Елена Исаенко
Создание развивающей предметно-пространственной среды группы с участием родителей
Создание развивающей предметно-пространственной среды группы с участием родителей
Ю. С. Павличенко,
Е. Ю. Исаенко
ГБДОУ детский сад № 133
Адмиралтейского района
Г. Санкт-Петербурга
Одним из требований к условиям реализации ФГОС ДО является создание развивающей предметно–пространственной среды.
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.
Публикация «Создание развивающей предметно-пространственной среды группы с участием родителей» размещена в разделах
Современное понимание развивающей предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Предметно-развивающая среда детского сада предполагает развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности. Это и элементарные формы бытового труда и самообслуживания, и конструктивная деятельность с включением элементарных трудовых умений, и разнообразные формы продуктивной деятельности, и занятия по ознакомлению с окружающими ребенка явлениями природы и общества, и различные формы эстетической деятельности, и элементарной формы учебной деятельности по овладению чтением, письмом, началами математики, и ролевая игра.
Развивающая предметно-пространственная среда (далее – ППРС) дошкольной организации должна быть:
• содержательно-насыщенной, развивающей;
• трансформируемой;
• полифункциональной;
• вариативной;
• доступной;
• безопасной;
• здоровьесберегающей;
• эстетически-привлекательной.
Так же ППРС должна учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей. В каждой возрастной группе она должна иметь отличительные признаки, а именно:
• Для детей третьего года жизни -достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении;
• Четвертого года жизни - насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с различными атрибутами;
• Пятого года жизни – необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться;
• Шестого года – важно иметь различные игры, развивающие память, восприятие, внимание и т. д.
С учетом взросления детей ППРС определяется сначала самим воспитателем с учетом интересов детей младшего возраста, со средней группы она организуется воспитателем вместе с детьми, старшие дети сами создают и изменяют ее с точки зрения своих интересов. Вместе с тем среда должна ориентироваться на «зону ближайшего развития» ребенка и содержать как предметы и материалы, известные ему, так и те, которыми он овладевает с помощью взрослого, и, наконец, совсем незнакомые элементы среды. Кроме того, по мере исчерпаемости «зоны ближайшего развития» ребенка, ППРС должна обновляться.
ППРС по отношению к детям должна выполнять несколько функций. Это:
- Информационная функция. Каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
- Стимулирующая функция. Среда развивает ребенка в том случае, если она представляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследованию.
- Развивающая функция. Требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
К сожалению, часто недостаточность финансирования существенно ограничивает возможность создания такой среды.
И здесь, на помощь воспитателям приходят родители. Многие родители с удовольствием оказывают помощь, часто проявляя инициативу и творческую активность….
В нашей группе часто проводятся праздники, концерты, мероприятия с участием родителей, поэтому, родители, часто посещая группу и находясь в тесном сотрудничестве с педагогами, находятся в курсе всех проблем. Мы всегда стремимся привлекать родителей к активному участию в жизни группы.
Изучая необходимую литературу, наблюдая за игровой направленностью детей, изучая опыт коллег и различные интернет ресурсы, мы ищем новые способы разнообразить пространственную среду группы используя различные нетрадиционные материалы, доступные и не дорогие.
Важно, чтобы дети не только осваивали готовую ППРС, созданную для них взрослыми, педагогами и родителями, но и сами учавствовали в ее создании и изменении.
Мы очень часто проводим мастер-классы, творческие мастерские для родителей совместно с детьми, по созданию различных игровых и учебных пособий для использования дома и в группе, а также конкурсы детско-родительских работ (еще и с другой целью - объединить детей и родителей, сблизить их). Таким образом родители оказывают помощь в изготовлении необходимых в группе пособий и получают полезный опыт использования подручных средств, а дети с готовностью включаются в процесс. Обыгрывая сделанные своими руками и руками своих родителей игрушки и пособия, включая их в предметно-игровую среду, дети начинают воспринимать окружающий мир как «свой», который можно менять в соответствии со своими интересами и который готов к таким изменениям. Они очень горды тем, что это они сделали сами.
Пространство группы организованно в виде разграниченных зон (уголков, оснащённых различными развивающими материалами, в том числе изготовленных педагогами группы и родителями.
При участии родителей развивающая среда группы была пополнена :
• играми на развитие мелкой моторики в уголок сенсорного развития;
• пособиями в уголок физ. развития;
• ширмой из ПВХ-труб для разграничения пространства, для использования в сюжетно-ролевых играх;
• ковриками со следами, с пуговицами, с различными поверхностями для профилактики плоскостопия и др.
Очень многие пособия и атрибуты мы, педагоги, делаем своими руками. Это:
• - пособия для развития математических способностей, счетный материал из кожзама, красивый и долговечный, он прослужит долгие годы; дидактические игры по математике из того же материала;
• - дощечки «Угадай на ощупь», дидактическое пособие «Радуга» и др. для развития сенсорики;
• - различные виды театра (пальчиковый, теневой, перчаточный, штыковой);
• - различные атрибуты для сюжетно-ролевых игр, постоянно пополняющиеся;
• - постоянно пополняющаяся коллекция костюмов для ряженья и театрализации, сделанная своими руками;
• - оборудован уголок пожарной безопасности с пожарным щитом, одеждой пожарного, каской и т. п. ;
• - созданный физкультурный уголок с атрибутами для игр, серсо, мешочками для равновесия. Все сделано своими руками.
Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как подвижное и легко изменяемое пространство. Это особенно актуально в нашем детском саду, поскольку наш сад не имеет ни музыкального, ни спортивного зала. Поэтому, все праздники и досуги проводятся непосредственно в группе. Чтобы создать праздничное настроение и необходимые декорации, на время праздника группа оснащается съёмным занавесом, который декорируется соответственно тематике мероприятия.
Дети любят сказки и с удовольствием перевоплощаются в сказочных героев. Поэтому в нашей группе часто ставятся театрализованные постановки с участием любимых сказочных персонажей.
И здесь педагогам опять требуется помощь родителей. Мамы, бабушки, умеющие шить, помогают в изготовлении костюмов, снабжают необходимыми материалами для создания декораций. Таким образом, у нас есть несколько комплектов универсальных декораций, которые могут, с некоторыми вариациями, использоваться на большинстве праздников и в театральных постановках. Эти декорации сшиты из лёгких материалов и крепятся непосредственно на занавес. Они качественно сшиты, компактны, универсальны, долговечны, легко хранятся, и надеемся, прослужат нам долгие годы:
Это - деревья, с комплектами зелёных (весенне-летних) и красно-оранжево-жёлтых (осенних) листьев;
- Солнышко, облака, птицы;
- Цветы, проталины с подснежниками др.
Также, при необходимости, в качестве дополнения к занавесу используются ёлочки из фанеры, выпиленные папами; избушка, пеньки и т. п., изготовленные педагогами при помощи родителей.
Вовлечение родителей в конкурсы, выставки, праздники, досуги, акции, субботники является эффективным способом сближения родителей, детей и педагогов, способствует совместному решению задач ООП ДО ДОУ, а также позволяет постоянно обновлять ППРС, что является залогом развития всесторонне развитой личности.
Список используемой литературы:
1. Программа
2. «Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ» под редакцией Н. В. Микляевой, Москва, Творческий Центр «СФЕРА», 2012 г.