Лилия Данилова
Создание психологически комфортной образовательной среды в ДОУ
Детский сад и семья составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и ДОУ по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
В системе взаимодействия педагогов ДОУ и родителей зачастую наблюдается ряд проблем снижающих уровень коррекционно-образовательной деятельности ДОУ
• невысокий уровень социально-психологической культуры участников образовательного пространства,
Публикация «Создание психологически комфортной образовательной среды в ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа психолога в ДОУ
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
• недостаточный уровень сформированности доверительных и партнерских отношений между субъектами образовательного пространства,
• низкий уровень мотивации родителей на сотрудничество,
• потребительский взгляд родителей на ДОУ.
Таким образом, воспитательный потенциал семьи не используется родителями в полной мере. Чтобы грамотно воспитывать ребенка, добиваться положительных результатов в образовательном процессе, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех участников этого процесса.
Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ. Активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и детском саду более последовательным, а их взаимовлияние более эффективным. Необходимо предоставить родителям возможность быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ.
Необходимость организации работы педагога-психолога с родителями связана в первую очередь со стремлением способствовать созданию единой воспитательной среды, которая позволит максимально раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка.
Общепризнан приоритет семейного воспитания над общественным. Индивидуальность ребенка формируется в семье, поэтому психологическое просвещение родителей является важной задачей педагога-психолога. Ведь не секрет, что часто родители обращаются за помощью к психологу только в кризисных ситуациях. В этих условиях необходимо организовать профилактическое взаимодействие педагога-психолога с семьей, используя все многообразие форм и методов работы так, чтобы это направление стало востребованным со стороны родителей.
Особенно важно наладить контакт между родителями и педагогом-психологом именно в дошкольный период жизни ребенка, когда заинтересованность родителей в психологическом просвещении очень высока. Ведь родители дошкольников особенно остро ощущают свою значимость в жизни ребенка с одной стороны, а с другой стороны – впервые сталкиваются с трудностями в детско-родительских отношениях, с другими проблемами психологического характера. Если такой контакт будет налажен еще в детском саду, то это решит не только проблему повышения психологической грамотности родителей дошкольников, но и послужит в будущем надежной основой для построения взаимодействия родителей с психологами школы.
Цель программы: Повысить качество образования через создание действенной системы содружества, поддержки, взаимодействия и взаимопомощи педагогов, детей и родителей. Вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс.
Задачи:
Создать условия для включения семьи в образовательное пространство ДОУ :
• повысить педагогическую культуру родителей, через систему занятий узких специалистов и использование технического оснащения.
• повысить мотивацию родителей на сотрудничество, внедряя нетрадиционные и индивидуальные формы работы.
• разработать индивидуальные программы сотрудничества с «проблемными» семьями.
• Изучить профессиональные затруднения педагогов в общении с родителями, и родителей в общении с педагогами.
• Разработать методические рекомендации для педагогов по организации взаимодействия с семьей.
Предполагаемый результат:
• создание деятельностной система сотрудничества и взаимосвязи;
• создание благоприятных условия для всестороннего развития детей, для органичного вхождения ребенка в современный мир социальных отношений.
• повышение уровня усвоения воспитанниками программных знаний;
• повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьей;
• повышение мотивации у родителей на сотрудничество с педагогами ДОУ, а в дальнейшем педагогами школы.
Этапы реализации
Этапы Сроки
реализации Содержание
деятельности Предполагаемый результат
Информа-ционно-просвети-тельский 1 год обучения Выбор и апробация образцов технологий и методик работы с семьей.
Просвещение семей по вопросам развития и воспитания детей.
Повышение педагогической компетентности в вопросах психофизического, интеллектуального развития, нравственного становления и воспитания детей.
Оказание помощи в решении конкретных проблем.
Подбор диагностических методик.
Проведение локальных исследований уровня педагогической компетентности и педагогических потребностей родителей. Создание условий для включения семьи в образовательное пространство :
социально – правовые;
информационно коммуникативные;
перспективно-целевые;
потребностно — стимулирующие.
Практи-ческий 2 год обучения Формирование и развитие системы взаимной помощи семей в воспитании и занятиях с детьми;
Разработка и осуществление цикла просветительских мероприятий.
Распространение лучшего опыта семейного воспитания.
Проведение серий консультаций, совещаний по подготовке педагогов к неформальной работе с семьями.
Проведение семейных праздников с обеспечением возможности совместного участия родителей и детей. Повышение уровня профессиональных компетенций педагогов по реализации грамотного (дифференцированного) взаимодействия с семьей.
Разработка программно-методического обеспечения процесса взаимодействия с семьей.
Увеличение охват родителей разнообразными формами сотрудничества.
Обобща-ющий 3 год обучения Осуществление корректировки существующих программно-методических материалов.
Составление рекомендаций по внедрению и доработке программно-методических материалов. Осуществление цикла мероприятий (просветительских).
Оценка эффективности реализации программы и степени применимости ее в работе ДОУ. Создана деятельностной система содружества педагогов, детей и родителей ДОУ.
Повышение уровня усвоения детьми программных знаний, умений, навыков.
Значительное повышение качества коррекционно-образовательного процесса.
Методы работы педагога-психолога с родителями
План работы ДОУ с семьями воспитанников Прямые методы работы педагога-психолга Дистанционные методы работы педагога-психолга
Блок 1. Рекламный. — Выступление на родительских собраниях, презентация работы психолога;
— Участие в проведении дней открытых дверей; — Работа на сайте детского сада;
— Работа на горячей линии учреждения;
— Участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформлении стендов;
Блок 2. Диагностический — опросы родителей по различной тематике; — анкетирование родителей;
— участие в социологическом исследовании семей воспитанников;
Блок 3. Просвещение родителей — индивидуальное консультирование;
— групповое консультирование: родительские собрания, круглые столы, дискуссии ;
— проведение открытых занятий;
— организация и работа родительского клуба; — работа на сайте детского сада;
— Создание и функционирование уголка психолога в каждой группе;
-Почтовый ящик психолога;
— Организация тематических выставок;
Блок 4. Совместная деятельность ДОУ и родителей — участие в проведении различных форм совместной деятельности;
— проведение совместных досуговых мероприятий; — привлечение родителей к работе на сайте детского сада;
— привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях;
— домашнее задание для организации совместной деятельности родителей с детьми;
Блок 5. Работа с педагогами -Семинары-практикумы «Работа с семьей»;
— Семинары, деловые игры с воспитателями по повышению психологической культуры воспитателей; — анкетирование педагогов для выявления типичных трудностей в работе с родителями;
— организация психологической библиотечки для самообразования воспитателей;
Блок 6. Контрольный — работа в творческой микрогруппе для разработки наиболее эффективной системы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников;
— обмен опытом работы на разных уровнях. — диагностическая работа по выявлению эффективности взаимодействия ДОУ в целом и каждого педагога, в частности, с семьями воспитанников;
— перспективное планирование работы с родителями.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное донести до родителей знания, побудить их стать активными участниками образовательного процесса.
Традиционные формы сотрудничества педагогов с родителями дошкольников.
Коллективные Индивидуальные Наглядно-информационные
1. Родительское собрание в форме :
— КВН;
— викторины;
— развлекательных программ;
— «Посиделок»
— «Круглого стола»
— Конференции;
— «За чашкой чая» 1. Консультации в форме:
— доклада;
— беседы;
— вопрос – ответа. 1. Библиотечка для родителей.
2. Практические семинары:
— «Учимся вместе с детьми»;
— «Готовимся в школу»;
— «Закаливаем детей дома»;
— «Изучаем звуки» 2. Посещение занятий. 2. Родительские уголки
3. Лекторий для родителей с привлечением специалистов 3. Посещение детей на дому. 3. Выпуск совместной газеты.
4. «Педагогическая гостиная»
— межсемейные проекты 4. Выпуск бюллетеней, информационных листов.
5. Экскурсии и походы. 5. Стенды различного содержания.
6. Совместное проведение праздников:
— «Папа, мама, я – дружная семья»;
— «Праздник звуков»;
— «День рождения»;
— «Праздник книги». 6. Информационные корзины.
7. День открытых дверей. 7. «Обратные талоны».
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест, по мнению специалистов, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия (Е. П. Арнаутова, О. Л. Зверева, В. П. Дуброва, и др.).
Родители являются основными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто не возможно без учета интересов и запросов семьи. Именно по этой причине целесообразно ориентироваться на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.
Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами.
Нетрадиционные формы организации взаимодействия педагогов и родителей.
Форма мероприятия Цель проведения
1. Диагностические срезы, опросы, анкетирование, «Почтовый ящик» Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности и удовлетворенности услугами ДОУ.
2. Совместные праздники, досуги, занятия:
— Ток-шоу – встречи — дискуссии
— «День семьи»
— «Недели вежливости»
— «Праздник красивой речи»
— «День рождения группы»
— Занятие с ребенком для родителей;
— Фронтальное занятие с детьми и родителями;
— Участие детей и родителей в выставках, соревнованиях, олимпиадах.
— Построение, функционирование и развитие детско-взрослого сообщества, которое предполагает наличие:
— правил сотрудничества;
— заповедей, которые объединяют и стимулируют всех на выполнение общей цели;
— традиций.
3. Поощрение родителей за любой вид участия:
— «Похвальный лист»;
— благодарность в письменной и устной формах.
— Обеспечить право родителей на инициативу и успешность.
4. «Педагогическая азбука» — постоянно действующий факультатив для родителей и педагогов. Повышение социально-психологической культуры педагогов и родителей через:
— освоение новых технологий взаимодействия с опорой на знания семьи ребенка, осознанного понимания того, что ДОУ «служит» семье, а семья «следует» советам специалистов и педагогов ДОУ;
— изучение профессиональных затруднений педагогов в общении с родителями и родителей в общении с педагогами.
5. Игры с педагогическим содержанием.
6. «Информационные корзины» Согласование работы всех служб и родителей ДОУ.
7. Использование видеозаписи:
— наблюдений за ребенком в процессе его деятельности и проигрывание в условиях ДОУ и представление родителем для просмотра в условиях семьи с последующим выходом на беседу Повысить уровень мотивации родителей на сотрудничество
8. Информационные стенды альбомы, папки для родителей, которые не могут принять участие в очных формах сотрудничества:
— «Рекомендации в копилку семьи (Ивановых)»
— «Шпаргалка для семьи … (Петровых)»
9. Разработка индивидуальных программ сопровождения семьи Привлечение к сотрудничеству семей группы риска.
Обозначить ключевые позиции взаимодействия, меру ответственности сторон.
Диагностические срезы, анкетирование, опросы позволяют получить необходимую информацию о семье каждого воспитанника, об уровне общекультурного развития его родителей, наличие у них необходимых педагогических знаний, отношения в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогических знаниях. Только используя данные формы сотрудничества возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях ДОУ, повышение эффективности образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Совместные мероприятия праздники, досуги, занятия – позволяют установить теплые неформальные отношения между педагогами, родителями и детьми. Такие мероприятия помогают создать эмоциональный комфорт в общении, сблизить участников коррекционно-образовательного процесса, способствуют тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы, родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще наладить с ними контакты, предоставлять необходимую информацию. Эффективность данных форм будет высокой, если содержание мероприятий соответствует запросам, потребностям и интересам родителей.
Факультативы, семинары, конференции для родителей и педагогов носят познавательный характер. Данные формы предполагают знакомство родителей с особенностями возрастного, интеллектуального и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
Игры с педагогическим содержанием предполагают участие не только родителей, педагогов, но и детей.
Поощрение родителей, информационные корзины, использование видеозаписей являются формами, способствующими активации родителей. Данные формы взаимодействия призваны повысить уровень мотивации родителей на сотрудничество с ДОУ, переориентировать родителей имеющих потребительский взгляд на ДОУ, («Мы Вам привели ребенка, заплатили, вот и занимайтесь»). Исключить такие же проявления со стороны педагогов («Вы нам доверили ребенка, а мы, профессионалы, знаем, что делать»).
Использование видеозаписей с обучающих и практических мероприятий для детей и родителей, где предполагалось их присутствие. Просматривание кассеты дома спровоцирует у родителей возникновение вопросов, а значит, появится потребность в общении с педагогами, специалистами по их разрешению. Повышает качество сотрудничества взаимообмен видеозаписями о жизни ребенка в семье, о создании условий, о стиле общения в семье, празднование дня рождения и т. д. – это информация к размышлению для педагогов, ведь увидеть ребенка в условиях семьи – это обратная связь и предпосылка к созданию единого образовательного пространства.
Привлечение родителей к участию в мероприятиях в качестве экспертов, членов жюри, подчеркивая при этом их значимость.
Информационные стенды, папки, альбомы – для родителей, которые по каким-либо причинам не могут принять участие в очных формах сотрудничества. Например, мы используем «Рекомендации в копилку семьи Ивановых» — оформляется папка, содержание которой определяется с учетом опыта семейного воспитания конкретной семьи, особенностей ее ребенка и формируется специалистами, педагогами, медиками ДОУ.
Индивидуальные программы сопровождения семьи – это выход на индивидуальные формы сотрудничества, разработка совместных действий ДОУ и семьи по обеспечению развития ребенка в различных сферах. В этих программах обозначены ключевые позиции взаимодействия, мера ответственности сторон, ожидаемые результаты.
При реализации данной системы сотрудничества родителей, а также другие близкие ребенку люди (бабушки, дедушки, братья, сестры) имеют возможность свободно посещать дошкольное учреждение; ознакомиться с жизнью ребенка в ДОУ, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями, с педагогами другими родителями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей стали принимать участие в играх, занятиях, праздниках и т. д.