Митрофанова Любовь Дмитриевна
Создание инклюзивного пространства в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
"Создание инклюзивного пространства в ДОУ".
В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Независимо от социального положения, расовой или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.
Темочки:
К сожалению, сегодня многие дошкольные образовательные учреждения морально готовы принимать "особых" детей, но далеко не все из них на практике оказываются способными эффективно организовать процесс включения детей с особыми потребностями в имеющийся распорядок.
Инклюзивное образование - вовлечение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательный процесс и жизнь группы (класса).
Цель инклюзии - организация пространства группы (класса) для успешной реализации индивидуальной образовательной программы ребенка с ОВЗ.
Объект исследования: инклюзивное образование.
Предмет исследования: создание инклюзивного пространства в дошкольных образовательных учреждениях.
Инклюзивное образование подразумевает включение в единый образовательный процесс всех категорий детей (обычно развивающихся учеников и детей с ОВЗ, признание ценности их различий и способности к обучению, которое, в свою очередь, ведется наиболее подходящим способом для каждого ребенка.
Условия инклюзивной практики :
• Учет индивидуальных образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.
• Использование новых подходов к обучению, вариативных форм и методов обучения и воспитания.
• Создание новых форм и способов организации образовательного процесса.
• Введение командных форм работы, проектных форм организации деятельности.
• Осуществление мониторинга инклюзивных процессов.
В настоящее время в российской системе образования выделяются несколько видов интеграции в образовательном процессе в тех дошкольных и школьных учреждениях, где открыты как обычные классы и группы, так и специальные (коррекционные) :
1) Комбинированная интеграция (по виду образовательная, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим и близким к возрастной норме, по 1-2 человека на равных обучаются и воспитываются в массовых группах (классах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы (класса).
2) Частичная интеграция (по виду образовательная и социальная, при которой дети, ещё не полностью способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются лишь на часть дня (например, на его вторую половину) в среду нормально развивающихся сверстников. Основной образовательный процесс при этом осуществляется в отдельном специальном коррекционном классе (группе, который открывается в данном образовательном учреждении.
3) Временная интеграция (по виду социальная, при которой все дети специальной группы (класса) вне зависимости от психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже 2-х раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера.
4) Смешанная интеграция (по виду образовательная, при которой в дошкольной группе, а возможно и в классе, создаются смешанные группы, при уменьшении общего числа обучающихся и пропорциональном соотношении группы здоровых детей и детей с особенностями развития не менее 2:1.
Авторы концепции выделяют также тип полной интеграции, при которой «особый» ребёнок с высоким уровнем психофизического развития, близким к норме, посещает дошкольное учреждение или школу наравне со своими типично развивающимися сверстниками, а специализированную помощь получает во внешних учреждениях (ППМС-центры, логопункты, сурдокабинет и т. д.) и усилиями специалистов образовательного учреждения (логопедическое и психологическое сопровождение).
Перечислим основные принципы построения инклюзивного образовательного пространства в ДОУ.
• Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы.
• Принцип междисциплинарного подхода. В каждой группе работают специалисты (логопед, психолог, дефектолог, организуют обсуждение в момент приема ребенка в группу и составления или изменения программы развития.
• Принцип вариативной развивающей среды. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, с учетом структуры нарушения в развитии (нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха и др.).
• Принцип вариативной методической базы обучения и воспитания. Междисциплинарная работа предполагает способность использования педагогом методов и средств работы из смежных областей, применение методик тифло-, сурдо-, олигофренопедагогики.
• Принцип модульной организации образовательных программ. Программа проведения фронтальных занятий по математике, развитию речи и т. д. предполагает включение в базовую программу обучения и воспитания модулей из специальных коррекционных программ (программ для детей с нарушениями интеллекта, задержкой психического развития и др.)
• Принцип самостоятельной активности ребенка. Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение самостоятельной познавательной активности ребенка. Для этого в образовательную программу детского сада возможно введение дополнительных развивающих программ («Маленький исследователь», иностранный язык, керамическая мастерская, проектная деятельность).
• Принцип семейно-ориентированного сопровождения. Принцип позволяет включать родителей в качестве активных участников в каждый этап педагогического процесса.
• Динамического развития образовательной модели детского сада. В каждом инклюзивном образовательном учреждении наличие дополнительных служб, программ и методов зависит от комплектования группы. Модель детского сад может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.
• Активного включения всех участников образовательного процесса. Инклюзивное образовательное пространство предполагает активное вовлечение детей, родителей и специалистов в развитие деятельности детского сада, проведение общих мероприятий, составление планов семинаров и праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.
Основные положения организации инклюзивного образования в общеразвивающем ДОУ:
– индивидуализация и дифференциация обучения и воспитания в зависимости от психофизических возможностей и речевого развития детей;
– технологизация и стандартизация педагогического процесса;
– обновление содержания образования и контроль осуществляемых инноваций;
– мониторинг познавательно-речевого, физического, художественно-эстетического и социально-нравственного развития детей как критерия качества образования в ДОУ;
– оценка здоровья детей как критерия определения качества функционирования педагогической системы ДОУ.
На организационном уровне построения «Детского сада для всех» наиболее сложным является механизм проектирования и реализации дифференцированной и индивидуальной модели выбора образовательных, воспитательных, здоровьеобеспечивающих, коррекционных технологий, согласно уровню развития детей.
Концепция «Детского сада будущего» заключается в изменении смысла дошкольного образования с идеи адаптации ребенка к условиям обучения на адаптацию педагогических условий и образовательной среды к потребностям и возможностям ребенка.
Вопрос об инклюзивном образовании — очень непростой, и, конечно, он подразумевает долгосрочную стратегию и комплексную реализацию. Следует изучать опыт работы тех школ и детских садов, в которых эти программы уже работают, и попробовать распространять его и дальше.
Благодарю за внимание!