Надежда
Создание речевой среды в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Культура речи ребёнка «тысячью нитей связана
с настоящей речевой культурой его старшего окружения»
Л. В. Успенский
Подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения родным языком. Как отмечал Н. И. Жинкин, внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых. При передаче сообщения в мозг вводятся два типа информации:
о предметах и явлениях окружающего мира; о правилах языка, на котором это сообщение подается;
Публикация «Создание речевой среды в дошкольном учреждении» размещена в разделах
в неявной форме, так как о правилах языка ничего не говорится, но сами правила применяются. Развитие речи есть не что иное, как введение в мозг человека языка в неявном виде, т. е. через речь.
Л. П. Федоренко отмечает, что для нормального развития речи ребёнка, а также для развития его интеллекта и эмоционально- волевой сферы необходимо, чтобы его речевая среда обладала достаточным развивающим потенциалом.
В дошкольные годы речевой (языковой) средой является прежде всего речь взрослых в семье и в дошкольном учреждение. Целенаправленное обучение, которое осуществляется в разных формах в дошкольных учреждениях входит в речевую среду. В основе ее создания с высоким развивающим потенциалом лежит дидактическое общение с детьми.
Влияние среды на развитие речи может быть положительным, если ребёнок окружен людьми, овладевшими культурой речи, если взрослые общаются с детьми. Очень велика зависимость речи детей от особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются. Культура речи ребёнка «тысячью нитей связана с настоящей речевой культурой его старшего окружения» (Л. В. Успенский).
Дети, подражая взрослым, перенимают те ошибки, которые встречаются в их речи, а также перенимают все тонкости произношения, построения фраз и словоупотребления. Речевые привычки, сложившиеся в дошкольном возрасте, отличаются высокой устойчивостью. Дефекты речи сохраняются, если нет противостоящих им влияний.
Авторитеты педагогики, от Я. А. Коменского до наших современников, отмечают, что в речевом воспитании детей большая роль окружающих.
По мнению Е. И. Тихеевой, дошкольным работникам должно быть вменено в обязанность создание такой обстановки, среди которой речь детей могла бы развиваться беспрепятственно. Она детально рассмотрела культурные и методические требования к речи педагога.
1. Речь воспитывающих лиц должна быть абсолютно грамотна, литературна. Следует прежде всего разбираться в особенностях своей речи, учитывать её ошибки и погрешности, бороться с ними путём постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.
2. Особого внимания требует к себе этика речи. По форме и тону речь воспитателя должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.
3. Структуру речи следует согласовывать с возрастом детей. Чем моложе ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи. При длинных сложных предложениях дети не улавливают основного смысла.
4. Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений, интересам детей, опираться на их опыт.
5. Особого внимания требуют точность, ясность и простота речи. От точности речи зависят точность восприятия, отчетливость понимания.
6. Необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребенок совершенно на это не способен. Не понимая смысла льющихся потоком слов, он просто перестает слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь: она надоедает.
7. Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают ее содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают как манеру речи необыкновенно быстро. Кричат дети, их перекрикивают взрослые, и в этом гаме тонут слова и их содержание.
8. Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребенку, заботу о нем.
9. Педагоги должны владеть методическим мастерством, знанием приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умением их применять во всех случаях общения с детьми.
10. Лица с ярко выраженными и неисправимыми недостатками речи не должны руководить развитием речи детей.
Сформулированные Е. И. Тихеевой требования в тридцатые годы прошлого столетия, актуальны и сегодня. Они совпадают во многом с современным пониманием гуманистического речевого общения, речевой культуры педагога. Культура речи включает в себя:
знание и соблюдение языковых норм (норм произношения, ударения, словоупотребления и т. д.);
выразительность речи, ее наибольшую эффективность в конкретной ситуации общения.
В современной литературе подчеркивается значение содержательности, информативности и логичности, структурированности, эмоциональной насыщенности речи.
Воспитатель в процессе речевого общения с детьми использует и невербальные средства (жесты, мимику, пантомимические движения). Они выполняют важные функции:
1. Помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов. Соответствующий меткий жест помогает усвоению значений слов (круглый, большой., связанных с конкретными зрительными представлениями. Мимика и фонация помогают уточнить значение слов (веселый, грустный, злой, ласковый., связанных с эмоциональным восприятием;
2. Способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого);
3. Помогают приближению учебной обстановки на занятиях к обстановке естественного общения;
4. Являются образцами поведения для детей;
5. Выполняют наряду с языковыми средствами важную социальную, воспитывающую роль (И. Н. Горелов).
Актуальными остаются проблемы повышения речевой культуры педагогов. Каковы пути их решения? Прежде всего в дошкольном учреждении вопросы создания речевой среды должны быть предметом обсуждения на педагогических советах и семинарах. Работа по совершенствованию культуры речи может предусматриваться в планах самообразования педагогов, находить отражение на методических стендах.
В методическом кабинете должны быть различные словари (толковые, словари синонимов и антонимов, фразеологические, орфоэпические и т. д.) сборники загадок, пословиц и поговорок, пособия по культуре речи.
Руководители дошкольных учреждений должны уделять большое внимание грамотности и правильности речи помощников воспитателей и других работников (давать образцы употребления слов, их произношения, общения с детьми в разных ситуациях, обсуждать наиболее частые речевые ошибки).
Привлечение внимания к проблемам речевой культуры родителей является одной из задач детского сада. Очень часто в семье разговаривают с детьми так называемым «детским языком», подстраиваются под неправильное произношение детей. Следует вести педагогическую пропаганду среди родителей, показывать роль примера окружающих взрослых в развитии детской речи, советовать, как учить вежливо и правильно общаться со взрослыми и сверстниками, о чем и как разговаривать с маленьким ребёнком.
Литература:
1. Алексеева, М. М., Яшина, В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – 412 с.
2. Колосова И. В., Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 3/2009.
3. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) – М. : Просвещение, 1981. -159 с.
4. Успенский Л. В. Культура речи. Издательство «Знание» Москва, 1976. -96 с.