Марина Бевза
Создание системы работы по формированию мелкой моторики у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Создание системы работы по формированию мелкой моторики у детей дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Речь - одна из важных линий развития ребёнка. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живём.
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражается на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.
Публикация «Создание системы работы по формированию мелкой моторики у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Одним из компонентов речевого развития является развитие мелкой моторики рук.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат
ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать
ботинки. С течением времени уровень развития сложно - координированных движений рук у детей, имеющих речевые нарушения, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.
Несмотря на разнообразие методической литературы по мелкой моторике (игры, упражнения) отсутствует система работы в данном направлении.
Ощутима сказывается на эффективности работы некомпетентность родителей :
• Для родителей не приоритетно направление обучения определённым навыкам (правильно держать ложку, вилку, карандаш; шнуровать ботинки, застёгивать пуговицы и т. д.).
• Повышенная гиперопека (взрослые торопятся прийти на помощь, спешат сделать всё сами, тем самым лишая детей самостоятельности, веры в свои силы).
Всё это приводит к тому, что недостаточное внимание к развитию мелкой моторики рук тормозит не только подготовку руки к письму, но и нормальному развитию речи в целом.
Начиная работу по данной теме были проанализированы программы «Радуга», «Из детства - в отрочество», «Детство». Работа Большаковой С. Е. «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения». Научно - практическая работа Кругловой Н. Ф. «Как помочь ребёнку успешно учиться в школе». Работа Узоровой О. В. и Нефёдовой Е. А. «Пальчиковая гимнастика».
В перечисленных работах даны только упражнения и нет системы работы, нет чёткого планирования.
Актуальность работы заключается в разработке системы работы по формированию мелкой моторики для успешного развития речи и подготовке дошкольника к школе.
Гипотеза: Система работы по формированию мелкой моторики, как
одного из компонентов речевого развития, повышает уровень развития у детей, влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, готовит его к школе.
Задачи:
1. Создать систему работы по развитию мелкой моторики.
2. Подобрать методики обследования развития мелкой моторики руки.
3. Показать родителям значимость проблемы развития мелкой моторики (как одного из компонентов речевого развития) и раскрыть возможность семьи в её решении.
4. Создать условия для развития мелкой моторики в самостоятельной деятельности детей.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Для детей необходима каждодневная, регулярная работа по развитию мелкой моторики.
Для создания системы работы необходимо :
1. Создать развивающую среду, необходимую для развития мелкой моторики, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей (дидактические игры, различные пособия и т. д.).
2. Провести диагностику детей.
3. Разработать циклограмму организации и проведения игр и упражнений для развития мелкой моторики рук.
4. Донести до родителей необходимость развития мелкой моторики рук, как одного из компонентов речевого развития.
Для того чтобы грамотно спланировать свою работу по данной теме, мне необходимо было выявить уровень развития мелкой моторики.
Изучив программы и литературу по данной теме, я нашла материалы проведения обследования мелкой моторики детей в программе «Из детства - в отрочество» (Гризик Т. И. Развитие речи детей 4 -5 и 5 -6 лет : методическое пособие).
На основании полученных результатов строится «Циклограмма организации и проведения игр и упражнений для развития мелкой моторики рук», в которой учитывается уровень развития мелкой моторики детей, продумывается целостная система работы.
Использую формы работы :
• Режимные моменты
• Подгрупповые занятия
• Индивидуальная работа
• Совместная деятельность
• Игровая деятельность
• Создание необходимых условий для развития мелкой моторики в самостоятельной деятельности детей (изготовление дидактических игр, пособий и т. д.
Для проверки и выявлении результатов группа была разделена на две подгруппы: контрольную и экспериментальную.
По принципам:
• Одинаковый возраст
• Одинаковое количество мальчиков и девочек
• Применение одинакового диагностического материала
На первом этапе дети показали следующие результаты: дети имеют один уровень развития мелкой моторики рук.
На втором этапе
С контрольной группой проводились мероприятия в соответствии с программой; с экспериментальной группой проводились специальные игры и упражнения в системе (с использованием «Циклограммы организации и проведения игр и упражнений для развития мелкой моторики рук») направленные на развитие мелкой моторики.
Вывод: в экспериментальной группе заметно вырос высокий уровень.
На третьем этапе в подготовительной группе было проведено контрольное диагностическое обследование.
Вывод: система работы, необходимые условия, специальные игры и упражнения - всё это способствует развитию мелкой моторики рук во всех видах деятельности детей.
ВЫВОД
Гипотеза подтвердилась: дети стали понимать важность развития мелкой моторики, заинтересовались дидактическими играми и упражнениями, пальчиковой гимнастикой и т. д. Стали более самостоятельными в самообслуживании (застегивание - расстегивание пуговиц, шнуровка и т. д.). Стали более уверенными в своих силах (умениях, что отражается в работах по штриховке, раскрашиванию, так же в умении рассказать о своих работах.
Достижению хороших результатов способствовала слаженная ежедневная (индивидуальная и совместная) работа всего педагогического коллектива нашей группы. А разработанная мной циклограмма помогла охватить всю работу по развитию мелкой моторики рук во всех видах деятельности детей.
Если педагогам и родителям удастся достигнуть положительных результатов (по данной работе, то в школе ребёнку будет легче адаптироваться к учебному процессу, ребёнок будет более собранным, усидчивым, аккуратным, что не может не повлиять на его дальнейшее успешное обучение.
Я считаю эту работу актуальной, так как эмоциональное благополучие ребёнка очень важно в дальнейшем развитии личности человека.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук.
«Забей мяч в ворота».
Играющий сидит за столом, у него небольшой шарик. На другом конце стола — «ворота». Нужно прокатить мячик по столу так, чтобы он попал в ворота.
Можно играть вдвоем, тогда взрослый и ребенок сидят по разные стороны стола, а ворота находятся посередине.
«Перебираем крупу».
Необходимы две пустые коробочки и одна — со смешанными гречкой и рисом, крупными, и мелкими бусинками, картонными квадратиками и кружками и пр. Работая двумя руками, ребенок должен разделить смесь на две части.
«Разорви лист по линиям».
Лист бумаги произвольно расчерчивается на части. Нужно разорвать его руками точно по линиям. Можно также нарисовать на бумаге фигуры, предметы.
«Шаловливый котенок».
Заранее разматывается клубок ниток. Сначала правой, а затем левой рукой нужно смотать клубок.
«Гармошка».
Взять большую пуговицу с двумя отверстиями. В оба отверстия продеть толстую нитку и завязать, чтобы образовалось кольцо. Разместив пуговицу посередине, зацепить указательным и средним пальцами каждой руки петельки по обе стороны от нее и, вращая руками нитку, как скакалку, закрутить пуговицу. Нитка станет раскручиваться и, пружиня, закручиваться в другую сторону. Задача ребенка — не дать «гармошке» остановиться, все время совершая сводящие и разводящие движения пальцами.
«Шофер».
На столе раскладываются маленькие предметы (фигурки животных, солдатики, кубики) на расстоянии 5—7 см друг от друга. Понадобится также фишка — пластмассовый или деревянный кружок. Передвигая фишку одним пальцем, нужно «объехать» все препятствия, ничего не задев. Играть попеременно разными пальцами.
«Барабанщик».
Положить руки на стол, кисть приподнята. Взрослый отстукивает пальцем по столу определенный ритм. Ребенок должен повторить этот ритмичный рисунок поочередно каждым пальцем. Кисть руки при этом неподвижна.
«Выгладим платочки для мамы и для дочки».
Перед каждым ребенком — скомканный лист бумаги. Нужно, прижимая бумагу к столу большими пальцами обеих рук, разгладить остальными пальчиками лист так, чтобы ни один его край не остался загнутым. Затем сделать то же самое, пользуясь одной рукой.
Развитию мелкой моторики рук способствуют также следующие занятия:
• изготовление бус;
• собирание пирамидок, матрешек, мозаики;
• работа с пособиями по застегиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков разной величины;
• лепка;
• аппликация;
• обведение лекал с последующей их штриховкой;
• игра с наборами мелких фигурок (бирюлек) для развития тактильного восприятия;
• работа с дошкольными прописями.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они очень эмоциональные, простые. Их можно проводить в детском саду и в семье. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира — предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности
Самым простым является изображение пальцами различных фигурок
ТЕНЕВЫЕ ИГРЫ
Еще одним занятием для развития мелкой моторики рук является теневая игра. Комната, в которой она проводится, должна быть затемнена.
Источник света освещает экран, находясь на расстоянии 3— 4 м от него. Между экраном и источником света (посередине) производятся движения, руками, от которых падает тень на освещенный экран.
Руки необходимо располагать перед источником света, учитывая его силу и направленность.
Теневая игра сопровождается короткими диалогами, сценками.
Исполнители должны размещаться так, чтобы тень от рук, падающая на экран, отражала только положение кисти и предплечья.
Больший эффект в теневой игре достигается благодаря изменению расстояния от руки до источника света. Это дает возможность увеличивать или уменьшать размеры теневых фигур.