Валентина Буракова
Создание условий для физического развития ребёнка в окружающем пространстве ДОУ.
▼ Скачать + Заказать документы
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить:
забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский.
Я работаю воспитателем.
Основной задачей моей деятельности на протяжении многих лет является: полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка - основа формирования личности. Формирование жизненно необходимых двигательных умений, жизнерадостности, бодрости, веры в свои силы, развитие творческого потенциала каждого ребёнка. А также потребность в двигательной активности в повседневной жизни и режиме дня. Для решения этих задач я стараюсь создать все необходимые условия. В группе оборудована зона для физического развития детей, где дети могут самостоятельно по интересам заниматься.
Публикация «Создание условий для физического развития ребёнка в окружающем пространстве ДОУ,» размещена в разделах
Содержание обучения физическим упражнениям раскрывает и роль двигательной активности для формирования самостоятельной деятельности в режиме дня. На данном уровне формируется творчество ребёнка.
Постоянный поиск новых решений для оздоровления детского организма привёл к тому, что игровая форма даёт наилучший результат для обобщения и систематизации полученных знаний и переносу их в нестандартные ситуации, что делает знания ребёнка наиболее гибкими и мобильными.
В работе с детьми я создаю комфортную психологическую обстановку с учётом индивидуальных возможностей, уровня знаний, двигательных умений каждого ребёнка. Большое внимание в процессе обучения детей я уделяю личным взаимоотношениям с детьми. Вся работа проходит в доброжелательной атмосфере, постоянно хвалю и одобряю действия детей.
Изучая круг интересов дошкольника, определяя мотивы двигательной активности детей, учитывая их интересы, я подбираю материал: как на различных занятиях (в виде физ. минуток, так и в режиме дня. Поэтому занятия проходят весело и активно и дети не устают.
В режиме дня я часто включаю музыку. Доступная по содержанию, она активизирует детей, создаёт благоприятный фон. Движения детей становятся более чёткими, организованными, также развивается чувство ритма, развитие музыкального слуха. (Использую в утренней зарядке, различных играх, в бодрящей гимнастике после сна, музыкальных дискотеках).
В своей работе с детьми я использую разнообразные формы и специальные корректирующие методики, так – как работаю с ослабленными по здоровью детьми.
Использую дыхательную и звуковую гимнастику, игровые упражнения на координацию движений и речи, упражнения на развитие мелкой моторики, двигательную сказкатерапию, упражнения на развитие пространственной ориентировки, на развитие мимики, динамические дыхательные упражнения, игры и упражнения для фонематического восприятия, для развития слухового внимания, подвижные игры с тонизирующей нагрузкой, на развитие координации движений, на
2.
регуляцию мышечного тонуса рук и ног, игры и упражнения для развития общей моторики, для развития произвольного внимания. Также музыкально – ритмические комплексы, как эффективный путь воздействия на двигательную сферу ребёнка.
Я свободно пользуюсь этими методами и формами работы, так как имею музыкальное образование, медицинские курсы и курсы повышения квалификации Санкт-Петербургского государственного университета физической культуры имени П. Ф. Легсафта по «Теории и методике ЛФК дошкольников».
Для привлечения детей к самостоятельной двигательной активности в режиме дня можно использовать следующие ситуации и задания:
1. Предложить детям самостоятельно выбрать физкультурный инвентарь, необходимый для работы по карточкам.
2. Продумать игры детей в течение дня. Заранее наметить детей, которым можно поручить провести подвижную игру с подгруппой. В процессе такой двигательной деятельности развиваются организаторские способности ребёнка.
3. Дать задание ребёнку научить другого ребёнка двигательным действиям, игровым упражнениям.
4. Дети должны придумать варианты знакомой игры или сделать новые атрибуты к подвижной игре.
5. Предложить выполнить варианты знакомого упражнения с предметами.
Объединяя детей для совместных заданий, необходимо учитывать уровень умений ребёнка, наличие творчества, самостоятельности, волевых качеств, характер взаимоотношений со сверстниками. Работа должна проходить в доброжелательной атмосфере, в которой дети чувствуют себя спокойно, уверенно, не испытывают огорчений по поводу неудач. В такой обстановке значительно возрастает активность всех детей, их способность к умственному напряжению, что положительно отражается на результатах обучения.
Основные положения по формированию самостоятельности дошкольников в двигательной деятельности, при обучении детей физическим упражнениям и играм :
1. Изучать круг интересов дошкольников.
2. Определять мотивы двигательной активности детей.
3. Создавать доброжелательную атмосферу.
4. Оценивать достоинство, самостоятельную мысль, творческий поиск ребёнка.
5. Давать детям возможность высказать своё мнение, строить предложения, выбирать.
6. Чаще высказывать мысль, что все дети способны и могут преодолевать возникающие трудности при разучивании сложных заданий.
7. Сравнивать ребёнка не с другими, а с ним самим, его прежними результатами.
8. Проводить индивидуальную работу не только с детьми, имеющими слабую подготовку, но и с детьми, у которых хорошо сформированы двигательные навыки и умения.
9. Не ругать ребёнка при всех, чаще разговаривать наедине.
10. Не превращать занятия в разговоры с одним ребёнком.
11. Занятия должны проходить весело и активно.
3.
Если воспитатель создаёт тёплую атмосферу, с уважением, доверием относится к каждому ребёнку, то и дети стремятся раскрыть свои возможности, стараются показать на что они способны. Надо обеспечить такие условия, чтобы ребёнок с желанием выполнял новые задания.
Необходимо приучать детей к любой игровой ситуации, регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т. е. развивать у дошкольников важные качества, необходимые им в будущем.
При организации подвижных игр я придерживаюсь рекомендаций:
Не заставлять ребёнка играть, а создавать условия для возникновения интереса, проявления познавательной и творческой активности, игра должна приносит радость;
Оживлять игру внесением нового содержания и правил, чтением сказки, рассказа, и пусть ребята фантазируют, придумывают другие игры, выполняют новые роли;
Создавать в игре непринуждённую обстановку. Не сдерживать двигательную активность детей, пусть они при выполнении двигательных действий прыгают, бегают, ползают, сидят на полу и т. д.
Не навязывать детям игровой материал, предметы, пособия;
Хвалить ребёнка за успехи, особенно когда он впервые выполняет действие, справляется с ответственной ролью.
Совместная деятельность воспитателя и ребёнка должна быть ненавязчивой и нежёсткой.
В этот блок я включаю разнообразные формы активности: чтение художественной литературы о спорте и спортсменах, рассматривание иллюстраций о спорте, беседы на тему «Забочусь о своём здоровье», физические упражнения, подвижные игры в помещении и на прогулке.
Свободная самостоятельная двигательная деятельность дошкольников, обеспечивает возможность саморазвития личности.
Различные формы физического воспитания развивают творческую активность.
Дети осваивают умение действовать в группе сверстников, кооперироваться с ними, вступать в состязательные отношения, реализуют элементы специфической детской субкультуры, которые так необходимы для благополучного существования ребёнка в детском сообществе. Для рациональной самостоятельной двигательной деятельности детей в групповой комнате должно быть продумано размещение спортивного инвентаря. Предметная среда должна также предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками. Не навязывая обязательной совместной деятельности.
Для развития самостоятельной двигательной активности помогает дидактический материал (рисунки, схемы, карточки) которые находятся в «Уголке юного спортсмена», подборка иллюстраций о видах спорта, спортсменах. В уголке должны быть атрибуты, спортивное оборудование (мячи, кегли, скакалки, обручи, и т. д.)
Необходимо разнообразить формы двигательной активности детей в режиме дня. Целесообразно планировать двигательную активность дошкольников по трём этапам педагогического процесса.
Утро
Прогулка
Вторая половина дня.
4.
В работе с детьми не следует забывать и о работе с родителями. Их отношение к физической культуре, к увлечению детей подвижными играми и упражнениями влияет на формирование детских интересов и увлечений. Об этом я постоянно напоминаю родителям, побуждая их к совместным занятиям с детьми: утренней гимнастике, играм и упражнениям. Выявив особый интерес ребёнка к какому либо виду упражнений, обращаю на это внимание родителей, с тем чтобы в дальнейшем они продолжили эти занятия. Необходимо давать задания на дом в виде информации
«Советы и рекомендации для родителей»
Поддерживание тесной взаимосвязи с родителями, использование в работе – информационного материала, использование разнообразных форм работы и специальных коррекционных методик заметно повлияло на уровень физического развития и здоровья детей : дети стали меньше болеть, улучшилась координация движений, осанка, у детей возникла потребность в двигательной активности в режиме дня и в повседневной жизни. Родители стали больше интересоваться успехами детей и советоваться: чем можно занять ребёнка дома, на прогулке, в какие игры поиграть.
Всё это стимулирует и укрепляет интерес к активной двигательной деятельности, занятиям спортом и здоровому образу жизни не только в ДОУ, но и в семье, что создаёт прочную базу для воспитания потребности в здоровом образе жизни, обеспечении физического и психического благополучия.
За основу своей работы я взяла положения об охране и укреплении здоровья детей в «Концепции дошкольного воспитания», где сказано, что целостное развитие дошкольника является основным смыслом всего дошкольного воспитания, которое сверху до низу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребёнка и его психологическом благополучии. Как отмечается в Концепции, существенное место должно отводится «гигиеническому воспитанию и обучению, направленному на пропаганду здорового образа жизни, как среди детей, так и среди взрослых – педагогов и родителей. Пути достижения физического и психического здоровья ребёнка должны пронизывать «всю организацию жизни детей в детском учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей»
Поэтому в своей работе с детьми я ставлю перед собой следующие цели:
• Воспитание у детей культуры здоровья, включающей ознакомление с ценностями здорового образа жизни, проявление глубокого интереса к оздоровлению собственного организма, ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих;
• Создание мотивации для формирования, сохранения и укрепления здоровья как важного фактора развития личности ребёнка;
• Воспитывать здоровьесберегающее сознание детей, включающие в себя элементарные знания о своём организме, методах его закаливания, стремление заботится о своём здоровье, вести здоровый образ жизни;
• Формировать осознанную потребность в физическом здоровье, понимание сущности здорового образа жизни;
• Воспитывать оценочные суждения о фактах и явлениях, ухудшающих или улучшающих здоровье человека.
Для выполнения этих целей я составляю план занятий по воспитанию здорового образа жизни: куда включаю беседы, игры, работу с родителями и дополнительный материал: стихи, загадки, тренинги.
5.
«Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем»
Н. М. Амосов