Наталья Плотникова
Создание физкультурно-игровой среды для обогащения двигательного опыта детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Создание физкультурно-игровой среды для обогащения двигательного опыта детей младшего дошкольного возраста
В настоящее время вопрос сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей является первостепенной задачей всего государства в целом. Главнейшим фактором развития полноценной личности ребенка считают обеспечение оптимальных условий для реализации любых потребностей детей. Дети дошкольного возраста очень активны и подвижны, поэтому для них необходимо создавать условия, способствующие формированию и развитию их двигательной активности.
Публикация «Создание физкультурно-игровой среды для обогащения двигательного опыта детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Средняя группа
- Темочки
На обогащение двигательного опыта дошкольников влияет двигательный режим детского сада. Он складывается из организованной и самостоятельной деятельности детей. Организованная деятельность – это физкультурные занятия, гимнастика, игровая деятельность под руководством взрослого. Самостоятельная деятельность включает в себя любую активность, организованную детьми без участия взрослого, по собственному желанию. Поэтому считается, что самостоятельная деятельность является наименее утомительной из всех форм двигательной активности.
Говоря о детях младшего дошкольного возраста, имеется в виду не столько самостоятельная двигательная активность, сколько создание условий для ее формирования и развития. Прежде всего, это наличие различных мелких и крупных физкультурных пособий, игрушек. Другими словами, организация предметной среды.
Однако, одно только наличие физкультурных пособий и игрушек не сможет обеспечить развитие двигательного опыта младшего дошкольника. Ведь, не смотря на кажущуюся самодостаточность, которую проявляют дети в процессе освоения двигательно-игрового пространства, они не могут полностью обойтись без помощи взрослого. Педагог, в свою очередь, должен уметь отличать ситуации, не требующие вмешательства, от тех, где его вклад нужен и важен: обеспечить каждого ребенка местом для движений, чтобы никто не мешал, привлечь детей к размещению физкультурных пособий в группе, помогать поощрением, советом и пр.
У детей младшего дошкольного возраста активно развиваются движения, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем движения еще плохо координированы, нет быстроты реакции, ловкости. Поэтому предметную среду необходимо располагать по периметру группы, выделив игровую зону. В нашей группе игровая зона занимает около 40% от общей площади групповой ячейки и включает в себя игрушки для мальчиков (машинки разного вида, пластмассовый и деревянный строительный материал, конструктор, машинки-каталки) и для девочек (куклы, наборы для сюжетно-ролевых игр, коляски).
Кроме этого представлены пособия и игры для развития мелкой моторики рук и психических процессов (мозаика, пазлы, вкладыши, настольно-печатные игры и тп). Также для развития мелкой моторики используются различные «подручные» пособия: фасоль, липучки, молнии, интерактивная доска, и даже обычная упаковочная пузырчатая пленка. В младшем возрасте развитие мелкой моторики рук очень актуально, ведь именно в этом возрасте формируется речь детей.
Для физического развития младших дошкольников организован центр физкультуры. Он включает в себя: атрибуты для подвижных игр, мячики разного размера и фактуры, кегли, скакалки, мешочки с песком и пр.
Двигательная деятельность нашей группы организуется на физкультурных занятиях, на утренней и пробуждающей гимнастике, в подвижных играх под руководством взрослого. Иногда дети самостоятельно играют в знакомые подвижные игры, но, все-таки, игры с участием взрослого младшим дошкольникам более интересны.
Для самостоятельной двигательной активности на участке детского сада предусмотрены малые формы: кораблик, песочница, машинка, спортивная дорожка. Дети с большим удовольствием играют в песочнице с выносным материалом (лопатки, формочки, ведерки и совочки) : лепят куличи, делают тортики, копают разнообразные тоннели для машинок. Игра с песком способствует развитию воображения детей, логического мышления, способности к совместным играм.
Мальчики предпочитают спортивные игры. Например, футбол, где максимальное количество игроков 4 человека, которые стоят по обе стороны игрового поля «на воротах» и пасуют мяч друг другу.
Активно используют в играх спортивную дорожку, которая способствует развитию равновесия.