Светлана Сигунькова
Создание условий в ДОУ по формированию у дошкольников предпосылок готовности к изучению технических наук
▼ Скачать + Заказать документы
На заседании Совета по науке и образованию при Президенте РФ, Владимир Путин отметил: «Качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства и, что принципиально важно, основой для его технологической, экономической независимости». Подготовку таких кадров, нужно начинать уже с детского сада. В современной ситуации развития российского образования особую значимость приобретает изучение робототехники - прикладной науки, занимающейся разработкой автоматизированных технических систем и являющейся важнейшей технической основой интенсификации производства. Учитывая интересы государства, и стараясь шагать в ногу со временем, наш педагогический коллектив принял решение о создании условий в ДОУ для формирования у дошкольников предпосылок готовности к изучению технических наук средствами современного игрового оборудования. Введение ФГОС дошкольного образования требует от педагогов внедрения новых технологий и методик сопровождения детей дошкольного возраста в образовательном процессе. К таким методикам и технологиям относится конструктивно-модельная деятельность. Конструирование обладает широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей. В процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности. Показатели развития конструктивной деятельности из строительного материала включают сенсорные умения, содержание конструкций, технические навыки, и замысел. В младшем дошкольном возрасте дети строят элементарные предметные конструкции : мебель, горки, грузовые машины, дома (3-4 варианта каждого вида.). У них развивается желание конструировать по замыслу. Конструируют целенаправленно. Дети среднего дошкольного возраста строят разные конструкции одного и того же объекта (5-6 вариантов). Сооружают до 10 несложных конструкций, передавая форму и детали. Конструируют здания, моты, гаражи, машины. Замысел конструкции может меняться в процессе деятельности.
Публикация «Создание условий в ДОУ по формированию у дошкольников предпосылок готовности к изучению технических наук» размещена в разделах
Дошкольники старшего дошкольного возраста анализируют и используют в конструировании рисунок, схему, чертеж. На основе анализа находят конструктивное решение. Самостоятельно подбирают необходимый строительный материал. Строят разные конструкции одного и того же предмета с учетом определенных условий. Создают постройки зданий жилищного, общественного и промышленного характера, мосты, транспорт, сюжетные композиции. Используют архитектурные украшения: колонны, портики, шпили, решетки и пр. Создают и реализуют индивидуальный и коллективный замысел конструкции. Планируют, кто, какую часть постройки будет выполнять, этапы конструирования на основе анализа образца или предмета. Развитию технического творчества дошкольников способствуют реализуемые в ДОУ программы дополнительного образования «Ребята –Роботята» и «От Фрё беля до робота: растим будущих инженеров». Программа «Ребята – роботята» реализуется через кружковую работу.
А вот найти место в структуре образовательного процесса ДОУ для реализации программы «От Фрёбеля до робота» задача для нас была абсолютно новая и сложная. Вначале мы разработали дорожную карту по апробации и внедрению данной программы, в соответствии с дорожной картой разрабатывается план работы на учебный год, составлено расписание дополнительного образования и расписание конструктивной деятельности в группах.
На педагогическом совете было принято решение о реализации данной программы через проектную деятельность. Воспитателями старшей и подготовительной группы были разработаны проекты «От Фрёбеля до робота». С учётом имеющихся в ДОУ конструктивных наборов нового поколения педагоги составили перспективно-тематические планы на основе програмно-методического обеспечения к программе «От Фрё беля до робота: растим будущих инженеров».
В ДОУ была создана и проанализирована техносреда, которая включает в себя Центр технического конструирования и робототехники, который находиться в комнате дополнительного образования, и центры конструирования в группах. Комната дополнительного образования оснащена различными конструктивными наборами и робототехническими комплектами. В центе технического конструирования и робототехники проходят дополнительные занятия кружка «Ребята – роботята» в вечернее время. Программа Ребята –Роботята предназначена для работы с детьми 4-7 лет. Конструктивные навыки детей 4-5 лет развиваются с помощью наборов лего эдукатион, уаро и макеблок м. тайни. Легоконструирование объединяет элементы игры с экспериментированием. От элементарного конструирования дошкольники старшего дошкольного возраста переходят к логоритмике и программированию с использованием роботехнического набора MatataLab и образовательного робота Makeblock mTiny. На занятиях по программированию дети одновременно знакомятся с гербом и достопримечательностями родного города, Нижегородской области и городами-героями, т. к. программа разработанная в ДОУ программа «Ребята-Роботята» содержит региональный компонент. Поэтому развивающая среда комнаты пополнена дидактическим материалом, созданным своими руками (схемы, карту Нижегородской области, гербы различных городов, поля для робота Мататабот с достопримечательностями городов, различные карты и дидактические пособия для работы с EduQuest и др.). Учитывая тот факт, что игра является ведущим видом деятельности дошкольников, многие робототехнические занятия планируются на основе единого сюжета и в форме игры – путешествия. Для организации таких занятий педагог дополнительного образования изготавливает различные костюмы и пособия, как для детей, так и для робота Мататабот. Данные пособия способствуют развитию творческой активности в развитие технических и конструктивных умений в специфических для дошкольного возраста видах детской деятельности.
Развитию конструктивных способностей способствуют центры конструирования в группах, созданные в соответствии с возрастными особенностями и Образовательной программой ДОУ.
Для успешной реализации программы «От Фрёбеля до робота» РППС старшей и подготовительной группы пополнена конструктивными игровыми наборами «Железная дорога», «Мельница», «Весёлые шестерёнки» и др.
Деятельность с конструкторами способствует развитию творческой активности, стимулирует порождение замысла и его воплощение. В результате освоения парциальной программой «От Фрёбеля до робота» воспитанники создают технические объекты и макеты по схемам, памяти и представлению, которыми пополняется предметная среда группы. В совместной деятельности с педагогом доп. образования и воспитателями дети осваивают новые способы соединения, учатся создавать разнообразные подвижные конструкции по картинкам и чертежам. Образовательная деятельность планируется с использованием проблемных ситуаций, с последующим обсуждением технических характеристик работы. Педагоги стараются поддержать детские идеи и помогают воплотить их. Приобретённые конструктивные навыки дошкольники применяют в самостоятельной деятельности. В ходе конструирования дети экспериментируют со строительным материалом, у них получаются красочные и привлекательные конструкции. Когда дошкольники заканчивают работу они высказывают собственные суждения, дают оценку своей деятельности. Созданные конструкции остаются в пространственной среде группы и обыгрываются детьми. Результаты и ход конструктивной деятельности, старшие дошкольники заносят в свои инженерные книги. Разместить все работы детей в пространственной среде не предоставляется возможным, поэтому оформляются фото стенды продуктивной деятельности детей. Для успешной работы по реализации программы «От Фрё беля до робота: расти будущих инженеров» пройдены курсы повышения квалификации старшим воспитателем, педагогом дополнительного образования и воспитателем. Дополнительно ещё 2 воспитателя уже подали заявку на прохождение курсовой подготовки, и так же планируется постепенно обучить всех педагогов. Опыт работы по развитию конструктивной деятельности и технического творчества детей распространяется путём участия в конкурсах и мероприятиях муниципального, регионального, федерального и международного уровня. За что педагоги и дети детского сада награждены грамотами, дипломами и ценными подарками.