Елена Абрамова
Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги!
Слайд 1 Вам предоставляется тема доклада «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС посредством нетрадиционных материалов»
Слайд 2
Среда развития ребёнка в структуре ФГОС – это комплекс материально-технических, санитарно - гигиенических, социально- бытовых, общественных, эргономических, эстетических, психолого-педагогических, духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ
Публикация «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» размещена в разделах
Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Слайд 3 - Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде :
• обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала пространства;
• быть приспособленной к реализации Программы; соответствовать особенностям здоровья, развития и возраста детей;
• способствовать развитию ситуаций совместной деятельности детей и взрослых, возможностей для общения, двигательной активности детей, для уединения.
• обеспечивать необходимые условия в случае организации инклюзивного образования, а также национально-культурные и климатические условия.
Слайд 4 - Предметно-пространственная среда включает следующие Функции:
• Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта
• Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации воспитателю необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления, способности
• Развивающая – сочетание традиционных и нетрадиционных, новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным
Слайд 5 - Предметно-пространственная среда в детском саду должна:
• Иметь привлекательный вид;
• Выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
• Снимать утомляемость;
• Положительно влиять на эмоциональное состояние;
• Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
• Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью
Слайд 6 На слайде показаны составляющие РППС
Развивающая предметно-пространственная среда позволяет организовать жизненное пространство в группе, которое дает детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу. зоны для различных видов деятельности детей:
– для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.);
– для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.);
– для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);
– для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);
– для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);
– для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);
– для отдыха (уединение, общение и пр.).
Слайд 7 - Пространственная среда включает в себя совокупность пространств, в которой должны прослеживаться определенные направления и образовательные области. На данном слайде представлено сравнение требований к развивающей среде : ФГТ и ФГОС.
Слайд 8 -
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть : Содержательно-насыщенной; Полифункциональной; Трансформируемой; Вариативной. Доступной; Безопасной.
ВАРИАТИВНОСТЬ развивающей предметно-пространственной среды посредством нетрадиционных материалов предполагает :
• Наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных традиционных и нетрадиционных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
• Периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Слайд 9 - ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ материалов предполагает :
• Возможность разнообразного нетрадиционного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов мягких модуле, ширм и пр. ;
• Наличие в группе полифункциональных и нетрадиционных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
•
Слайд 10 - ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ пространства предполагает :
• Возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей
Слайд 11 - Насыщенность предметно-пространственной среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения, соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать:
• Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;
• Двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
• Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
• Возможность самовыражения детей
Слайд 12 - ДОСТУПНОСТЬ и БЕЗОПАСНОСТЬ предметно-пространственной среды определяют :
• Доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;
• Свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим основные виды детской активности;
• Безопасность предметно- пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности, безопасности их использования
Слайд 13 - Показатели развивающей предметно-пространственной среды
посредством нетрадиционных материалов:
• Положительное эмоциональное ощущение ребенка;
• Отсутствие конфликтов среди детей;
• Наличие продуктов детской деятельности и творческого развития;
• Развитие неординарного мышления детей
Слайд 14 - Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда посредством нетрадиционных материалов – это организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого создаются наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого ребенка
Слайд 15 - СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!