Анастасия Глинина
Создание и работа уголка речевого развития в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
роль, значение, цели и задачи.
Процесс овладения речью — сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности. С целью развития и при необходимости корректировки речевых умений воспитанников всех возрастов оформляются несколько уголков — ознакомление с художественной литературой, театрализованный и речевой.
Принципы организации речевых уголков :
• присутствие игрового персонажа
• наполняемость разнообразие материала
Публикация «Создание и работа уголка речевого развития в детском саду» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Уголки и центры в группах
- Темочки
• соответствие возрасту
• доступность
• системность
• эстетичность оформления
• периодичность обновления
Речевой уголок предполагает проведение занятий индивидуальных и в подгруппах по 2–3 воспитанника. Он также становится одним из центров самостоятельной деятельности детей, им приятно и интересно изучать здесь наглядные материалы и играть. Цель создания уголка речевого развития — оптимальная организация развивающей среды для совершенствования речевых способностей воспитанников
Задачи речевого уголка напрямую зависят от возрастных и индивидуальных особенностей детей.
в младших группах:
воспитание правильного физиологического дыхания;
уточнение произношения гласных и некоторых согласных звуков;
уточнение произношения в звукоподражаниях;
систематическое проведение упражнений артикуляционной гимнастики;
развитие мелкой моторики рук через специальные игровые упражнения.
Для младших дошкольников уголок речевого развития может включать зону сенсорики — место для развития мелкой моторики. Как вариант, это столик с развивающими играми : пирамидки, сортер, книжки и игрушки с кнопками. Или это коврик на стене с пищалками, резиночками, пластиковым зеркальцем, пуговицами, картинками из фетра, лентами, липучками. На сенсорном коврике обычно изображается сюжет знакомой детям сказки («Репка», «Теремок», «Три поросёнка») или изображения природных объектов, животных: цветочки, деревья, бабочки, птицы, зайчики и т. д. Всем известно, что ребёнку первым делом хочется потрогать заинтересовавший его предмет, поэтому развивающий коврик изготавливается из кусочков яркой ткани, лоскутков бархата, принтованной ленты, красочной тесьмы.
в средней группе:
развитие фонематического слуха,речевого дыхания и речевого внимания;
расширение и активизация словаря;
рассказывание о разных качествах и свойствах предметов рукотворного и природного мира;
знакомство с правилами ведения диалога через театрально-игровую деятельность;
побуждение к высказываниям разного типа;
развитие мелкой моторики рук в процессе различных видов детской деятельности.
в старшей группе:
• развитие артикуляции и правильного произношения;
• развитие фонематического слуха;
• расширение и активизация словаря;
• упражнение в использовании в речи слов-обобщений;
• упражнение в использовании в речи числительных;
• развитие диалогической речи;
• развитие мелкой моторики рук в процессе различных видов детской деятельности.
в подготовительной к школе группе:
развитие фонематического слуха,речевого дыхания и речевого внимания,интонационной выразительности речи;
расширение и активизация словаря;
составление и проговаривание диалогов в бытовых и учебных ситуациях,в театрализованной деятельности;
развитие пространственных представлений;
расширение умения ориентироваться в плоскости листа и в различной разлиновке;
подготовка руки к письму в процессе различных. видов детской деятельности
начиная со средней группы
настольно-печатные игры;
игры для развития мелкой моторики : шнуровки, пазлы, мозаики, «сухие бассейны»;
схемы для составления описательных рассказов ;
картинки с постепенно развивающимся сюжетом;
репродукции картин известных художников;
индивидуальные зеркала;
игры для развития фонематического слуха.
кукла хозяйка.
Требования к уголку речевого развития по ФГОС ДО Оптимальное расположение: уголок достаточно освещён, находится в тихом месте рядом с книжным, театрализованным и сенсорного развития уголками. Соответствие возрастным и индивидуальным потребностям детей. Наличие одушевлённого персонажа — куклы или игрушки. Персонаж-хозяин уголка побуждает детей к речевой деятельности : рассказывает забавные истории, приглашает к игре, задаёт вопросы. С помощью одушевлённой игрушки осуществляется демонстрация двигательных упражнений и артикуляционной гимнастики. Эстетичность. Уголок оформляется в одном стиле с зонами художественного чтения и театральной деятельности. Место занятий привлекает не только яркими красками, но и интересными предметами: репродукции на стене, фигурки на полке. Дидактические и игровые материалы располагаются в уголке по темам, воспитанники учатся соблюдать порядок. Не рекомендуется оборудовать речевой уголок навесными полками или шкафами со стеклянными дверцами. Название речевого уголка :
Говоряшки, Говуруша, Речецветик, Речеград, звукарик.