Наталья Закатова
Создание условий по формированию социальных компетенций при подготовке старших дошкольников к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Создание условий по формированию социальных компетенций
при подготовке детей старшего дошкольного возраста
к обучению в школе
Детство – это период взросления ребенка, вхождение в социальный мир взрослых. Он осваивает культурные и нравственные правила общественной жизни, учится оценивать свои поступки и эффективно взаимодействовать с окружающими людьми. Взрослые должны помочь ребенку соответствовать требованиям общества, чтобы чувствовать себя уверенно и комфортно среди людей.
Публикация «Создание условий по формированию социальных компетенций при подготовке старших дошкольников к обучению в школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Мир меняется, дефицитом становится доброта и культура общения, внимание друг к другу. Педагоги все чаще сталкиваются с эмоциональной глухотой и агрессией воспитанников. Дети становятся жестокими и нетерпимыми, равнодушными, как и окружающие их взрослые. Именно поэтому дошкольное учреждение - место, где ребенок получает возможность социально-практического контакта с наиболее значимыми для его развития сферами жизни. Накопление ценного социального опыта под руководством родителей и педагогов – это путь, который способствует успешному вступлению во взрослую жизнь.
Но, к сожалению, не все родители понимают необходимость формирования социальных компетенций у детей и ее значимость для социализации. Некоторые видят в своем ребенке только хорошие черты, не замечая негативных или списывая их на маленький возраст. Многие не могут оценить поведение ребенка в обществе других детей, так как он единственный в семье. Бывает, что члены семьи по-разному смотрят на вопросы воспитания и не могут прийти к общему знаменателю. Большинству родителей просто некогда заниматься воспитанием своего ребенка, так как они вынуждены много работать. Очень часто родители старшего дошкольника под готовностью к школе подразумевают развитие интеллекта, не задумываясь над социальной составляющей. А ведь ребенку придется входить в новый коллектив, подчиняться требованиям учителя, сдерживать свое недовольство и заставлять себя делать трудное или не очень интересное для него дело.
В наше время перед дошкольным учреждением стоит задача сформировать социальные компетенции у воспитанников. Важную роль в решении этой задачи играет создание в дошкольном учреждении условий для планомерного развития данных компетенций у дошкольников.
Одним из условий успешного формирования социальных компетенций у ребенка дошкольного возраста является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей. В современных условиях родитель – не потребитель услуг дошкольного учреждения, а авторитетный наставник своего ребенка. Детский сад является компетентным помощником родителям в воспитании детей. При этом нужно понимать, что положительных результатов можно добиться только при создании четкого плана действий в этом направлении. Наш коллектив работает над повышением педагогической компетентности родителей и ведет совместную работу на едином педагогическом пространстве «детский сад – семья».
У нас в детском саду используются разнообразные формы работы с родителями, но самыми эффективными из них, на наш взгляд, являются:
Неделя семьи;
Дни открытых дверей;
Совместные праздники и мероприятия;
Фотогазеты и фотоколлажи;
Родительский клуб;
Дискуссии;
Выступление родителей с обобщением семейного опыта;
Разбор педагогических ситуаций;
Круглый стол;
Реализация детско-родительских проектов;
Вечера вопросов и ответов.
Особенно интересны детям стенгазеты с фотографиями родителей в школьные годы и их рассказы о школе, а взрослым – обобщение семейного опыта на тему «Трудовое воспитание в семье», «Растем здоровыми», «Творчество и ребенок». Как правило, большие затруднения у родителей вызывает разбор педагогических ситуаций, предложенных воспитателем. Многие не знают, как правильно поступить, если ребенок грубит бабушке, берет чужие игрушки или обманывает. В этих ситуациях неоценима тактичная помощь педагогов.
Дошкольный возраст – это не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная жизнь. Ребенок должен прожить этот период радостно и счастливо. Но педагогам нельзя забывать о том, что после детского сада дошкольник шагнет во взрослую школьную жизнь, встретится со многими трудностями. Поэтому наш педагогический коллектив в сотрудничестве с родителями работает над формированием предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников, решая следующие задачи:
1. Формирование у детей правильных представлений о школе, об учебе;
2. Формирование положительного эмоционального отношения к школе;
3. Формирование опыта учебной деятельности.
С этой целью в нашем детском саду проводятся:
Занятия;
Сюжетно-ролевые игры;
Проигрывание различных ситуаций;
Чтение художественной литературы;
Беседы на этические темы;
Психогимнастика;
Проектная деятельность;
Встречи с интересными людьми;
Экскурсии в школу;
Совместные мероприятия школы и детского сада;
Также условием формирования социальных компетенций у дошкольников является социокультурная предметно-пространственная развивающая среда. В группах детей старшего возраста нашего ДОУ предметно-пространственная среда организована в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей детей. В нашей группе организованы следующие центры активности:
Центр сюжетно-ролевых игр «Игровичок», в том числе «Школа»;
Центр «В гости к сказке» с учетом возраста детей;
Зона для настольно-печатных игр;
Зона выставки (детского рисунка и творчества);
Центр активности «Будем здоровы»;
Центр наблюдения за природой;
Центр «Край родной» по патриотическому воспитанию;
Центр экспериментирования «Хочу все знать»;
Центры для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей (конструктивной, музыкальной, изобразительной).
Синонимом социокультурной среды можно назвать и детско-взрослую общность. Эта среда не замкнута стенами детского сада, а выводит детей в реальные социальные отношения с окружающим миром. Мы активно используем такие формы взаимодействия с социумом, как встречи с интересными людьми и экскурсии:
на работу к родителям (по согласованию);
в Детско-юношеский центр;
в музеи школы и техникум;
на выставки детских работ;
на концерты;
в библиотеку;
в школу;
на физкультурно-оздоровительный комплекс;
на стадион;
на предприятия поселка.
Опыт показывает, что лучше всего социальные компетенции формируются и закрепляются в сообществах детей разного возраста, как, например, в семье. Дети видят перед собой образец поведения более старших ребят, подчиняются им, берут с них пример. В то же время учатся заботиться о младших членах коллектива и помогать им во всех делах. В нашем детском саду существует лишь одна разновозрастная группа (дети от 5 до 7 лет). Мы на практике убедились, что дети в этой группе охотно взаимодействуют друг с другом, умеют делиться и распознавать чувства другого человека, готовы проявлять инициативу и принять последствия своей ошибки, знают, как присоединиться к играющим детям, с удовольствием предлагают свою помощь. Детям остальных групп мы тоже даем возможность побывать в разновозрастной детской среде, например, на утренниках, на прогулках, экскурсиях. Старшие дети показывают малышам спектакли, помогают в уборке игрушек на участке, дарят поделки, сделанные своими руками, подклеивают книги. А дети младшей группы берут пример со старших на концертах, спортивных соревнованиях, приходят посмотреть на выставки детских работ. В этих условиях активно формируются необходимые детям качества характера, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. Таким образом, можно сделать вывод о том, что разновозрастные группы детей – это тоже одно из условий формирования социальных компетенций у дошкольников.
Педагоги-психологи выделяют несколько групп социальных компетенций, которые должны быть сформированы к моменту поступления ребенка в начальную школу :
Навыки адаптации к образовательному учреждению;
Навыки общения со сверстниками;
Навыки обхождения с чувствами;
Навыки альтернативы агрессии;
Навыки преодоления агрессии.
Весь коллектив нашего детского сада работает над развитием данных компетенций, используя всю палитру педагогических методов, учитывая требования общества и современные реалии. Результативность данной работы рассматривается на педагогических советах и общем собрании дошкольного учреждения.
Анализируя проделанную работу и опираясь на опыт педагогов учреждения, можно сделать вывод о том, что социальные компетенции у дошкольников могут сформироваться только при создании соответствующих условий, таких как взаимодействие с родителями, тесное сотрудничество с объектами социума, создание предметно-пространственной развивающей среды и разновозрастное сообщество детей. А так же важна слаженная планомерная работа всех участников образовательной деятельности.
Положительным итогом работы всего коллектива детского сада по данному направлению можно назвать успешную адаптацию наших выпускников в школе, их умение вести себя в обществе, с уважением относиться к взрослым и сверстникам. И самая главная для нас награда – признательность и уважение родителей, с которыми мы продолжаем дружить и общаться даже после выпуска детей в школу.