Татьяна Шеховцова
Создание условий для оптимизации двигательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Вопросам охраны и укрепления здоровья уделяется особое внимание, так как тенденция к ухудшению здоровья детей имеет место быть. Создание благоприятных условий для полного физического, психического и социального благополучия ребёнка, является одной из главных задач ДОУ.
Двигательная активность (естественная потребность в движении) — один из многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, удовлетворение которой и есть важнейшее условие всестороннего развития и воспитания ребёнка.
Публикация «Создание условий для оптимизации двигательной активности дошкольников» размещена в разделах
Только оптимальный двигательный режим может оказать на организм благоприятное воздействие.
Дошкольные учреждения располагают определенными условиями, необходимыми для успешной реализации воспитательно-образовательного процесса и физкультурно-оздоровительной работы. Наш детский сад находится рядом с парком, стадионом, есть спортивных зал, оснащенный стандартным оборудованием и нетрадиционным спортивно-игровым инвентарём, спортивная площадка. Осуществляется активное взаимодействие с учреждениями города: МБОУ СОШ №36; залом вольной борьбы МБУ «Спортивной школой олимпийского резерва №2», где старшие воспитанники могут заниматься в различных спортивных секциях и проводить совместные мероприятия со школьниками, следить за спортивными достижениями бывших выпускников детского сада.
Групповые помещения в ДОУ оборудованы с учётом возрастных особенностей детей, их физиологическими и функциональными возможностями, двигательными потребностями. Дошкольное учреждение работает по программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Содержание образовательной области «Физическая культура» интегрируется с содержанием образовательных областей: «Здоровье», «Музыка», «Безопасность», «Социализация».
Цель работы с детьми – обеспечение максимального развития личности каждого ребёнка, укрепление его психофизического здоровья и обеспечение физической готовности к школе. Поставлены задачи:
1. Оздоровительные:
• охрана жизни и укрепление здоровья;
• всестороннее физическое совершенствование функций организма;
• повышение работоспособности и закаливания.
2. Образовательные:
• формирование двигательных умений и навыков;
• развитие физических качеств;
• овладение ребёнком элементарными знаниями о своём организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья.
3. Воспитательные:
• формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями;
• разностороннее гармоничное развитие ребёнка (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое).
Для успешной реализации физкультурно-оздоровительного процесса в ДОУ разработана вариативная модель двигательного режима.
Первое место в двигательном режиме занимают занятия по физической культуре, как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей и увлекательная, радостная совместно с взрослыми двигательная деятельность. Мы стараемся, чтобы каждое занятие по физкультуре приносило радость ребёнку, пробуждало у него интерес, стимулировало творческую активность, развивало потребность в разных видах упражнений и подвижных играх. Физкультурные занятия проводит инструктор по физической культуре 3 раза в неделю (2 занятия в спортивном зале, 1 занятие на воздухе, их продолжительность соответствует программе. Используются различные типы занятий (игровые, сюжетные, тренировочные, традиционные, тематические, комплексные, контрольно-проверочные, занятия по интересам, интегрированные). Структура занятия определяется поставленными задачами и возрастными особенностями организма ребёнка. В спортзале имеется необходимый набор физкультурного и спортивно-игрового оборудования, но и нетрадиционный игровой материал, сделанный руками педагогов, с учётом гигиенических и функциональных требований, способного обеспечить детям оптимальную двигательную деятельность, создать обстановку психологического комфорта.
Второе место в двигательном режиме принадлежит физкультурно-оздоровительным мероприятиям: утренняя гимнастика, подвижные игры. Физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, прогулки-походы в парк, гимнастика после дневного сна, корригирующая гимнастика, индивидуальная работа.
Утренняя гимнастика – один из важнейших компонентов двигательного режима, направленная на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, способствует обмену веществ. Содержание традиционного типа утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы. Наряду с традиционным типом утренней гимнастики используются её варианты: утренняя гимнастика игрового характера, сюжетная, с использованием полосы препятствий, с элементами ритмопластики.
Физкультминутки и двигательные разминки применяются с целью предупреждения утомления на ООД, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне. Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных упражнений и игровых упражнений. Они могут сопровождаться текстом, связанным или не связанным с темой ООД.
Прогулки в парк с детьми старшего дошкольного возраста представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, повышается их двигательная активность, укрепляется здоровье, но и воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе. Важно, чтобы они были насыщены разнообразным двигательным содержанием : ходьба в разном темпе, подскоки, подвижные игры, спортивные упражнения, пробежки в медленном и среднем темпе, игры-эстафеты и т. д.
Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушения осанки и стопы.
Третье место в двигательном режиме занимает физкультурный досуг в спортзале или на спортивной площадке. В программу оздоровительного досуга включаются физические упражнения, комплексы ритмопластики, танцы, подвижные игры, эстафеты, песни, стихи, загадки, театрализованные постановки. Спортивный досуг так же выполняет образовательную, воспитательную, эстетическую функцию, развивают детей и физически и духовно. Физкультурный досуг и спортивный праздник несут в себе элемент показательности – подведение итогов за некоторый период: на них дети демонстрируют то, чему научились на занятиях физкультуры, показывают свои достижения в развитии двигательных качеств — ловкость, силу, гибкость, быстроту и координацию движений. Кроме того, это всегда положительные эмоции, всеобщее веселье, сюрпризы. Мы стараемся привлекать родителей к проведению физкультурных праздников.
Четвертое место отводится самостоятельной двигательной деятельности, которая возникает по инициативе детей, дающей широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Этот вид деятельности организуется в разное время дня: утром до завтрака, в часы игр после дневного сна и во время прогулок. Активные действия детей должны чередоваться с более спокойной деятельностью. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его самочувствие. Самостоятельная двигательная деятельность осуществляется под руководством или наблюдением воспитателя. При планировании самостоятельной деятельности важно позаботиться о создании физкультурно-игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек, выделить в режиме дня специальное время для самостоятельных игр детей, а также постепенно вовлекать малоподвижных детей в активную деятельность, а чрезмерно подвижных, переключать на более спокойную.
Работа, направленная на совершенствование двигательного режима, обеспечение физической готовности к школе, выявила положительное её влияние на развитие двигательной активности детей. Показателем результативности работы, направленной на развитие двигательной активности детей, особенно, на развитие основных движений и физических качеств является ежегодное участие команды детей подготовительной группы в городской спартакиаде и занимающей призовые места. Наши выпускники посещают различные секции в учреждениях города: футбол, вольную борьбу, фигурное катание и др. Многие из них добились высоких спортивных результатов. Среди них есть мастера спорта.