Наталья Голубцова
Создание предметно-образовательного пространства в ДОУ
Структурное подразделение “Бобковский детский сад “Ромашка”МБОУ “ Бобковская СОШ””
Воспитатель: Голубцова Н. С
Центр познавательно-исследовательской деятельности в детском саду (разновозрастная группа)
Цель:
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности
Задачи:
Расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей
Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов
Публикация «Создание предметно-образовательного пространства в ДОУ» размещена в разделах
Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности
Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира
Совершенствование речевых навыков обогащения активности словарного запаса
С введением ФГОС дошкольного образования, исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии. ФГОС требует от нас создать условия развития ребёнка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития, способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность.
Центр познавательно-исследовательской деятельности в детском саду (разновозрастная группа)
Одним из условий решения задач по познавательной деятельности в детском саду является организация развивающей среды – создание центра исследовательской деятельности, наполнение его необходимыми материалами и оборудованием.
Наш центр исследовательской деятельности состоит из нескольких зон:
1 зона
“Уголок природы”
Комнатные растения подобраны с учётом возраста детей. В уголке
природы есть лейки, опрыскиватель, рыхлители, салфетки.
Есть тематически альбомы:
Комнатные растения, садовые и луговые цветы.
2 зона:
“Огород на окошке”
Огород позволяет организовать длительные наблюдения
за процессом и условиями роста растений. Дети с удовольствием участвуют в посадке огорода, ухаживают за ним, ведут наблюдения.
3 зона:
“Календарь природы”
4 зона:
Мини лаборатория “Юный исследователь”
В лаборатории хранятся оборудования и материалы, необходимые для проведения опытов.
Приборы:
Микроскоп, колбы, штатив, перчатки, халаты, увеличительное стекло, лупа, очки, магниты, резиновая груша, медицинские шприцы, пипетки, красители пищевые, весы, шпатели, песочные часы, гуашь, вода.
Природные материалы:
Коллекция камней, песок, глина, семена овощей, деревьев и цветов, ракушки, шишки хвойных деревьев, сухие листья, стекло, магниты, коллекция пуговиц, сушеные ягоды, желуди.
В нашей лаборатории есть материалы, которые распределены по блокам :
“Виды тканей”
“Виды бумаги”
картон,цветная бумага,гофрированная бумага,фольгированная бумага,бумага для печати (цветная и белая,наждачная бумага,крепированная бумага,обойная бумага,оберточная бумага.
“Невидимка - воздух”
Материалы:
Трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, султанчики.
“Волшебная вода”
Материалы для изучения свойств воды:
Соль, сахар, пищевые и непищевые красители, вода.
“Стекло”
“Звук”
Материалы для изучения свойств звука:
Колокольчики, дудочки, маракасы, бубен, металлофон, погремушки.
“Магнетизм”
Разные магниты, металлические предметы.
5 зона
Здесь размещены различные книги, тематический материал с темами недели:
домашние, дикие животные, саванна, птицы, насекомые, рыбы и др.
“Хочу всё знать”
Сюда же мы поместили исследовательский проект:
“Моё генеалогическое дерево”
6 зона
“Кулинария”
Материалы для исследования:
Некоторые пищевые продукты (мука, вода, соль, сахар, пищевые красители, крахмал, сахарная пудра, емкости различной величины, скалка, коктейльные трубочки, ложки, халаты.
7 зона
Мини музей “Старинные часы”
Цель создания музея – создание системы работы по формированию временных представлений у детей старшего возраста.
НОД “Познавательно-исследовательская деятельность”
Тема:
“Ветер - ветерок”
Дети создают ветер
На занятие к нам в гости приходил мишка из леса. Он показал детям, как летят шары по ветру.
Таким образом, детское экспериментирование как метод в педагогической практике, является эффективным и необходимым для развития дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объёма знаний, умений, навыков.
Я считаю необходимым поддерживать интерес детей и родителей к познавательно-исследовательской деятельности, так как она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, что очень важно для ребенка.