получается, используется метод пассивных движений.
Раздавая детям листы тонированной бумаги, необходимо создать настрой на определенный образ (зеленая бумага - это летняя лужайка).
Один из наиболее эффективных способов научить детей создавать выразительный образ - способ «дорисуй». (Божья коровка потеряла свои пятнышки. Как ей помочь? Нарисовать! Дети рисуют пятнышки на спинке Божьей коровке, нарисованной воспитателем).
Целесообразно совмещать рисование с аппликацией (например, детям раздают заготовки аппликаций щенка и домика, нужно нарисовать дорожку, по которой щенок добежит домой)
Образовательная деятельность строится с использованием музыкального сопровождения стихов, прибауток, потешек, что позволяет удерживать интерес и внимание детей.
Сначала дети учатся рисовать вертикальные и горизонтальные линии фломастерами и кисточками ( темы: «Дождик капает на крышу», «Дорога для щенка», «Заборчик для домика Матрешки» и т. д.)
Освоив их, приступают к овладению методом тычка (темы «Ваза для мамы», «Ягоды в лесу», «Наряд для куклы Кати и т. п.)
Следующий этап- обучение изображению округлых форм (цветными мелками рисуют «Воздушные шары», восковыми мелками «Яблоки на тарелке» и др.)
В работе с детьми мы используем и коллективное рисование, от которого дети получают огромное удовольствие. Они подолгу рассматривают получившийся рисунок, радуются итогу совместной деятельности. В результате расширяется словарный запас детей («нагружаем, ремонтируем, запасаем» и т. д.); взаимодействие сближает детей, делает отношения между ними добрыми. Кроме того, бумага большого формата позволяет рисовать с размахом, чувствовать пространство, постигать законы композиции. В коллективных работах также как и в индивидуальных, рисование совмещается с аппликацией; деятельность детей сопровождается музыкой, используются танцевальные движения, стихи, фольклор. Игры и действия с рисунками дети воспринимают очень эмоционально. Темы для коллективных работ могут быть разными: «Снег идет», «Грузовик с овощами», «Веселый хоровод» и т. п. Дети рисуют теми инструментами и способами, которыми лучше владеют, что позволяет им почувствовать уверенность в собственных силах.
Подводя итог нашей экспериментальной работы, мы можем констатировать что:
Дети научились работать разными инструментами (кисти, мелки, восковые мелки, фломастеры) и освоили различные приемы рисования (примакивание, тычок)
Работая вместе с воспитателем и другими детьми, приблизились к созданию выразительного образа.
Стали проявлять самостоятельность в выборе материала, инструмента и цвета.
В процессе рисования начали объяснять свой замысел и действия (развитие речи).
Повысился интерес к изобразительной деятельности, как на занятиях, так и вне их.
Взаимоотношения между детьми стали более ровными, доброжелательными, практически бесконфликтными.
Дети (даже те, кто посещал занятия нерегулярно) научились правильно держать кисти и фломастеры, действовать ими легко и уверенно, контролировать движения руки, различать и называть цвета (до8).
У детей сформировалась эмоциональная отзывчивость на явления окружающей жизни, они стали более раскованными и радостными.
Создание благоприятной психологической атмосферы способствовало снижению заболеваемости.
Список литературы:
1. Детская психология В. С. Мухина Москва. Апрель пресс: ЭКСМО- Пресс. 1999.- 352 с.
2. Мельникова С. Картотека дидактических игр в младшей группе https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-didakticheskih-igr-v-mladshei- grupe.html (дата обращения : 14.06.2021).
3. Яковлева М. Игровые технологии. Дидактические игры в группе раннего возраста
https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/igrovye-tehnologii/didakticheskie-igryi-v-mladshey-gruppe.html (дата обращения : 28.06.2021).
4. Формирование графических навыков у дошкольников. Т. С. Комарова. Москва Просвещение. 1970.- 152 с.