Андреева Ульяна Анатольевна
Создание благоприятных условий для экспериментирования в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Создание благоприятных условий для экспериментирования в детском саду
Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)
Темочки:
Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.
Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.
Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.
Цели:
• развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию;
• развитие словаря;
• ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира;
• углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.
Задачи:
• формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;
• сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.);
• учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений
• использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью;
• развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
Образовательные задачи:
• познакомить детей со свойствами предмета исследования;
• формировать умение делать открытия и выводы;
• обучать плавному направленному выходу на предмет.
Развивающие задачи:
• развивать экспериментальную деятельность;
• развивать речь детей;
• развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;
• развивать внимание, мышление, память
Воспитательные задачи:
• воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия;
• воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость;
• воспитывать аккуратность в работе.
Методы:
1. проблемно-поисковый метод: активные действия ребенка по обследованию объектов;
2. наблюдения за объектом;
3. просмотр иллюстраций;
4. беседа с элементами дискуссии;
5. познавательный рассказ воспитателя;
6. чтение художественной литературы;
7. проведение опыта, эксперимента.
Предметная среда:
1. лупы, зеркала, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, фонарики, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, шарики из разного материала, дерево, металл, мел, пластмасса;
2. емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины; мерки, воронки, сита, лопатки, формочки;
3. природный материал: желуди, шишки, семена, спилы деревьев, камни разной величины, ракушки и т. д. ;
4. бросовый материал: пробки, палочки, трубочки, шланги резиновые и т. д. ;
5. неструктурный материал: песок, глина, краски, опилки, пенопласт, мел и т. д.
Формирование представлений у детей:
• о предметном мире;
• о материалах: песок, глина, вода, материал, камни и т. д. ;
• о мире растений: выращивание из семян, луковиц, листа;
• о природных явлениях: ветер, мороз, дождь, снег, туман, роса и т. д.
Экспериментирование может быть демонстрационным и фронтальным.
Демонстрационное наблюдение – это вид деятельности, при которой объект наблюдения один, он находится у педагога, который проводит и демонстрирует опыт детям. У этого вида есть свои плюсы и минусы, однако личная инициатива и вовлеченность детей сведена к минимуму. Только если малыш уже интересуется опытной деятельностью, он будет внимательно наблюдать за ходом эксперимента. В противном случае возможна пассивная реакция группы.
Фронтальное наблюдение – вид деятельности, при которой есть несколько объектов, и они – в руках у детей. Конечно, этот вид экспериментирования больше подходит для того чтобы активизировать работу всех малышей, вызвать их интерес и любопытство. Однако следить за целой группой одному воспитателю бывает сложно: скорость работы у детей разная, есть риск несоблюдения правил безопасности и т. д. Поэтому лучше, если на фронтальном наблюдении будут присутствовать несколько педагогов.
Уголок экспериментирования в детском саду должен быть оформлен в соответствии с правилами безопасности и, в то же время, вызывать интерес у детей. Итак, в своем уголке выделите место для:
1. Постоянной выставки. Здесь можно хранить редкие предметы (камни, раковины, кристаллы). Можно добавить лучшие поделки малышей.
2. Приборов. Исходя из плана вашей работы, здесь должны быть необходимые вещи (пипетки, банки, веревки, воронки, пластиковые бутылки и т. д.) для того чтобы обеспечить интересное и продуктивное экспериментирование в детском саду.
3. Схем. Подготовьте памятки для ребят, чтобы они знали, с чем имеют дело (например, "Вода" о свойствах воды, "Воздух" и т. д.). Памятки должны быть красочными и понятными малышам.
4. Материалов (природные, неприродные, неструктурированые).
5. Место для проведения опытов.
Правила при организации исследовательской работы:
1. Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.
2. Не сдерживать инициативу детей.
3. Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
4. Не спешить с вынесением оценочных суждений.
5. Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
6. Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
7. Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
8. Анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации.
Этапы развития детского экспериментирования:
Младший возраст – подготовка к экспериментированию. С помощью игровых персонажей предлагаются детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? Почему нельзя есть снег? Как пройти по льду и не упасть и др. Дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы.
В среднем возрасте идет практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов. Используются проблемные ситуации: "Как из воды сделать значок?", "Зачем нужен нос?", "Тонет - не тонет?«и др. Проводятся эксперименты по выявлению причин отдельных явлений, например "Почему этот платочек высох быстрее?" (потому что он был на солнце); "Чей домик крепче: из каких материалов ветер сдул домик и почему". Исследуем состав почвы, сравниваем свойства песка, и глины. Узнаем и расширяем представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей узнаем о свойствах магнита и увеличительного стекла.
В старшем дошкольном возрасте углубляются представления детей об окружающем мире, эксперименты усложняются по содержанию и методике проведения. Теперь инициатива по проведению экспериментов чаще принадлежит детям. Постепенно увеличиваются задания по прогнозированию результатов. Например, "Сегодня мы посадили зерна овса, подумайте, каким он будет через 10 дней". Для формирования навыков самостоятельного экспериментирования детей можно использовать следующие приемы:
- Воспитатель выполняет работу по указанию детей. Когда, обучая педагога, дети проговаривают план и действия всей работы, самостоятельно подходят к выводу эксперимента, отражая его в речи.
- Презентация ребенком своей деятельности. Дети рассказывают и демонстрируют опыты, которые они провели дома. Что повышает самосознание и самооценку.
В настоящее время в дошкольной педагогике ребенок рассматривается не как объект науки, а как субъект; отношения ребенок – взрослый – это субъектно-субъективные отношения, т. е. мы, взрослые, не только изучаем ребенка, но и учимся у него. Взрослый и ребенок обмениваются опытом, знаниями, переживаниями, и это очень ценное приобретение для обеих сторон. Отношения наши с детьми строятся на основе партнерства. Взрослый выступает в роли соучастника деятельности, а не наставника, и это позволяет ребенку проявить собственную познавательную исследовательскую активность.
Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, то есть умение ребенком определить цель, способы её достижения, оценить полученный результат.