Реймер Светлана Капасовна
Опыт работы «Создание условий для инклюзивного образования в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Реймер Светлана Капасовна,
воспитатель,
МАДОУ ДС № 25,
г. Челябинск.
Создание условий для инклюзивного образования в ДОУ
Актуальность. Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Публикация «Опыт работы „Создание условий для инклюзивного образования в ДОУ“» размещена в разделах
Образование в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа. С введением ФГОС в сфере образования особый интерес представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в связи с этим предназначения дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни. Чем раньше ребёнок с ОВЗ окажется в дошкольной организации и чем раньше с ним будет начата работа, тем быстрее он адаптируется в социуме, что позволит ему быть успешным и в образовательной области.
В последнее время, увеличилось и продолжает расти количество детей, имеющих речевые нарушения, поэтому данная тема является актуальной, и требует рассмотрения и освещения.
Задачами являются обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными образовательными потребностями и оказание психолого-педагогической поддержки семей воспитывающих детей с ОВЗ.
Согласно источнику, инклюзивное образование в ДОУ должно базироваться на следующих принципах:
1. Принцип индивидуального подхода. Вариативность методов, форм и средств воспитания и обучения с учётом особых образовательных потребностей конкретного воспитанника.
2. Принцип поддержки самостоятельной активности. Формирование социально активной личности.
3. Принцип активного включения в образовательный процесс. Создание условий для плодотворного и эффективного взаимодействия всех участников.
4. Принцип междисциплинарного подхода. Определение методов и средств воспитания и обучения для каждого ребёнка.
5. Принцип вариативности в организации воспитательных и обучающих процессов. Формирование вариативной развивающей среды.
6. Принцип партнёрского взаимодействия с семьёй. Установление доверительных отношений с родителями.
В нашем детском саду № 25 г. Челябинска, Челябинской области, функционирует группа компенсирующей направленности для детей с ТНР (логопедическая группа). Хотелось бы поделиться опытом и рассказать о том, как организована наша работа в данной группе.
Работа воспитателя группы для детей компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи значительно отличается от работы воспитателя группы общеразвивающей направленности. Это связано с особенностями детей и необходимостью решать коррекционные задачи в тесной взаимосвязи с учителем-логопедом.
У детей с ТНР словарь детей ниже возрастной нормы, они с трудом воспроизводят сложные слова, нарушают слоговую структуру слова, не используют в речи предложения сложных конструкций. Рассказы таких детей схематичны, примитивны, лишены эпитетов и сравнений. Им не доступно творческое рассказывание. Они допускают многочисленные ошибки на согласование, пропуски или замены предлогов - то есть налицо нарушение всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. У многих детей с ТНР наблюдаются нарушения внимания, снижение зрительной и вербальной памяти, несформированность зрительного и пространственного восприятия. У детей в логопедических группах, кроме нарушений речи, имеют значительные затруднения в овладении счетными операциями, в овладении навыками рисования, конструирования и т. д.
Группу компенсирующей направленности посещают дети среднего и старшего дошкольного возраста (4-6 лет) в количестве 14 детей.
В нашей группе созданы все условия для комфортного пребывания детей. И, конечно же, имеется центр развития речи, который оснащён художественной литературой, дидактическими играми по развитию речи, кукольным театром, играми на мелкую моторику. Акцент, прежде всего, в такой группе ставится на развитие речи детей, устранение различных речевых нарушений.
Успех коррекционной логопедической работы с детьми во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от взаимосвязи и преемственности в работе логопеда и воспитателя.
Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателей ДОУ организуется в соответствии со следующими целями:
• рациональное распределение занятий логопеда и воспитателей в течение дня для исключения перегрузки детей;
• адекватный подбор форм, методов, приемов и средств коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, нацеленных как на всю группу детей, так и на отдельного ребенка;
• повышение результативности коррекционно-логопедической работы.
В начале учебного года учитель-логопед и воспитатели обсуждают лексические темы, различные мероприятия, коррекционно-развивающие занятия с детьми, режимные моменты, которые предусмотрены АООП. Совместно разрабатывают комплексно-тематический план занятий, ИОМ (Индивидуальный образовательный маршрут) на каждого ребёнка. Готовят иллюстрированный материал, наглядно-дидактические игры, художественную литературу.
Воспитатели закрепляют знания и навыки, полученные детьми на логопедических занятиях. По заданию учителя-логопеда воспитатели в течение всего дня в режимных моментах отрабатывают их с детьми. Это могут быть - разные игры, как дидактические, так и подвижные, упражнения, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, логопедические пятиминутки. Занятия могут носить групповой, подгрупповой или индивидуальный характер.
Важно помнить, что речь взрослых, будь то педагоги или родители, является образцом для подражания, поэтому она должна быть понятной, выразительной, чёткой и хорошо интонированной.
Обязательным условием для успешной динамики является и то, что под контролем воспитателя, дети должны научиться слышать и исправлять свои ошибки в речи, а так же ошибки друг друга. Это касается как фонетических, так и лексико-грамматических ошибок.
Все дети разные, поэтому необходимо помнить и об индивидуальном подходе к каждому ребёнку. Основную роль в этом, опять же играет воспитатель, его доброе и внимательное отношения к детям.
Игровая деятельность для детей дошкольного возраста является основной, поэтому все занятия проводятся в игровой форме. Занятия должны быть интересны, разнообразны и приносить детям не только определённые знания и навыки, но и хорошее настроение. Предполагается смена деятельности во время занятий, спокойные дидактические игры за столом сменяются на подвижную игру, обязательны физминутки, сюрпризные моменты, соблюдение режимных моментов. Это делается во избежание чрезмерной утомляемости детей, которая может привести к проявлению вялости, агрессии, конфликтности. Использование различных приёмов обучения, способствует положительному эмоциональному фону и постепенному переходу от игровой деятельности к учебной.
Воспитатель должен владеть знаниями о возрастных и психофизических особенностях детей. Проявлять личностно ориентированный подход к речи и поведению каждого ребёнка.
Очень важно взаимодействие воспитателей и логопеда с родителями, которые принимают непосредственное участие в воспитании и обучении детей. Неотъемлемой частью является проведение родительских собраний, консультаций, методических разработок (буклетов, памяток, папок- передвижек, лэпбуков) для родителей. Оформление уголка логопеда с рекомендациями по речевому развитию детей. Совместное проведение открытых занятий, конкурсов для родителей и детей. Кроме этого, обязательными являются домашние задания. Это подбор учителем-логопедом специального речевого материала, который носит индивидуальный характер. Как правило это: артикуляционная и дыхательная гимнастика, закрепление звуков в речи, их автоматизация, дифференциация, контроль правильного произношения, исправление грамматических ошибок, пальчиковая гимнастика, задания на графомоторику.
Таким образом, система поэтапного воздействия на детей со стороны всех участников коррекционно-развивающего процесса – учителя-логопеда, воспитателей и других специалистов, а также родителей позволяет объединить усилия и направить все виды деятельности на совершенствование формируемых речевых навыков у детей с тяжёлыми нарушениями речи в условиях логопедической группы.
Литература
1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР с 3 до 7 лет. Н. В. Нищева СПб. : Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021
2. Крылова Н. Л. Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя логопедического детского сада по развитию речи детей // Дефектология. - 1985. - № 2.
3. Крылова Н. Л. О преемственности в речевой работе воспитателя и логопеда детского сада // Дефектология. - 1978. - № 1.