Александра
Современный взгляд на роль психолого-педагогического просвещения субъектов образования
▼ Скачать + Заказать документы
„Кто знает глубину своего просвещения и остается в невежестве, тот сделается примером всего мира. “
Лао-цзы древнекитайский философ
Просвещение-познание-знание…Эта первая параллель, которая возникает в мыслях при знакомстве с направляющим словом в этой цепочке. Замыкающее является результатом - смыслом любой просветительской деятельности, а значит человек просвещённый-человек знающий!
Публикация «Современный взгляд на роль психолого-педагогического просвещения субъектов образования» размещена в разделах
Исходя из философской строчки выше, считаю, что во всех составляющих систему образования в мире в целом-просвещение должно быть фундаментом, основой…характеризоваться постоянством, новизной и конечно творческой чертой.
Подводя к теме эссе, начну с истории, а именно с периода модернизации российского образования в начале 2000-х г. Существенные изменения были связаны с поиском новых концептуальных и практико-ориентированных подходов в образовании, внедрением инновационных образовательных технологий и обновлением методик педагогической работы. Наряду с этими процессами, к системе российского образования стали предъявляться и определё нные социальные требования: всестороннее развитие личности обучающегося и содействие в его социализации, инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, расширение круга участников образовательного процесса до семьи и родительского сообщества. На рубеже веков за рамками системы образования фактически оказалась воспитательная составляющая. Осознание этого на государственном уровне привело к необходимости внесения изменений в Федеральный закон об образовании.
Актуализация воспитательной составляющей в системе российского образования сделала по-настоящему востребованной тематику совершенствования семейного, педагогического воспитания с помощью новых форм психолого-педагогического просвещения всех субъектов образовательного процесса.
В разработку содержания и основных направлений педагогического просвещения педагогов, родителей и детей значительный вклад внесли Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Арбузов, А. Г. Ахвердов, Ю. К. Бабанский, А. П. Богомолова, Н. И. Болдырев, И. В. Гребенников, Л. Ю. Гордин, А. И. Дулов, И. А. Каиров, М. П. Кашин, P.M. Капралова, М. И. Кондаков, Б. Т. Лихачев, И. С. Марьенко. - С. Михалков, З. И. Равкин. - С. Л. Соловейчик, В. П. Стре-зикозин, В. А. Сухомлинский, А. П. Трофимов, И. Ф. Харламов, А. Г. Хрипкова и др. По мнению великих учителей, основой просвещения выступали воспитательные отношения, основанные на чувствах родства, любви, доверия, взаимной ответственности, духовному взаимообогащению, усвоению жизненного опыта, социализации.
Повышение педагогической культуры и психологической составляющей субъектов образования Российской Федерации настоятельно требует глубокого научного осмысления и критического использования исторического опыта, накопленного в послевоенные годы советской педагогикой и воспитательной практикой, поскольку именно в этот период были достигнуты определенные успехи в определении содержания, форм и методов педагогического просвещения в целом.
Изучив различные публикации и диссертационные исследования, по заданной тематике, мною был сделан следующий вывод, что до настоящего времени еще нет обобщающих работ, в которых исследуется развитие содержания и основных направлений психолого-педагогического просвещения субъектов образования в России в послевоенные годы. Недостаточно используется в практике учебно-воспитательных учреждений накопленный в годы (1946-1991). позитивный опыт повышения педагогической культуры учителей, родителей, населения. Современная педагогика, школа и семья испытывают потребность в научно обоснованных положениях, рекомендациях, способствующих повышению педагогической культуры общества.
Стоит отметить, педагогического опыта последних лет убедительно показывает, что педагогическое просвещение, ориентированное главным образом на запоминание, сохранение материала в памяти и его механическое воспроизведение лишь отчасти может удовлетворять современным требованиям усовершенствования российского образования. В этой связи акцентирую внимание на появлении новых форм психолого-педагогического просвещения и отмечу, что в их основу заложены активные (то есть способствующие активизации познавательных потребностей и способностей субъектов образования) и интерактивные (в ходе которых осуществляется обмен педагогическим опытом и опытом семейного воспитания) методы и технологии. Такие новые формы, на мой взгляд, решают не только информационную, но и воспитательную задачу в системе российского образования. Хорошим примером в современных условиях усовершенствования российского образования становится психолого-педагогическое просвещение через сеть «Интернет». Это может быть электронная страничка классного руководителя, сайт образовательной организации, онлайн конференция. В целом, их особенностью является интерактивный характер, позволяющий в условиях невозможности очной встречи организовать процесс педагогического просвещения в виртуальном пространстве.
Таким образом, системный подход к педагогическому и психологическому просвещению в современных условиях усовершенствования российского образования я вижу в сочетании традиционных и новых форм просвещения.
Резюмирую свои мысли философским началом данного эссе и словами советского, российского психолога, специалиста по возрастной психологии И. В. Дубровиной: «Просвещение — это своеобразное возделывание почвы земледельцем для получения более высокого урожая в будущем».