Ирина Норцева
Создание условий в логопедической группе для формирования навыка самоконтроля за собственной речью
▼ Скачать + Заказать документы
Наиболее сложной задачей обучения произношению детей с нарушениями речи является формирование у них внятного, членораздельного и самостоятельного (осознанного) произношения.
От решения данной задачи во многом зависит не только социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья, но и эффективность дальнейшей коррекционной работы.
Наблюдения за речью воспитанников в процессе автоматизации звуков в речи свидетельствуют о том, что в условиях логопедического кабинета и под контролем взрослого дети стараются правильно говорить. Это происходит при наличии внешнего контроля со стороны учителя-логопеда, то есть в случае его ослабления или отсутствия произношение становится небрежным, маловнятным, неправильным. Наблюдения за детьми в группе показывают, что у детей нет четкого представления о допускаемых в произношении ошибках, они не могут адекватно оценить правильность произношения как собственного, так и произношения других детей, самостоятельно исправить допущенные ошибки вне логопедического кабинета.
Публикация «Создание условий в логопедической группе для формирования навыка самоконтроля за собственной речью» размещена в разделах
Низкий уровень сформированности у детей навыка самоконтроля за собственной речью приводит к недостаточной автоматизации произносительных навыков, распаду нестойких произносительных стереотипов. В результате возникает необходимость постоянно возвращаться к коррекции одних и тех же звуков в речи.
В данном случае мы можем говорить о наличии у воспитанников так называемой «кабинетной речи».
Что такое кабинетная речь? С нашей точки зрения «кабинетная речь» это - речь с правильным самостоятельным звукопроизношением только в определённых условиях кабинета, под контролем учителя-логопеда.
Причинами «кабинетной речи» являются:
- несформированность фонематического и слухового восприятия;
- низкий самоконтроль за речью, отсутствие контроля взрослого;
-статичность автоматизации (произношения) поставленных звуков (привязанность к определённым условиям - кабинет логопеда, зеркало, зона индивидуальной работы);
- в редких случаях «недоработка» педагога при формировании изолированной артикуляции звука.
Наблюдения за речевыми проявлениями детей в начале учебного процесса показывают наличие у 65% детей «кабинетной речи». Перед нами встала задача формирования навыка самоконтроля за собственной речью в повседневной жизни.
Работа над звуком на всех этапах коррекционного воздействия - это выработка нового сложного речевого навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определённой системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий.
Нами был осуществлён подбор системы приёмов по формированию произносительных умений, по повышению уровня осознания ребёнком действий и способов их выполнения, формированию средств контроля при работе над звукопроизношением.
В первую очередь были созданы условия по преодолению «кабинетной речи» :
- организовали в группе развивающую среду, направленную на развитие и коррекцию слухового и фонематического восприятия и звукопроизношения;
- обеспечили взаимодействие всех специалистов по автоматизации самостоятельного звукопроизношения т. е. осуществляя совместный подход к вопросам автоматизации звуков в речи детей, в преодолении «кабинетной речи» каждый педагог строит коррекционную работу с ребёнком с учётом данных, полученных в процессе информационного обмена (еженедельные «Информационные планёрки»)
- построили систему работы с родителями по формированию у детей навыка самоконтроля;
- изменили место проведения коррекционной работы, особенно на заключительном этапе.
Для устранения «кабинетной речи» мы организовали систематическую работу по развитию слухового и произносительного самоконтроля. Для этого при усвоении произносительных умений и навыков (на основе формирования фонематического восприятия) все участники коррекционного процесса учили ребёнка сравнивать собственное произношение с образцом.
На этапе автоматизации для формирования и развития самоконтроля широко использовали :
• максимальное насыщение речевого материала изучаемым звуком (наличие изучаемого звука в каждом слове упражнений, отсутствие оппозиционных (смешиваемых) звуков;
• обеспечение доминантного характера изучаемого звука;
• использование рифмованного речевого материала, способствующего продуктивной автоматизации звуков;
• включение в деятельность детей занимательно-игровых речевых упражнений, повышающих речевую мотивацию детей;
• активизация всех компонентов речевой деятельности;
• применение разнообразных речевых упражнений (слоговые цепочки, ряды слов, близких по звучанию, чистоговорки; словосочетания и предложения, максимально насыщенные изучаемым звуком; звучалки; считалки; рифмованные миниатюры; скороговорки; потешки; рассказы; дидактические речевые игры; коррекционно-развивающие упражнения).
В процессе подгрупповых занятий перед детьми ставилась задача оценить собственное произношение и произношение сверстников.
Соблюдался единый речевой режим на индивидуальных и фронтальных занятиях, в режимных моментах и в свободной деятельности.
Для навыка различения и произнесения звуков использовалась так называемая «материализация» звука (фишки, символы для обозначения гласных и согласных, а также процедура наглядного моделирования и овладение действиями замещения.
Для организации индивидуально-коррекционной работы по устранению «кабинетной речи» были заведены «Карты индивидуальной работы» единые для всех специалистов. В них указывался этап работы над звуком и особенности произношения ребёнком данного звука.
Эффективным приёмом при устранении синдрома «кабинетной речи» стал перенос индивидуальных занятий учителя-логопеда в естественные условия пребывания ребёнка в группе, где обеспечивалось многократное повторение звука в разнообразных игровых формах и контроль со стороны учителя – логопеда и педагогов. Учителем-логопедом специально организовывались игровые ситуации, в которых ребёнок использовал правильное произношение (дидактические игры «Логопедическое домино», «Разбитое зеркало» и другие).
Формированию навыка самоконтроля за собственной речью способствовало самостоятельное моделирование предложений и рассказов с помощью наглядного материала, графических схем в информационном месте речевого уголка. Обращалось внимание на правильное произношение не только во время занятий с ребёнком, но и в контактоустанавливающее время. Услышав нечёткое произношение, педагог обращал внимание на звук колокольчика, который звенел на руке взрослого. Ребёнок понимал, что он неправильно произнес звук и должен исправить своё произношение самостоятельно, т. е. он упражнялся в переносе учебного произношения на произношение в реальной ситуации.
Кроме этого, формированию навыка самоконтроля способствовало работа с мнемотехническими и тавтологическими текстами, где слова со звуками повторяются многократно.
Широко использовалось художественное слово (чистоговорки, небольшие стихотворения, загадки и другой речевой материал). В группе был создан детский театр, так при отработке звука [с] детям предлагалась чистоговорка: "У Сони и Сани в сетях сом с усами". При этом педагог следил не только за тем, чтобы дети правильно произносили звук [с], но и за тем, чтобы они внятно выговаривали все слова, то есть работа по закреплению звуков обязательно сочеталась с выработкой четкой дикции. Для развития голосового аппарата предлагалось повторить чистоговорки, изменяя громкость голоса, скорость их произнесения и выполняя характерные движения театрального образа.
Полноценными участниками коррекционного процесса являются родители детей.
Учитель-логопед еженедельно знакомил их с основными приёмами постановки звуков, рассказывал и показывал, какие упражнения нужно делать дома, объяснял, как выполнять задания, записанные в тетради ребёнка. Помогал формированию произношения в условиях естественного живого общения. А в школе игры для родителей учили взрослых формировать навык самоконтроля у ребёнка через игру.
Наблюдения за речевыми проявлениями детей на конец учебного года показали, что выше перечисленные методы и приёмы по устранению «кабинетной речи» являются эффективными и обеспечивают бездефектную самостоятельную речь в естественных условиях общения ребёнка.