МААМ-картинки

Создание развивающей предметно-пространственной среды группы с участием родителей

Елена Исаенко
Создание развивающей предметно-пространственной среды группы с участием родителей

Создание развивающей предметно-пространственной среды группы с участием родителей

Ю. С. Павличенко,

Е. Ю. Исаенко

ГБДОУ детский сад № 133

Адмиралтейского района

Г. Санкт-Петербурга

Одним из требований к условиям реализации ФГОС ДО является создание развивающей предметно–пространственной среды.

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.

Публикация «Создание развивающей предметно-пространственной среды группы с участием родителей» размещена в разделах

Современное понимание развивающей предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

Предметно-развивающая среда детского сада предполагает развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности. Это и элементарные формы бытового труда и самообслуживания, и конструктивная деятельность с включением элементарных трудовых умений, и разнообразные формы продуктивной деятельности, и занятия по ознакомлению с окружающими ребенка явлениями природы и общества, и различные формы эстетической деятельности, и элементарной формы учебной деятельности по овладению чтением, письмом, началами математики, и ролевая игра.

Развивающая предметно-пространственная среда (далее – ППРС) дошкольной организации должна быть:

• содержательно-насыщенной, развивающей;

• трансформируемой;

• полифункциональной;

• вариативной;

• доступной;

• безопасной;

• здоровьесберегающей;

• эстетически-привлекательной.

Так же ППРС должна учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей. В каждой возрастной группе она должна иметь отличительные признаки, а именно:

• Для детей третьего года жизни -достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении;

• Четвертого года жизни - насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с различными атрибутами;

• Пятого года жизни – необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться;

• Шестого года – важно иметь различные игры, развивающие память, восприятие, внимание и т. д.

С учетом взросления детей ППРС определяется сначала самим воспитателем с учетом интересов детей младшего возраста, со средней группы она организуется воспитателем вместе с детьми, старшие дети сами создают и изменяют ее с точки зрения своих интересов. Вместе с тем среда должна ориентироваться на «зону ближайшего развития» ребенка и содержать как предметы и материалы, известные ему, так и те, которыми он овладевает с помощью взрослого, и, наконец, совсем незнакомые элементы среды. Кроме того, по мере исчерпаемости «зоны ближайшего развития» ребенка, ППРС должна обновляться.

ППРС по отношению к детям должна выполнять несколько функций. Это:

- Информационная функция. Каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

- Стимулирующая функция. Среда развивает ребенка в том случае, если она представляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследованию.

- Развивающая функция. Требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

К сожалению, часто недостаточность финансирования существенно ограничивает возможность создания такой среды.

И здесь, на помощь воспитателям приходят родители. Многие родители с удовольствием оказывают помощь, часто проявляя инициативу и творческую активность….

В нашей группе часто проводятся праздники, концерты, мероприятия с участием родителей, поэтому, родители, часто посещая группу и находясь в тесном сотрудничестве с педагогами, находятся в курсе всех проблем. Мы всегда стремимся привлекать родителей к активному участию в жизни группы.

Изучая необходимую литературу, наблюдая за игровой направленностью детей, изучая опыт коллег и различные интернет ресурсы, мы ищем новые способы разнообразить пространственную среду группы используя различные нетрадиционные материалы, доступные и не дорогие.

Важно, чтобы дети не только осваивали готовую ППРС, созданную для них взрослыми, педагогами и родителями, но и сами учавствовали в ее создании и изменении.

Мы очень часто проводим мастер-классы, творческие мастерские для родителей совместно с детьми, по созданию различных игровых и учебных пособий для использования дома и в группе, а также конкурсы детско-родительских работ (еще и с другой целью - объединить детей и родителей, сблизить их). Таким образом родители оказывают помощь в изготовлении необходимых в группе пособий и получают полезный опыт использования подручных средств, а дети с готовностью включаются в процесс. Обыгрывая сделанные своими руками и руками своих родителей игрушки и пособия, включая их в предметно-игровую среду, дети начинают воспринимать окружающий мир как «свой», который можно менять в соответствии со своими интересами и который готов к таким изменениям. Они очень горды тем, что это они сделали сами.

Пространство группы организованно в виде разграниченных зон (уголков, оснащённых различными развивающими материалами, в том числе изготовленных педагогами группы и родителями.

При участии родителей развивающая среда группы была пополнена :

• играми на развитие мелкой моторики в уголок сенсорного развития;

• пособиями в уголок физ. развития;

• ширмой из ПВХ-труб для разграничения пространства, для использования в сюжетно-ролевых играх;

• ковриками со следами, с пуговицами, с различными поверхностями для профилактики плоскостопия и др.

Очень многие пособия и атрибуты мы, педагоги, делаем своими руками. Это:

• - пособия для развития математических способностей, счетный материал из кожзама, красивый и долговечный, он прослужит долгие годы; дидактические игры по математике из того же материала;

• - дощечки «Угадай на ощупь», дидактическое пособие «Радуга» и др. для развития сенсорики;

• - различные виды театра (пальчиковый, теневой, перчаточный, штыковой);

• - различные атрибуты для сюжетно-ролевых игр, постоянно пополняющиеся;

• - постоянно пополняющаяся коллекция костюмов для ряженья и театрализации, сделанная своими руками;

• - оборудован уголок пожарной безопасности с пожарным щитом, одеждой пожарного, каской и т. п. ;

• - созданный физкультурный уголок с атрибутами для игр, серсо, мешочками для равновесия. Все сделано своими руками.

Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как подвижное и легко изменяемое пространство. Это особенно актуально в нашем детском саду, поскольку наш сад не имеет ни музыкального, ни спортивного зала. Поэтому, все праздники и досуги проводятся непосредственно в группе. Чтобы создать праздничное настроение и необходимые декорации, на время праздника группа оснащается съёмным занавесом, который декорируется соответственно тематике мероприятия.

Дети любят сказки и с удовольствием перевоплощаются в сказочных героев. Поэтому в нашей группе часто ставятся театрализованные постановки с участием любимых сказочных персонажей.

И здесь педагогам опять требуется помощь родителей. Мамы, бабушки, умеющие шить, помогают в изготовлении костюмов, снабжают необходимыми материалами для создания декораций. Таким образом, у нас есть несколько комплектов универсальных декораций, которые могут, с некоторыми вариациями, использоваться на большинстве праздников и в театральных постановках. Эти декорации сшиты из лёгких материалов и крепятся непосредственно на занавес. Они качественно сшиты, компактны, универсальны, долговечны, легко хранятся, и надеемся, прослужат нам долгие годы:

Это - деревья, с комплектами зелёных (весенне-летних) и красно-оранжево-жёлтых (осенних) листьев;

- Солнышко, облака, птицы;

- Цветы, проталины с подснежниками др.

Также, при необходимости, в качестве дополнения к занавесу используются ёлочки из фанеры, выпиленные папами; избушка, пеньки и т. п., изготовленные педагогами при помощи родителей.

Вовлечение родителей в конкурсы, выставки, праздники, досуги, акции, субботники является эффективным способом сближения родителей, детей и педагогов, способствует совместному решению задач ООП ДО ДОУ, а также позволяет постоянно обновлять ППРС, что является залогом развития всесторонне развитой личности.

Список используемой литературы:

1. Программа

2. «Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ» под редакцией Н. В. Микляевой, Москва, Творческий Центр «СФЕРА», 2012 г.

Публикации по теме:

Использование зонта для организации развивающей предметно-пространственной среды группы и летнего участкаИспользование зонта для организации развивающей предметно-пространственной среды группы и летнего участка Если у вас сломался зонт, не спешите его выбрасывать. Его можно использовать для создания развивающей предметно-пространственной среды группы.

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы. МакетыОбогащение развивающей предметно-пространственной среды группы. Макеты Игра – ведущий вид деятельности дошкольников. Самостоятельная игра детей во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора.

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы. Машины из картонных коробокОбогащение развивающей предметно-пространственной среды группы. Машины из картонных коробок Одним из требований ФГОС ДО к структуре образовательной программы является обеспечение развития личности детей дошкольного возраста с учётом.

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды старшей разновозрастной группы детей 4–7 лет с учетом требований ФГОС Паспорт предметно-пространственной развивающей среды старшей разновозрастной группы детей 4–7 лет с учетом требований ФГОС  Цель: сконструировать многофукциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов.

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды средней группы I. Пояснительная записка Паспорт развивающей предметно-пространственной среды средней группы разработан в соответствии с документами: 1. Федеральный.

Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС до»Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС до» Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС ДО» Автор: Шубенкова Т. Е.

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС» Актуальность проекта. Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе «Наш чудесный огород нас прокормит целый год»Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе «Наш чудесный огород нас прокормит целый год» Ко Дню огорода на подоконнике на МААМ. Приглашаем народ: – Заходите в огород! Огород мы садим с ребятами каждый год. Как же без огорода.

Создание развивающей предметно-пространственной среды. Центр экологии и экспериментированияСоздание развивающей предметно-пространственной среды. Центр экологии и экспериментирования В работах многих учёных — педагогов и психологов предметное окружение определяется как основа структуры образовательной среды. Соприкасаясь.

Создание развивающей предметно-пространственной среды участка оздоровительной направленностиСоздание развивающей предметно-пространственной среды участка оздоровительной направленности В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО) к структуре общеобразовательной программы дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание развивающей предметно-пространственной среды группы с участием родителей
Опубликовано: 7 октября 2020 в 00:13
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание развивающей предметно-пространственной среды группы с участием родителей» (включая файлы) размещена пользователем Елена Исаенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД