Юлия Шутова
Создание уголка психологического комфорта в группах детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Создание уголка психологического комфорта в группах детского сада
Пункт 1.6 ФГОС ДО гласит, что первой, а значит, главной задачей введения стандарта является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия…
Если спросить как вы можете объяснить термин «здоровье», то большинство из вас ответят, что объясняют данное понятие с точки зрения стабильного физического самочувствия. Но, по сути, здоровье – это совокупность нескольких составляющих.
Публикация «Создание уголка психологического комфорта в группах детского сада» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа психолога в ДОУ
- Уголки и центры в группах
- Уголки настроения, эмоций, уединения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Известный врач-психотерапевт Элизабет Кюблер- Росс выдвинула такую идею: здоровье человека можно представить в виде круга, состоящего из четырех квадрантов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного.
Почему столь важно сохранять психическое и психологическое здоровье детей? Наверняка каждый из вас может ответить на этот вопрос, определив последствия психологического дискомфорта для ребенка :
- появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;
- переход психологических переживаний в соматическое расстройства, когда ребенок, получивший психологическую травму, заболевает физически (некий инстинкт самосохранения организма)
- проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты – позиция избегания (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности, проявления агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома, вандализм и т. п.)
Учитывая это, педагогам в группе необходимо создавать условия для эмоционального благополучия каждого ребенка: предметная -развивающая среда, взаимоотношения в группе, чувство спокойствия и защищенности, чувство единения с группой, переживание чувства «мы».
Всего этого можно достичь, оборудовав в группе уголок психологического комфорта, который включает в себя 3 зоны, рассмотрим их немного подробнее.
1. Зона саморегуляции и релаксаии
— уголок для уединения : шатер из ткани или лент;
— коврик злости, если дети злятся, нужно потопать по коврику и злость пройдет;
— цветные клубочки пряжи разного размера. Разматывая и сматывая клубочки, дети овладевают приемом саморегуляции;
— набор бумаги для разрывания;
— груша для битья, поролоновые подушки.
— стаканчики для крика. Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик и ему станет легче;
Дополнительно
— мягкие подушки или мягкая мебель. Фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями;
— телефон «Позвони маме». Ребенок может «позвонить маме» и поговорить с ней;
— ведерки для страхов. Дети рисуют свои страхи и избавляются от них, выбрасывая их в ведерко;
— волшебный пластилинчик. Дети катают, отщипывают, мнут пластилин, что тоже помогает успокоиться;
— массажные мячи-«ежики». Игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться;
2. В некоторых группах есть застенчивые дети, дети с заниженной самооценкой, им тоже необходима поддержка.
Для этого в группе или раздевалке можно организовать коробочку добрых дел, организовать фотовыставку, вручать медали за свершенное доброе дело, будь то поднесенный стул для девочки или помощь товарищу при одевании и другие хорошие поступки. Это помогает повысить уровень самооценки у неуверенных в себе детей, воспитывает такие нравственные качества, как взаимовыручка, доброта, отзывчивость.
3. Зона коммуникативного развития. Решает проблемы общения детей, их умение понимать друг друга, различать настроение своего товарища, приходить на помощь и др.
Здесь располагаются игры, направленные на формирование навыков общения и взаимодействия, а также на эмоциональное развитие:
— «Коврик дружбы» и «Коробочка для примирения» помогают поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом и после такого примирения дети ссорятся гораздо реже;
— игра «Мое настроение». Утром и в течение дня ребенок может с помощью эмоциональных картинок показать свое настроение. Благодаря этому воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать ему поддержку;
— парные наклейки помогут детям разделиться на пары, если с этим возникла проблема.
Размещение уголка в группе соответствует центру социально-коммуникативной области,
Все средства должны быть индивидуализированы – соответствовать контингенту группы; доступны - легко передвигаются детьми; вызывать активность и инициативу самих детей, интегрировать в другие образовательные области, а также отражать мастерство и творчество педагога.
Психологический уголок — реальный инструмент в руках воспитателя для действенной психологической поддержки детей в течение дня и обеспечения их психологического здоровья.