Ольга Троеглазова
Создание системы ранней социализации личности в условиях ДОО посредством художественно-эстетического развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Откуда мы родом? Мы родом из детства, словно из какой-нибудь страны… Я не очень уверен, что жил после того, как прошло детство» Все, кто работает в сфере дошкольного образования, помнят эту мысль писателя, лётчика, создателя замечательной романтической сказки «Маленький принц», Антуана де Сент-Экзюпери.
Детство. В этом возрасте мы и создаем модель своей последующей жизни. Т. е. начинаем собирать свой набор ценностей и вырабатываем привычки. Педагоги и психологи знают, что детское восприятие действительности формирует наши ценностные установки, которые остаются неизменными у большинства людей в течение всей жизни.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Какими будут ценностные установки у наших детей, родившихся в мире, где всё смешалось и многие ориентиры утрачены? В детский сад пришли работать молодые люди, чьи ценности формировались в «тёмные девяностые», когда шла активная социокультурная экспансия США. Да и родители многих дошколят вышли из этого времени. И сейчас перед всеми нами, людьми возраста осмысленного отношения к жизни, стоит задача: в этом неустойчивом, меняющемся мире сохранить нашу культурную идентичность. Задача не новая.
Тенденции к преемственности и заимствованию культур наблюдались на протяжении тысячелетий по всему земному шару. Россия в этом смысле не является исключением. Но в современных обстоятельствах, когда русская речь переполнена англицизмами, когда в каждом доме переизбыток вещей, импортно-иностранных, возникает ощущение, что утрачивается что-то очень важное, что по-хорошему отличает народ России от других народов, на что иностранцы смотрят с удивлением, восхищением и страхом перед непонятным для них явлением. Глобальная социокультурная динамика поглощает нашу идентичность – «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй».
Что же делать в этой ситуации педагогам дошкольного образования? Ответ один – выполнять свою миссию. «Миссия российского образования состоит в создании социальной стабильности и прогресса, восстановлении и развитии культурного и кадрового потенциала страны. Общей основой современной стратегии образования является гуманистическая концепция, в основе которой лежит безоговорочное признание человека как высшей ценности». [1] А миссия первой ступени образования в России заключатся в поддержке разнообразия детства, в сохранении уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. [2]
При этом сегодняшнему поколению педагогов предстоит воспитать поколение, обладающее уровнем способностей и свобод, превосходящим уровень способностей и свобод своих воспитателей. И коллектив МАДОУ «Детский сад № 5 «Планета детства» Гурьевского округа пришёл к решению разработать инновационный проект «Создание системы социализации личности в условиях дошкольной образовательной организации через раннее художественно-эстетическое развитие детей».
Решение было принято после обсуждения и осмысления социокультурных процессов, происходящих в стране и мире. Пришло понимание, что если в детстве закладываются все ценностные установки на всю жизнь, то перед педагогами встаё т задача: создать условия для того, чтобы из детства, доверенного им, их воспитанники унесли любовь, заботу, радость, дружбу, творчество, мир и умение созидать…. Чтобы мир его был наполнен позитивом. Предвидя возражение о необходимости переживать весь спектр эмоций, о невозможности полностью оградить ребёнка от явлений действительности, утверждаем: из любых ситуаций в этом сложном мире, создающем не только позитивные, всегда есть выход в пространство любви, доброты, понимания, и наши дети должны об этом знать. В этом мы видим главный смысл социализации.
По отношению к ребёнку дошкольного возраста под социализацией понимается процесс его включения в общество, процесс и результат активного присвоения и воспроизведения ребёнком социального опыта, формирование его социальной компетентности. Если речь идёт о взрослом человеке, то его социальная компетентность – это способность достигать собственных целей в процессе взаимодействия с другими людьми, не принося ущерба окружающим. Социальная компетентность относится к базовым, ключевым компетентностям личности, поэтому мы намерены сформировать её у каждого нашего выпускника в полном объёме, насколько это позволит дошкольный возраст и условия дошкольной образовательной организации.
Присвоение социального опыта дошкольником всегда происходит в процессе соотнесения внешних условий, воздействующих на ребенка, и его внутреннего отношения к этим условиям. Отсюда следует, что воспитатель может и должен помогать ребёнку в формировании его внутреннего отношения к окружающему миру. Предметно-пространственная среда, создаваемая воспитателем в группе, культура общения взрослого с ребенком, формирование дружеского общения ребенка со сверстниками, разнообразие видов деятельности в соответствии с возрастом ребенка – это основные компоненты позитивной социализации дошкольника в условиях ДОУ.
Позитивная социализация основана на получении нового опыта с радостью и удовольствием, благодаря положительным подкреплениям, поощрениям, приятным эмоциям.
Смысл позитивной социализации заключается в развитии положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру. Педагог создаёт условия для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят. Он формирует у ребёнка чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время). Вместе с родителями педагоги воспитывают положительное отношение ребё нка к окружающим людям: уважение и терпимость к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам. Это, пожалуй, самый энергозатратный аспект воспитания, но он может успешно реализоваться с использованием фольклора, художественной литературы, театрализации.
Приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми может быть эффективно осуществлено только при полном осознании этих ценностей самими воспитателями. В процессе разработки проекта в коллективе проводились семинары, тренинги, анкетирование и на выявление уровня присвоенности ценностей сотрудничества педагогами, и на развитие умения эти ценности реализовывать в собственной жизни, в коллективной работе, и на развитие педагогической компетенции по формированию необходимых качеств и ценностей у дошкольников. В среде педагогов оказание помощи при осознании необходимости коллег друг в друге, планирование совместной работы, соподчинение и контроль своих желаний, согласование с партнёрами по деятельности мнений и действий становится делом обычным, но требует периодической рефлексии для саморазвития, совершенствования своей позитивной социализации. Ведь развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово удаётся только тому педагогу, кто владеет этим чувством в совершенстве сам.
Педагоги МАДОУ «Детский сад № 5 «Планета детства» усматривают большие резервы для позитивной социализации в такой образовательной области, как художественно-эстетическое развитие. Планируя спроектировать систему социализации через раннее художественно-эстетическое развитие, мы полагаем интегрировать все образовательные области с целью развития у детей интереса к эстетической стороне действительности. Знакомство с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного, театрального, в том числе народного творчества, может (и должно в нашем проекте) быть наполнено содержанием, способствующим формированию нравственных качеств ребёнка, необходимых для успешной социализации. Педагог при этом интегрирует в своём занятии такие образовательные области как Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Познавательное развитие.
Формированию коммуникативной компетентности ребёнка, заключающейся в распознавании эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражении собственных переживаний способствует театрализация, ролевые игры, выразительное чтение заученных наизусть сюжетных стихотворений, басен, притч. Эти же средства могут с успехом применяться и для формирования у детей социальных навыков : освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.
Занятия пением, игрой на детских музыкальных инструментах и танцами не менее успешно формируют позитивную социализацию, создавая условия для развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла. Для создания условий по развитию музыкально-творческих способностей дошкольников как основы становления гармонично развитой личности музыкальные руководители нашего детского сада частично используют систему немецкого композитора и педагога Карла Орфа, основным принципом которой является вовлечение ребенка в активное музицирование «Делай с нами вместе» и «Сделай, как ты хочешь».
Демонстрируя свои умения перед зрителями, дети получают возможность формировать свою самооценку. Педагог же, организуя занятия танцами, ритмикой, пением при этом интегрирует Художественно-эстетическое развитие с образовательными областями Физическое развитие и Социально-коммуникативное развитие.
В комментариях к ФГОС ДО читаем: «Стандарт ориентирован на поддержку образовательной деятельности ДОО как программы позитивной социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста, предполагающей организацию образовательной деятельности в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка, что затрудняет строгое определение объема обязательной части программы в ДОО». Что позволяет нам сделать приоритетной образовательную область Художественно-эстетическое развитие, сохранив все элементы позитивной социализации :
• эмоциональное благополучие ребенка;
• положительное отношение к окружающим людям;
• коммуникативная компетентность дошкольника;
• развитие социальных навыков детей.
Закладывая в качестве ценностных установок элементы позитивной социализации, сформированные посредством приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, разным видам и жанрам искусства, мы, тем самым, способствуем решению важной задачи, стоящей перед обществом: развитие и повышение качества человеческого капитала.
Включены в один из 12 государственных проектов «Образование» : 1. «Система поддержки раннего развития». Ресурсы, вложенные в раннее развитие, дают в 3 раза больший (хотя и отложенный) эффект для успешной карьеры и социальной мобильности, чем ресурсы, потраченные на профессиональное образование[5]. Проектируя систему социализации в условиях дошкольной образовательной организации через художественно-эстетическое развитие, мы сможем вовремя выявлять и снимать риски развития у малышей, помогая ему сохранять эмоциональное благополучие.
Ведь, если маленький человек не дополучил в детстве любви, признания, ласки, заботы, внимания и т. д, то во взрослой жизни он неосознанно будет этого добиваться. Причем добиваться любыми способами. А способы эти могут приобрести даже самые безумные формы, о чём нам каждый день напоминает телевидение, демонстрируя случаи из жизни, часто не поддающиеся пониманию здравомыслящего человека [4]. Реализуя наш проект, мы намерены воспитать культуру предпочтения нравственных способов достижения целей из возможных вариантов.
ФГОС ДО уделяет особое внимание тесному взаимодействию с родителями и вовлечению их в образовательную деятельность. Безусловно, что в маленьком, далёком от культурных центров, городке эффективность позитивной социализации, которую мы намерены формировать через художественно-эстетическое развитие, будет зависеть от комплексного подхода к решению общих задач и создания единого педагогического пространства всеми специалистами ДОУ, социальными партнёрами и семьёй. При участии родителей воспитанников детского сада мы проектируем всевозможные семейные и педагогические проекты, способствующие достижению цели нашего проекта. Предлагаем родителям в поездках на отдых с детьми не забывать о наших задачах и знакомить детей с классическими произведениями литературы, живописи, музыки, театрального искусства, произведениями народного творчества, брать с собой ребёнка на экскурсии по городам, в музеи, смотреть вместе фильмы, соответствующие возрасту ребёнка, обращая внимание на нравственные поступки героев.
Сейчас уже не является инновационным сетевое партнё рство с учреждениями культуры: клубами, кинотеатром, библиотекой, музеем, но оно является важным как для художественно-эстетического развития, так и для позитивной социализации дошкольников. Поэтому в планы по реализации проекта мы непременно включаем связь с культурными центрами города.
Предполагается организовать сотрудничество с преподавателями и студентами КемГИКа. Нам предстоит выявить возможные эффективные направления и формы сотрудничества. Может быть, это будет научное сопровождение деятельности ДОУ по разработке и реализации нашего проекта.
Возможно, студенты института придут в детский сад с определенными художественными идеями, которые воплотятся уже под их руководством с дошкольниками, что будет способствовать активизации художественного творчества детей.
Или студенты помогут провести диагностирование дошкольников, которое позволило бы выявить художественно-эстетическую предрасположенность детей
Высшее учебное заведение, обладая научными и методическими разработками в области художественного образования детей, а также осуществляющее процесс научно-исследовательской деятельности может стать базой для улучшения качества художественных компетенций воспитателей и позволит включать их в исследовательскую деятельность.
А может быть, мы организуем совместные концерты, например, концерт, посвященный дню музыки.
Или продолжим участвовать в фестивале «Сибириада», организованном при непосредственном участии КемГИКа, и в котором в декабре 2019 уже приняли участие педагоги и дети.
Инновационный проект «Создание системы социализации личности в условиях дошкольной образовательной организации через раннее художественно-эстетическое развитие детей» на основании всего выше сказанного нам видится актуальным. Он открывает широкий спектр деятельности всем участникам образовательного процесса МАДОУ «Детский сад № 5 «Планета детства». Методические продукты, которые будут созданы в процессе реализации проекта, непременно окажутся полезными педагогам ДОУ Кузбасса.
https://progaonline.com/antiplagiat/result/94198532908c94012c5468abbd7bd181
Отлично. Текст уникальный. Имеются источники с мелкими заимствованиями. Уникальность текста 90%
https://prostopsi.ru/poniatia/vse-my-rodom-iz-dets. (4%)
https://centrideia.ru/metodicheskaya-kopilka/socia. (2%)
https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012. (1%)
https://www.allsoch.ru/sochineniya/28202 (1%)
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/04/14/. (1%)
https://centrideia.ru/metodicheskaya-kopilka/formi. (1%)
https://www.maam.ru/detskijsad/-razvitie-rebenka-d. (1%)
https://gadecky.ru/article/vse-my-rodom-iz-detstva (1%)
https://fictionbook.ru/author/kollektiv_avtorov/ps. (1%)
https://infourok.ru/urok-po-literature-v-klasse-vs. (1%)
https://www.maam.ru/detskijsad/hudozhestveno-yeste. (1%)
https://www.maam.ru/detskijsad/inovacionyi-proekt. (1%)
Проверка уникальности Уникальность: 61.74%
www.maam.ru/detskijsad/rol-vospitatelja-v-procese. ci-doshkolnikov.html 14%
edu.tatar.ru/kirov/page161264.htm/page3499254.htm 12%
Список литературы
1. Бухарова Г. Д
О МИССИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», Россия, г. Екатеринбург УДК 37.014(470+571) https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/18024/1/978-5-8295-0500-4_2017_003.pdf
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
3. Панова Е. И., Центр развития ребенка – детский сад №6 «Родничок», Челябинская область, рп Межозерный https://www.1urok.ru/categories/19/articles/231
4. Бездворный С. Все мы родом из детства. Кто сказал? https://prostopsi.ru/poniatia/vse-my-rodom-iz-detstva-kto-skazal.html
5. Как увеличить человеческий капитал и его вклад в экономическое и социальное развитие. Тезисы доклада. / Под ред. Я. И. Кузьминова, Л. Н. Овчаровой, Л. И. Якобсона. / К ХIX Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества 10 –13 апреля 2018 г
6. Лазарева Светлана Леонидовна. Технологии позитивной социализации ребёнка. https://lazareva-domoddou7.edumsko.ru/articles/post/1322752