Елена Горошкова
Создание условий для экологического воспитания детей в ДОУ силами педагогов и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский.
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе ее вопросы традиционного взаимодействия с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя, а для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас? В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю. Актуальность экологического воспитания сегодня имеет большое значение. Очень важно уже в детстве сформировать у ребенка щадящее, оберегающее и ответственное отношение как к ресурсам и объектам дикой природы, так и к достижениям. К сожалению, можно часто увидеть, как маленький ребенок пытается раздавить жука или червяка, оторвать крылья бабочке – именно поэтому задача взрослых – воспитать у малышей устойчивое негативное отношение к таким актам вандализма, как разрушение гнезд, муравейников, бессмысленному уничтожению живых существ. Даже назойливого комара или муху не стоит убивать: ведь можно просто прогнать их, сохранив жизнь. Мы должны показать детям зависимость жизни других существ от человека, даже от маленького ребенка, хрупкость этой жизни. Такие уроки могут стать уроками нравственности для малышей на разных ступенях дошкольного детства.
Публикация «Создание условий для экологического воспитания детей в ДОУ силами педагогов и родителей» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Цель нашей воспитательной системы по экологическому воспитанию – создание условий для формирования у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые его окружают; воспитание начал экологической культуры дошкольников и направленная на решение
следующих задач:
- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
- развитие познавательного интереса к миру природы;
- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; - формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
Наш детский сад не первый год имеет приоритетное направление по проблеме экологического воспитания. В своей работе мы используем парциальную программу С. Н. Николаевой «Юный эколог». За годы работы создана целостная система, пронизывающая все виды детской деятельности.
Обращаем внимание на следующие основные направления:
1. Познавательное - включает цикл познавательных мероприятий: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.
2. Познавательно-развлекательное - это театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, экологические игры, игры- путешествия.
3. Практическое - это изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами. Совместные с родителями акции по озеленению групповых комнат, территории ДОУ, работа в цветнике, посадка деревьев и кустарников, подкормка птиц, изготовление и развешивание кормушек и скворечников, способствуют привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.
4. Исследовательское направление работы осуществляется через проектную деятельность, опыты, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
5. Эколого-оздоровительное направление реализуется через регулярные прогулки, экскурсии и походы в ближайшее природное окружение.
6. В эколого-эстетическом направлении широко используются различные виды изобразительной деятельности: много и тщательно наблюдаем с детьми явления природы, сосредотачивая их внимание на оттенках цвета, пропорциях, форме, размерах отдельных частей растений и животных, затем создаём условия для свободной творческой деятельности.
Для успешной работы с детьми создана соответствующая эколого-развивающая среда с разнообразными элементами, каждый из которых выполняет свою функциональную роль:
• Групповые комнаты, в которых размещены Центры науки с экологическими и экспериментальными лабораториями, «огороды на подоконнике», дидактические игры, библиотечки, фито-бары, уголки релаксации и т. д.
В рамках этой деятельности проводим интегрированные занятия, изготавливаются поделки из природного и бросового материала, создаются альбомы наблюдений о природе, устраиваем тематические выставки детских работ.
• Проводятся экологические, фольклорные праздники, музыкальные занятия, связанные с темой природы, экологические постановки детей, кукольные спектакли экологического содержания. В каждой группе и в методическом кабинете ДОУ подобраны библиотечки художественных произведений, сказок, энциклопедий, методических, дидактических и информационных материалов по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. Воспитатели вместе с детьми читают художественную литературу, рассматривают иллюстрации в книгах о природе, проводят беседы.
• Территория детского сада, используется для создания фрагментов природных и культурных ландшафтов, игровых и спортивных площадок: различные деревья и кустарники, цветники, клумбы, мини-стадион и игровые площадки.
Педагогами ДОУ разработаны :
• Комплексы занятий для разных возрастных групп по экологическому воспитанию;
• Разработана рабочая программа по теме «Экологическое образование»;
• Консультации для родителей и воспитателей. Например, «Как приобщить к природе детей 6-7 лет», «Зелёный мир на окне».
• В группах имеется достаточное количество настольно – печатных, дидактических игр, также вне занятий используем словесно – дидактические игры. Например, «Закончи предложение», «Что бывает жёлтое» и т. д.
• Методические рекомендации «Азбука комнатных растений и схема ухода за ними» с иллюстрациями и названиями комнатных растений.
• Приобретены иллюстрированные картины «Домашние и дикие животные», тематические словари в картинках по разделам «Мир животных», «Мир растений», «Мир грибов и ягод», рабочие тетради «Добро пожаловать в экологию» по программе Детство, комплекты сюжетных картин по временам года;
• Увеличилось число комнатных растений по возрастным требованиям; есть инвентарь по уходу за растениями и природный материал;
Работая по программе «Детство», хочется отметить, что программа предполагает работу по схемам и моделирование даже в экологическом воспитании.
• Изготовлены наглядно – схематические пособия «Моделирование в экологически – ориентированной деятельности». По схемам и мнемотаблицам разучиваем стихи, составляем описательные рассказы. Моделирование идёт от простого к сложному (в младшей группе – лёгкие, а в подготовительной усложняются). С помощью схем изображаем последовательность трудовых действий: например, как ухаживать за комнатными растениями, как посадить лук или горох.
• Новизна в работе – это разработка проектов. Разработан детско-родительский проект «Наши любимые животные», «В мире целебных растений».
• По программе «Детство» в нашем детском саду уголки природы называются «Центр науки и экспериментирования». Собрано оборудование и необходимые материалы для проведения опытов: пробирки, стаканчики, баночки, трубочки, песочные часы, лупы, миски с водой и песком, камешки, плавающие и тонущие предметы, соль, сахар, крупы, магниты, лупы, микроскопы;
Всё это предназначено для специфической игровой деятельности ребёнка, где дети превращаются в «учёных», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения, делают сложные умозаключения.
• Так как мы работаем по приоритетному направлению, ежегодно педсоветы посвящаем экологическому воспитанию. Например, к педсовету «В союзе с природой» педагоги каждой группы приготовили плакаты «Природа в опасности», свои знания показали в интеллектуальной игре «Слабое звено».
• На базе ДОУ кружок по экологии проводит специалист Дома юннатов.
• Ежегодно дети подготовительной группы участвуют в экологическом конкурсе при Доме юннатов.
• Подобран и систематизирован литературный материал «Экология, музыка, театр».
• Ежегодно работает творческая группа по экологическому воспитанию. В этом учебном году педагоги разработали перспективное планирование по наблюдениям, экскурсиям и прогулкам с 3 до 7 лет. Для экологического образования детей используем не только групповые комнаты, но и фойе детского сада. Оформлено панно «Коми земля – территория красоты и добра», где показаны богатства нашей республики. А экологическая стенка с плакатами помогает знакомить с сезонами; педагоги проводят беседы с детьми, используя увлекательный материал.
• Педагоги ДОУ принимают участие в разных мероприятиях района. Например «Использование системы развивающих игр для формирования представлений о воде» на районном экологическом конкурсе «Земля – мой дом», посвящённый международному году планеты и заняла 2 место.
Крупица за крупицей в детские сердца закладывается гуманное отношение к природе. Начиная с младшего возраста, дети учатся наблюдать за явлениями природы, замечать изменения в погоде. Эти знания используем на занятиях по изобразительной деятельности, даём возможность попробовать себя в разных видах. Например, во 2 младшей группе проводила комплексное занятие «Цвета леса», где из «мятой» и «рваной» бумаги дети изобразили разноцветный лес, а для создания коллажа «Лесной ковёр» - приготовила силуэты цветов, грибов, листьев. В художественно – творческой деятельности использую нетрадиционные технику. Например, «Посмотрим, кто спрятался в комочке?» - разглаживание трафаретов птиц и животных, «Чтобы Мишке было теплее» - засыпать мишку «в берлоге» клочками ваты или «Нарви травки для кролика» - мелко порвать зелёную бумагу. Рисовали лес по контуру ладошки – в ходе работы закрепили названия деревьев, грибов и ягод. В этом году в своей группе включила в расписание занятий интегрированные занятия «Мир музыки и экология». Они имеют нетрадиционную модель, помогают развивать творческие способности. Благодаря музыкальным произведениям дети учатся чувствовать и понимать красоту родной природы. Так, вместе с музыкальным руководителем посетили «Царство Королевы воды», помогли найти Пузырику своих друзей, побывали в зимнем лесу, где искали следы зверей и «наблюдали» за насекомыми, которые спят под снегом. Разработаны и проведены экологические и фольклорные праздники: «Синичкин день», «Путешествие капельки», «Осенний бал в музыкальном королевстве», «Музыка весны». На родительском собрании с детьми старшей группы показали инсценировку «Сильояслон кытш», в которой названия птиц и деревьев запомнили на коми языке. Я постоянно в поиске новых форм работы с детьми, например, создала экологическую полицию, членами которой являются дети. У неё своя форма: зелёные пилотки и галстуки. Это игра, но дети серьёзно относятся к своим обязанностям. Дел немало: проверить чистоту на участке, вовремя ли поливаются цветы в группе и даже в коридорах детского сада, насыпан ли корм зимой для птиц в кормушки. Составной частью экологического воспитания является труд в Центре науки, так как каждый ребенок проделывает массу операций, незаметно формируются не только навыки, но и воспитывается чувство ответственности за свои действия и поступки. Вместе с детьми посадили лук, они с интересом наблюдают за ростом корней и зелёных пёрышек. К сожалению, по нормам СанПиН не разрешено иметь в группе рыбок, птиц. Я считаю - бесполезно ждать, что у малыша появится интерес к жизни других обитателей нашей голубой и прекрасной планеты, сочувствие к животным и готовность прийти к ним на помощь, если ребенок с детства в своем микроокружении был лишен общения с миром природы. Побеседовав с родителями, узнала, что во многих семьях есть животные, установлены аквариумы, выращиваются разнообразные цветы, почти каждая семья имеет дачный участок, огород – всё это позволяет закрепить конкретные экологические знания, умения, навыки. Предложила родителям наблюдать и ухаживать за растениями и животными вместе с детьми. Педагоги и родители должны помнить, что их отношение к представителям живой природы является образцом, которому подражают дети. А в детском саду аквариум с рыбками и клетку с птичкой поместили в методическом кабинете.
Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей. В детском саду мы проводим выставки совместных рисунков и поделок. Новинкой в работе с родителями стали семейные газеты для оформления приёмной. Так, родители моей группы оформили газеты «Удивительное лето», а из осенних листьев вместе с детьми сделали работы на тему «Осенняя фантазия». К новому году наша комфортная приёмная обогатилась поделками из природного материала и стенгазетами на тему «Зима». Такая работа сближает родителей и детей, ощущается радость сотрудничества. Благодаря нашим родителям в группе появилась географическая карта мира, плакаты зимующих и перелётных птиц, календари погоды, а на подоконнике зеленеют комнатные растения. Дети рассказывают стихи про природу, которые разучивают вместе с родителями дома. В направлении экологического образования проведены конкурсы «Лучший зимний букет», «Зимний дворик», «Зимняя скульптура», на лучший выносной материал с участием родителей, а в работах о космосе показана красота нашей планеты.
Также проводится эколого-оздоровительная работа. Ежегодно родители принимают участие в акции «Витамины круглый год». В практику работы вошли дни здоровья, недели здоровья, походы и экскурсии в лес с физкультурным руководителем. Медсестра проводит оздоровительную работу, включая фиточаи.
Считаю, что в нашем детском саду созданы все условия для реализации экологического воспитания. В группах пополняется развивающая среда. Диагностика показывает, что у детей высокий уровень знаний. Необходимо улучшение материально – технической базы – приобретение оборудования для экспериментирования. В перспективе – создание зимнего сада, разработка экологических проектов.