Ольга Полохало
Создание центра познавательного развития «Цифроград» в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Непременным условием развития детского математического творчества является обогащенная предметно - пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов, а также игры, занимательный математический материал. Основная цель использования занимательного материала - формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний. При этом непременным условием является применение воспитателем игр и упражнений для активного проявления познавательной самостоятельности у детей: стремление и умение познавать, осуществлять результативные мыслительные операции.
Публикация «Создание центра познавательного развития „Цифроград“ в ДОУ» размещена в разделах
Цель: создание условий и возможностей для возникновения и развития у детей элементарных математических представлений (о форме, величине, мере, соотношении, количестве, числе, времени, пространстве, ориентировке в пространстве и времени, умений пользоваться схемами, планами, моделями.
Задачи:
- целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности;
- развитие качеств и свойств личности ребёнка для успешного овладения познавательной математической деятельностью;
- развитие поисковых способностей, целенаправленных действий;
- воспитание стремления к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости, самостоятельности;
- воспитание у детей потребности занимать своё свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуальными играми.
Содержание центра математики
Величина
Геометрические фигуры и плоские силуэты разных предметов, игрушки разной величины для установления упорядоченного ряда по длине, ширине. Объёмные предметы, игрушки для сравнения и установления упорядоченного ряда по высоте и толщине. Условные меры длины, объёма сыпучих и жидких веществ. Трафареты, линейки и другие измерительные эталоны.
Геометрические фигуры
Наборы моделей геометрических фигур плоскостные и объёмные.
Ориентировка в пространстве
Наборы картинок для игрушек, игры, позволяющие овладеть ориентировкой от объектов: впереди, сзади, слева, справа, между, посередине. Картинки с ориентировкой на плоскости листа: лабиринты, карты, схемы.
Ориентировка во времени
Наборы сюжетных картинок, фотографий, слайдов, помогающих усвоить понятия частей суток. Пособия, картинки, формирующие последовательность времён года, явлений природы, дней недели. Картинки с изображением разных частей суток (явления природы). Таблицы с изображением символов частей суток и времен года. Календарь с днями недели со bb-го полугодия. Модели числовых и временных отношений («Числовая лесенка», «Дни недели»). Модель часов, часы.
Количество и счёт
Числовые фигуры. Карточки с цифрами первого десятка, знаками, примерами. Предметные картинки для фланелеграфа, игрушки, предметы, природный материал, геометрические фигуры для счёта, сравнения, классификации, операций с множествами.
Карточки с предметами, размещёнными по кругу, в виде числовой фигуры, в бесструктурной, ассиметричной группе. Предметные карточки для фланелеграфа для ознакомления с количественным составом числа из единиц. Мелкие игрушки для счета, цифры от 1 до 5, 10. Таблицы с предметами от 1 до 10, для закрепления порядкового, прямого и обратного счета. Счётные палочки.
Развивающие и дидактические игры.
«Узнай по описанию», «Расставь мебель», «Поручения», «Наведи порядок», «Отгадай, в каком порядке», «Кто больше увидит», «Найди такой же», «Посмотри вокруг», «Геометрическая мозаика», «Домино», «Геометрическое лото», «Волшебный квадрат», «Вьетнамская игра», «Встань там, где я скажу», «Отгадай, где это», «Следопыты», «Геоконт», «Наоборот», «Когда это бывает», «Кто больше», «Исправь ошибки», «Кто знает, пусть дальше считает», «Живые числа», «Сравни и подбери», «Числовая лесенка», игры Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича, шашки, шахматы, домино, лото и др.
Познавательная литература
Энциклопедии, книги и тетради с занимательными заданиями, лабиринтами, головоломками. Головоломки-предметы: верёвочные, деревянные, на передвижение и поиск выхода, составление целого из частей.
Варианты совместной деятельности
Всю работу воспитатель организует с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Он предлагает ребенку игры, ориентируясь на уровень его умственного и нравственного развития, проявление активности.
Привлекает и малоактивных детей, заинтересовывая их игрой и помогая освоить ее. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребенок видит свои успехи. Тот, кто составил интересный силуэт, решил задачу, стремится к новым достижениям.
Руководство со стороны педагога должно быть направленно на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества.
Основные указания к руководству самостоятельной деятельностью детей могут быть следующими:
Объяснение правил игры, ознакомление с общими способами действий, исключая сообщение детям готовых решений. Стимулирование проявлений самостоятельности в играх, поощрение стремления детей достичь результата.
Совместная игра воспитателя с ребенком, с подгруппой детей. Дети усваивают при этом игровые действия, их способы, подходы к решению задач.
Создание элементарных проблемно-поисковых ситуаций в совместной с ребенком игровой деятельности.
Воспитатель играет, составляет силуэты, отгадывает загадку, ходы лабиринта и в это время привлекает ребенка к оценке своих действий, просит его подсказать ему следующий ход, дать совет. Ребенок занимает активную позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков.
Объединение в совместной игре детей, в разной степени освоивших ее, с тем чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.
Организация разнообразных форм деятельности в уголке: соревнования, конкурсы (на лучшую логическую задачу, лабиринт, фигуру-силуэт, вечера досугов, математические развлечения, игра «Школа», практические упражнения, решение задач на развитие мыслительных операций, дидактические упражнения, в основе которых лежат действия замещения (кодирование, декодирование) и наглядного моделирования, создание проблемных ситуаций, дидактические игры.
Способствовать развитию одарённых детей, удовлетворять их повышенную потребность в познании нового. Для этого в центре математики должны находиться материалы, которые «опережают» возраст воспитанников. В старшей группе опережающему развитию воспитанников будут способствовать подборки логических упражнений: задач-шуток, на сообразительность, на развитие памяти и внимания, а также всевозможные головоломки.
Основные виды деятельности в математическом центре
• Совместная деятельность педагога и воспитанников: дидактическая игра, рассматривание и обсуждение плакатов, моделей, экспериментирование, постановка и решение проблемных ситуаций, отгадывание загадок, решение задач.
•Обучающая деятельность воспитателя, восприятие информации детьми. Это в основном знакомство с новой игрой, объяснение правил, обучение детей пользованию материалом, пособиями.
•Самостоятельная деятельность дошкольников. Ей отводится больше всего времени, и виды её разнообразны: предметно-практическая, исследовательская, экспериментальная, игровая, художественная, конструирование, моделирование.